Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире происходят существенные изменения в социальной, экономической, политической, а других сферах общества, изменением содержания общественного бытия и сознания в целом, предъявляет новые требования к уровню образованности людей, их интеллектуально-духовному потенциалу. В Федеральном Законе «Об образовании» сформулирован первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Данный принцип аргументирует личностную направленность образовательных программ и обуславливает необходимость поиска новых форм и методов обучения. По мнению А. Зубова «акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики.
Значение личности учителя трудно переоценить, вопросы социально-нравственного развития педагога являются одними из самых обсуждаемых в педагогическом сообществе, возрастает необходимость поиска новых методов и средств для формирования ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности. Однако, прежде всего у педагога должно быть сформировано ценностное сознание, отношения и установок, для того чтобы ценности стали ориентиром в его деятельности.
Изучением вопроса формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности будущих педагогов занимались такие ученые исследователи, как Лешер О.В, Сластёнин В.А., Алексеева В.Г., Никитина Н.Н, Журавлева Н. А. и другие. Характерной чертой данных исследований является их ориентация на ценностную сферу субъекта деятельности.
Однако, существует ряд противоречий по данной теме:
- между необходимостью личностного развития студентов и сохранением ориентации на предметно – содержательный результат деятельности будущего педагога;
- между необходимостью методического обеспечения процесса формирования ценностного отношения к педагогической деятельности и недостатком апробированных подходов;
Выявленные в процессе исследования противоречия определили проблему, которая состоит в поиске эффективных методов для формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности будущих педагогов.
Объект исследования – ценностные отношения.
Предмет исследования – ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего педагога.
Цель исследования: изучение процесса формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.
Задачи исследования:
1. Анализ понятий «ценность», «ценностные отношения», «ценностные установки».
2. Определение особенностей формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.
3. Подбор методов исследования, направленных на определение уровня сформированности ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.
4. Проведение эмпирического исследования.
5. Разработка программы, направленной на формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.
Решение перечисленных выше задач определило выбор методов исследования: анализ научно-педагогических источников по проблеме исследования, изучение сущности ключевого понятия исследования, тестирование, ранжирование ценностей по методике М. Рокича, анализ результатов.
Курсовая работа состоит из 2-х глав. Первая глава включает в себя теоретические основы формирования ценностного отношения у профессиональной деятельности у будущих педагогов. Вторая глава посвящена диагностике и формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
1.1 Понятие и сущность ценностных установок
При рассмотрении теоретических аспектов формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов нами был проведен анализ следующих понятий: «ценность», «ценностные установки», «ценностные ориентации». В различных источниках авторами в большей степени дается определение «ценностные ориентации», чем «ценностные установки», поэтому в нашей работе важно установить взаимосвязь данных определений.
Доктор педагогических наук В.А. Сластенин определял ценность как вещественно–предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества [9].
Ценности и установки напрямую взаимосвязаны, ведь установки выражают готовность человека к действию в соответствии со своим ценностным миром.
Д.Н. Узнадзе определял установку как целостную психическую реакцию, детерминирующей целенаправленность восприятия [11]. Установки подразделяются на элементарные (на основе базовых потребностей), социальные, базовые социальные установки и система ценностных ориентаций.
В психологический литературе ценностные установки рассматриваются как предрасположенность субъекта ценностного отношения к объекту оценки. Ценностные установки формируются в процессе социокультурного взаимодействия членов общества в семье, общественной среде и воспроизводятся в каждый социально-исторический период. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная, познавательная, координационная (координация всей познавательной системы психических процессов.
Ценностные установки иначе можно назвать жизненной позицией человека. Эрик Берн выдвинул идею о том, что люди принимая важные решения по поводу себя и других, формируют свои жизненные позиции, которые имеют фундаментальное влияние на их жизнь.
Совокупность установок образует ценностные ориентации, которые формируют модель поведения и деятельности индивида в жизненных ситуациях [3].
Таким образом, многие исследователи устанавливают взаимосвязь установок с понятием ценностные ориентации.
