Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Визуальное образование направлено на формирование подлинного осознания окружающей нас действительности и является основой для познания мира, первым этапом которого является визуальный опыт. Успех когнитивного, физического и эстетического воспитания во многом зависит от степени визуального развития ребенка, то есть от того, насколько хорошо он слышит, видит и осязает окружающую его среду.
На каждом возрастном этапе дети особенно чувствительны к определенным воздействиям. Поэтому каждый возрастной этап благоприятствует целостному образованию, способствующему неврологическому, психологическому и социальному развитию дошкольников. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет визуальный опыт.
Дошкольный период — это период значительного зрительного развития, в течение которого становятся более понятными внешняя природа и взаимосвязи предметов и явлений, а также их ориентация в пространстве и времени. Хватая и манипулируя предметами, дети становятся более точными в определении их цвета, формы, размера, веса, температуры и особенностей поверхности. Слушание музыки помогает им понять мелодию, высоту тона и ритм, а восприятие слов – различить тонкие различия в произношении похожих звуков.
Существуют два взаимосвязанных аспекта развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Это приобретение представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений, а также приобретение новых форм поведения, позволяющих более целостно и фрагментарно воспринимать мир. Наглядное обучение необходимо для дальнейшего развития ребенка и как подготовка к будущей творческой и общественно полезной деятельности [8, с. 31].
В многочисленных исследованиях Запорожца, Усовой, Сакулиной, Венгера, Подъякова, Зинченко, Катаевой и других, посвященных особенностям и закономерностям визуального развития детей, проблемам визуального развития детей с нарушениями интеллекта, в отличие от проблем визуального развития нормальных детей, которые были тщательно изучены, не уделялось особого внимания. С другой стороны, хорошо известно, что дети с нарушениями интеллекта имеют задержку зрительного развития по сравнению с другими представителями высших классов.
Цель исследования: изучить особенности развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1) раскрыть значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3) проанализировать теоретические аспекты методов диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
5) предложить комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
Объект исследования: процесс развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: формирование зрительного восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта.
База исследования: подготовительный класс ГБОУ Школа №201 г. Москва.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 17 источников.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль зрительного восприятия в формировании психических функций у детей дошкольного возраста
"Восприятие – целостное отражение воспринимаемых характеристик предмета или явления" [11, с.67].
Восприятие — это очень сложный, системный и многоуровневый процесс, имеющий рефлексивную и регуляторную функции в поведении детей. Восприятие — это процесс формирования субъективных образов предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств и могут рассматриваться как образ сам по себе и как система поведения, направленная на ознакомление человека с объектами, которые воздействуют на него.
Визуальное развитие — это развитие процессов, с помощью которых дети распознают и понимают объекты и явления в окружающем мире.
Визуальное познание играет важную роль в когнитивном развитии детей при формировании представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Визуальное познание — это сложная задача, включающая анализ различных стимулов для глаза. Чем полнее зрение, тем более полно, точно и разнообразно отражаются стимулы, поскольку они различаются по качеству и интенсивности. Люди получают большую часть информации об окружающем мире через зрение.
Зрительное восприятие — это сложный процесс, включающий несколько факторов, в том числе спонтанность, координацию, способность контролировать остроту, аналитическую и синтетическую деятельность зрительного анализа, количество и перцептивную стабильность.
Формирование предметного восприятия происходит в процессе предметного обучения ребенка. Восприятие объекта формируется в результате взаимодействия осязания, движения и зрения, когда ребенок наблюдает за объектом, прикасаясь к нему руками и перемещая взгляд.
Таким образом, зрительное восприятие является познавательным процессом, характерным для дошкольного возраста, и выполняет объединяющую функцию:
Во– первых, восприятие объединяет свойства объекта в целостную картину объекта,
Во– вторых, восприятие объединяет все когнитивные процессы в единое целое для обработки и извлечения информации,
В– третьих, восприятие объединяет весь опыт окружающего мира в виде репрезентаций объектов и образов для формирования целостной картины мира [1, с. 8].
