Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что закупки (снаб-жение) — один из важнейших бизнес-процессов, протекающих у хозяйству-ющих субъектов. Обеспечение эффективного функционирования современно-го предприятия во многом определяется процессом закупок, оказывающим существенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособ-ность предприятия. Соответствие такому понятию как конкурентоспособ-ность существенным образом определяется возможностью предприятия удо-влетворять требования потребителей посредством предоставления им каче-ственных товаров или услуг по приемлемым рыночным ценам в требуемые сроки. Поскольку деятельность предприятия не ограничивается одним днем, то это требует нахождения оптимальных и комплексных решений, рассчи-танных на длительную перспективу, которые, в конечном итоге, находят свое отражение в маркетинговой, логистической и производственной стратегиях предприятий.
Особенные проблемы характерны в этой связи для таких хозяйствую-щих субъектов, как предприятия обрабатывающей промышленности. Это объясняется, в частности, тем, что издержки производства и обращения, ве-личина технологических отходов и брака напрямую зависят от применяемых в производственном процессе сырья, материалов и компонентов, качества обработки комплектующих субпоставщиками, квалифицированности персо-нала контрагентов. Данные предприятия отличает особая сложность произ-водственного цикла, который зачастую должен быть непрерывным, наличие специальных требований к используемым ресурсам и эксплуатируемому оборудованию, широта и видовое разнообразие возникающих потребностей, и соответственно обширный массив поставщиков.
Целью данной работы является анализ эффективности закупочной дея-тельности ООО «Стройтрейд» для разработки мероприятий ее совершен-ствования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты закупочной деятельности;
- сделать анализ закупочной деятельности ООО «Стройтрейд»;
Объектом исследования является ООО «Стройтрейд».
Предметом исследования является закупочная деятельность предприя-тия.
Анализ тематической литературы показывает, что большинство работ. Посвященных анализу закупочной деятельности предприятия, акцентирует внимание на отдельных, не связанных между собой показателях либо из-лишне концентрируются на проблемах управления запасами; ощущается де-фицит конкретных рекомендаций по анализу, построению и совершенствова-нию системы управления закупками; не в полной мере разработан инстру-ментарий для оценки процессов закупки и обоснования выбора поставщика в условиях нестабильной потребности в товарно-материальных ценностях.
В ходе работы использованы такие методы как анализ монографиче-ской и периодической литературы, анализ финансовых показателей и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и содержание закупочной работы в торговом предприя-тии
Проблема управления снабжением в рамках закупочной деятельности занимает особое место в системе логистического менеджмента торговых предприятий. От эффективности работы системы снабжения зависит цена то-вара, ведь, если компания не получит товары к нужному сроку, нужного ка-чества и по приемлемой цене, то конечная стоимость товаров может стать не-конкурентоспособной, а предприятие станет убыточным. В силу этого необ-ходимо проводить постоянный анализ работы системы управления закупка-ми для принятия своевременных решений по повышению эффективности ее деятельности.
Торговля может быть оптовой и розничной торговлей. В соответствии с вышеупомянутым стандартом оптовая торговля предназначена для продажи товаров либо с целью ее последующей перепродажи, либо с продажей това-ров для профессионального использования. Розничная же торговля предна-значена для продажи товаров конечному потребителю, который использует товары для личного или семейного пользования. То есть выделение оптовой и розничной торговли товарами связано с целями использования товаров, которые приобретаются покупателями [8, с. 31].
Организация оптовых закупок товаров у промышленных и других предприятий для последующей продажи различным категориям потребите-лей является основной функцией оптового распределения.
Оптовая закупка товаров предусмотренного объема, ассортимента и качества необходима для бесперебойного обслуживания товарополучателей. По своей сути закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый това-рооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими ли-цами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закуплен-ных товаров.
Осуществляя закупку товаров, оптовые предприятия воздействуют на поставщиков, добиваясь улучшения качества товаров и расширения их ас-сортимента для удовлетворения потребительского спроса.
Современная торговля характеризуется:
- свободой выбора партнера;
- множественностью источников закупки;
- равноправием партнеров;
- возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
- саморегулированием процессов поставки товаров;
- свободой ценообразования;
- конкуренцией поставщиков и покупателей;
- экономической ответственностью сторон;
- инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров [8, с. 87].
Закупочная деятельность включает комплекс операций: выявление и изучение источников закупки товаров, изучение и прогнозирование спроса покупателей, организацию рациональных хозяйственных связей с поставщи-ками товаров, разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов поставщикам на производство и поставку товаров, организацию уче-та и контроля за поставками. Коммерческая работа по оптовым закупкам то-варов в рыночных условиях должна основываться на о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой принци-пах современного маркетинга.
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных усло-виях базируется на принципах современного маркетинга. Коммерческие ра-ботники с помощью стратегий (политик) маркетинга получают информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители. Они узнают це-ны, которые потребители готовы заплатить за товары. Коммерсанты полу-чают сведения: в каких регионах спрос на данные изделия (емкость рынка) наиболее высокий, где закупка продукции и сбыт может принести наиболь-шую прибыль. Коммерческие фирмы руководствуются результатами марке-тинговых исследований и строят свою политику закупок.
Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвя-занных коммерческих операций:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- определение потребности в товарах;
- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и ка-налов продвижения товаров;
- организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других постав-щиков;
- организация учета и контроля за оптовыми закупками.
Осуществление закупок товаров невозможно без изучения и прогнози-рования покупательского спроса. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.
1.2.Формирование коммерческих связей. Прямые закупки товаров у производителей
Для осуществления «закупочной деятельности торговому предприятию необходимо:
1) изучить рыночный спрос на товары, которые планируется продавать и определить планируемый объем продаваемого товара;
2) исходя из планируемого объема продаж и товарных запасов, опре-делить объем товаров, который следует закупить;
3) составить заявку на приобретение необходимого количества товаров;
4) выбрать поставщиков товаров;
5) выбрать форму размещения заказа у поставщика;
6) заключить договор с поставщиками на поставку товаров и прокон-тролировать его исполнение» [6, с. 145].
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
1) Изучение рыночного спроса на товары.
Изучение рыночного спроса на товары «осуществляется в рамках мар-кетингового исследования товарного рынка, на котором работает торговое предприятие. Маркетинговое исследование осуществляется специалистами отдела маркетинга, который, как правило, создается на крупном предприя-тии. На небольшом предприятии маркетинговое исследование проводится обычно либо директором, либо коммерческим директором» [3, с. 95].
2) Определение количества товаров, которые следует закупить.
Определение количества товаров, которые следует закупить, определя-ется по следующей формуле:
ТОзц = Зкг-Знг+ТОпц
Где ТОзц – товарооборот по закупочным ценам;
ТО пц – товарооборот по продажным ц
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2014.
2. Аверьянов ЛСЯ. Организационная культура управления совре-менным предприятием. М., 2015.
3. Анташов В., Уварова Г. Экономический советник менеджера Уч. проектирование. пособие:Мн: Финансы, учет, аудит, 2014. - 320с.
4. Артур Томпсон мл. Стратегический менеджмент: концепции и си-туации для анализа М., 2014.
5. Артур Томпсон мл. Стратегический менеджмент: концепции и си-туации для анализа М., 2014.- 234 с.
6. Афанасенко И.Д. Становление нового типа предпринимательства // Вестник Балтийского научного центра. 2015. - №1 - С. 3-17.
7. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской дея-тельности. СПБ: Изд-во СПб ГУЭФ, 2014. 231 с.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М.: Финансы и статистика, 2014. – 379 с.
9. Бараненко С.П., Шеметов В.В. Стратегическая устойчивость предприятия 2014.- 49 с
10. Баскин А. И., Варданян Г. И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. – М.: Экономика, 2015. – 421 с.
11. Бербнер Й., Ермолов А. Реформа закупок: первые шаги // Вест-ник McKinsey: Тория и практика управления. – 2015. – №23. – С.32-42.
12. Берман Б.Розничная торговля. (Текст)Стратегический под-ход/Б.Берман,Д.Эванс.-М.:Вильямс,2015.-1184 с.
13. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ.- М.: Эономика, 2015. – 311с.
14. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: Финансы и ста-тистика, 2014. – 317 с.
15. Бродецкий Г. Л. Экономико-математические методы и модели в логистике: Потоки событий и системы обслуживания/ Изд. "Академия", 2015
16. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность : организация и управ-ление(Текст) : учебник / Р. И. Бунеева. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 365 с.
17. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управ-ление - Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 365 с.
18. Бурмистров В.Г. Организация торговых процессов непродоволь-ственных товаров. – М.: Экономика 2015. – 206с.
19. В. И. Сергеев, М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. Логистика: инфор-мационные системы и технологии/Альфа-Пресс, 2015
20. Виноградова С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность – М.: Эксмо, 2014. – 215 с.
21. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: ЮристЪ, 2015. – 271 с.
22. Ворожцов С.Н., Миронова Н.А. Формирование и управление то-варным ассортиментом на предприятии(Текст) // Научные труды Междуна-родной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. ЭЛТОН.- 2016. – Т.1
23. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М.: Алан-с, 2015.
24. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление (Текст)/Т.А.Гайдаенко. - М.: Эксмо.2015.-512 с.
25. Гилберт Д. Управление розничным маркетингом(Текст) /Д.Гилберт - М.:Инфра-М.2013.-571 с.
26. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. /2014.- 154 с.
27. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговые исследования. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2014.
28. Ковалев, В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Ковалев, В.В., Волкова О.Н. - М., «Финансы и статистика», 2014 г. - 424 с.
29. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Со-временный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2015.
30. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики – СПб., Проспект, 2014. – 234 с.
31. Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. – М.: Дашков и К, 2014.
32. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifs.ru/upload/management.pdf 117.
33. Титов В.И. Экономика предприятия. Учебник 2014.- 58 с.