Регулятором поведения индивида является система фиксированных установок, система отношений, ценностная ориентация. Для каждого индивида есть свой перечень установок, имеющий особенный вес и значение, из которых складывается устойчивая система фиксированных установок или ценностная ориентация личности, отражающаяся в отношении к предметам и явлениям объективного мира, к сфере общественной жизни и самому себе как члену общества.
Д. Н. Узнадзе, рассматривая ценностную ориентацию индивида в своей психологической концепции установки, трактует ее как специфическое состояние готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия ряда условий, в частности установки. В связи с этим ценностная ориентация, по его мнению, представляет устойчивую систему фиксированных установок, возникающих в результате объективации индивидом предшествующего общественного или личного опыта [11].
В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм), инструментальные (комфортные условия жизни, материальные блага) и производные ценности (подарок, медаль или грамота).
Таким образом, мы можем сделать вывод о взаимосвязи понятий ценностная установка и ценностная ориентация. Ценностная ориентация фактически воздействует на все стороны человеческой психики: от познавательной деятельности до мотивации каждого из поступков индивида, из которых складывается его поведение. Но поскольку каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, индивидуальные и микрогрупповые установки неизбежно проявляют себя в интерпретации ценностных ориентаций, характерных для класса и общества в целом.
Поскольку теоретический анализ выходит за рамки обозначенной проблемы, мы касаемся термина установки лишь в связи с тем, чтобы подчеркнуть особенность, более характерную для ценностной ориентации личности, чем для установки, — это фактор времени. Долговременность действия ценностной ориентации может быть выражена в качестве перспективной жизненной программы личности.
Ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностного отношения.
1.2 Проблема ценностей и ценностного отношения
Проблема изучения ценностей и ценностных отношений личности является одним из важнейших аспектов, изучаемых в настоящее время на философском, психологическом, педагогическом, индивидуальном и социальном уровнях. Актуальность данной проблемы связана с тем, что ценностное отношение, находясь на пересечении мотивационной и мировоззренческой структур сознания, создает баланс поведения личности и видов человеческой деятельности.
Одной из особенностей формирования ценностей является то, что система ценностей постоянно меняется в переходные периоды общественного развития, возникает проблема: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.
Ценности являются основополагающим компонентом духовной культуры человечества и базой в формировании индивидуального мировоззрения личности. Вопрос определения природы ценностей и формирования обсуждается философами, психологами, педагогическими деятелями.
Проведенный в психологических исследованиях анализ ценностей и ценностных ориентаций, позволяет сделать вывод о переходе на качественно новую ступень осознания проблемы и актуальности разработки новых методологических подходов в аспекте исследования ценности и ценностных ориентаций личности и группы.
Н.А.Журавлева обобщая взгляды исследователей, отмечает, что «ценности понимаются как значимые для личности предметы и явления окружающей действительности» [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. - № 8. - С.8-13
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. - №5. – С.63-70.
3. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе/ Н.А. Журавлева. -М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.-335 с.
4. Кочнева Е.Н. Педагогические ценности как условие самореализации специалиста / Е.Н. Кочнева // Педколледж. - 2004. - № 3. - С.4-8.
5. Лешер О.В., Акманова З.С., Гугина Е.М. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С. 77-85.
6. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н.Н. Никитина // Педагогика. – 2000. - № 6. – С.65 - 71.
7. Пичка, Е.Б. Проблемы формирования ценностей педагогической профессии у студентов КГПК / Е.Б. Пичка // Педколледж. - 2004. - № 3. - С.9-14.
8. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
9. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова. – М.: ИЦ «Академия, 2003. – 192 с.
10. Серый, А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. - Кемерово.: Кемеровский гос. университет, 1999 - 92 с.
11. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Под ред. Ш.А. Надиришвили и В.К. Цаава. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.
12. Юсупова Е.В. Ценностные ориентации, установки и направленность личности «человека юридического». Электронный ресурс .- режим доступа:http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/348yusupova.pdf