Особое внимание следует уделять восприятию цвета, поскольку, в отличие от восприятия формы и размера, цвет практически нельзя определить методом проб и ошибок. Цвет необходимо увидеть. Другими словами, для восприятия цвета можно использовать только ориентацию зрительного восприятия.
Восприятие зависит не только от органов чувств, которые позволяют нам со временем воспринимать окружающий мир, но и от предыдущего опыта развивающейся личности.
Поэтому развитие процесса восприятия и распознавания ребенком предметов и явлений в окружающей среде приводит к "сенсорному развитию", в ходе которого ребенок приобретает набор зрительных критериев. Эта система обеспечивает набор критериев, которые ребенок может использовать для сравнения и точной идентификации вновь воспринимаемых свойств.
1.2 Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Интегрированное восприятие является важной предпосылкой для правильной ориентации в мире предметов. Замедленное, недифференцированное восприятие, узкий диапазон, снижение активности анализа и синтеза, ухудшение памяти, характерные для детей с задержкой психического развития, затрудняют познание окружающего мира. Неадекватное извлечение и замедленная обработка информации, полученной через органы чувств, приводит к неполному, неустойчивому и не всегда правильному восприятию предъявляемого материала. Более того, зрительное развитие детей с нарушениями интеллекта в целом значительно запаздывает в своем становлении и протекает крайне неравномерно [22, с. 68].
Отечественные исследования показали, что перцептивные дефициты у детей с умственной отсталостью представляют собой скорее аномалии восприятия как сложной когнитивной функции, чем нарушения перцептивного аппарата.
Избирательность является характеристикой восприятия во всех функциях и представляет собой отбор ребенком объектов интереса, деятельности и внимания.
Предметность – основной результат перцептивного процесса, степень которого определяет, насколько целостным и значимым является воспринимаемый объект и отражается ли его структура в восприятии [10, с. 213].
Физиологическая функция восприятия характеризуется устойчивостью, то есть способностью узнавать объекты независимо от положения, расстояния, освещения и т.д., то есть независимо от условий восприятия.
Рассмотрим, как эта функция проявляется у детей с умственной отсталостью.
Визуальное восприятие категории детей на сегодняшний день является наиболее изученным. Результаты показали, что восприятие является объектно – ориентированным, т.е. не все свойства объекта независимы от самого объекта. Более того, дети с нарушениями интеллекта часто выбирают наиболее яркий признак, иногда только один, который отличает объект от других. Узкий диапазон восприятия подтверждается "сжатием" отдельных частей объекта и недооценкой материала, важного для общего понимания. Сниженная избирательность восприятия: дети с умственной отсталостью долго не могут выделить главные объекты и понять внутренние взаимосвязи между их частями, с трудом ориентируются в ситуации и часто теряются. Умение отделять объекты от их свойств, различать одинаковые свойства разных объектов и разные свойства одного и того же объекта можно только постепенно развивать в процессе практической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникации речи: Учебно– монограф. пособие / И.Ю. Абелева; Подгот. к изд и ред. В.И.Селиверстова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 288 с.
2. Ахутина, Т. В. Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие — 3– е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240 с.
4. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Филатова Ю. О., Хатнюкова– Шишкова Т. Г. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания. М., 2017.– 80 с
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М. 1998. – 304с.
7. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 536 с.
8. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно– методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2015. – 304 с.
9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого– педагогического обследования детей: пособие для психолого– педагогических комиссий – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 475 с.
10. Запорожец А.В., Венгер Л.А. и др. Восприятие и действие: Учебно– методическое пособие. – М. Прогресс, 2016. – 394с.
11. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников: Учебно– методическое пособие. – М.: Академия педагогических наук, 2013. – 286 с.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебно– методическое пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 208 с.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
14. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников: Учебно– методическое пособие. – М.: Новое знание, 2016. – 345 с.
15. Малева З.П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения: Учебно– методическое пособие. – Челябинск, 2015– 545 с.
16. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта: Учебно– методическое пособие. – М.: Гардарика, 2020. – 304 с.
17. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: Учебно– методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 510 с.