Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в развитии личности детей и образовании на уровне дошкольных учреждений предполагают активное использование различных элементов отечественной культуры для развития самых маленьких граждан. Уникальность каждого народа заключается в богатстве и уникальности многовекового опыта населения.
Перед педагогом стоит непростая миссия: сформировать культурную, изобретательную личность, которая будет способна найти своё место в сложной и постоянно изменяющейся реальности. Разумеется, для нахождения нравственных основ воспитания подрастающего поколения, прежде всего, следует обратиться к народным корням. Ведь именно они являются опорной точкой, сложенной веками, и понятны каждому человеку на протяжении многих столетий. В рамках формирования общей культуры личности, важно охранять и беречь родной язык, историю и культуру.
Актуальность данной темы заключается в том, что национальная культура является первым шагом для ребенка в познании богатств мировой культуры, усвоении общечеловеческих ценностей и формировании собственной личностной культуры. Сознание своей принадлежности к определенной этнической группе или национальности, то есть этническая идентичность, формируется у человека в раннем детстве. Именно в этот период формируются основы характера и норм поведения, которые во многом зависят от социального окружения. Поэтому, важно обращать внимание на национальную культуру и её особенности в процессе воспитания и развития детей.
Разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального - социальная основа проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур. Эта проблема обсуждается в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов [3].
Цель работы – на основе теоретических данных изучить проблему воспитания национальной культуры и подготовить комплекс мероприятий по воспитанию национальной культуры дошкольников в деятельности дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели, были определенный следующие задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «национальная культура»;
2. Изучить важность воспитания национальной культуры у детей дошкольного возраста;
3. Определить задачи и содержание воспитания национальной культуры у дошкольников;
4. Изучить диагностические методики определения уровня национальной культуры у дошкольников;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие национальной культуры
Становление общества происходит совместно с развитием разнообразных локальных культур, которые имеют свои особенности и специфические черты. Особое место среди локальных культур занимает национальная культура, которая отражает культуру отдельных народов или наций.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.
Национальная культура отражает роль и степень участия нации в глобальных социально – экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества и развитии науки, образования, культуры и так далее. Национальная культура раскрывает специфику творчества определенной нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально – экономическим и историко-культурным процессам.
Важнейшей особенностью национальной культуры является ее разнообразие, неповторимость и самобытность. Важно отметить и то, что национальная культура проявляется не только в деятельности общества, но и в деятельности государства, его социальных институтов, в национальных традициях, духовных ценностях, моральных нормах, стереотипах поведения и самовыражения [6].
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях труда, в детском фольклоре и т. д.
1.2. Значение воспитания национальной культуры дошкольника
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном детстве. Это именно в этот период наиболее благоприятно формирование основ национального самосознания, так как дети дошкольного возраста обладают уникальными психологическими особенностями, включая безграничную доверчивость к взрослым, стремление повторять их поступки, эмоциональную доброжелательность и необузданный интерес к миру вокруг. Впечатления, полученные на раннем этапе жизни, подобны надписям на камне – они устойчивы и оказывают глубокое влияние на личностный рост и развитие.
1.3. Задачи и содержание воспитания национальной культуры
Основными задачами формирования национального самосознания являются также: формирование системы знаний о родном крае, вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, формированию стремления приносить пользу людям.
Для этого необходимо, чтобы дети знали природоведческие особенности родного края, климат, экологические знания, а также имели сведения о жизни русского народа. Важным элементом является знание детьми своей родословной, знаменитых людей родного края и памятных мест.
Формирование национального самосознания у дошкольников также предполагает развитие определенных навыков и умений. Дети должны проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях, добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности, принимать участие в общественно направленной деятельности, бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе. Только так можно достичь повышения национальной связанности и взаимного обогащения разных народов. [12].
Н.В. Виноградова выделила направления приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре:
1. Ознакомление с краеведческим материалом, который отражает национальную культуру. Для этого необходимо знакомить ребенка старшего дошкольного возраста с национальным костюмом, стариной мебелью, посудой, предметами быта, культурными традициями жизни народа. Это позволит привить у детей чувство любви к национальной культуре, расширить представления о жизни предков, а также привязанность к культурным ценностям родного края.
2. При становлении личности ребенка старшего дошкольного возраста необходимо обращать внимание на произведения декоративно – прикладного искусства: народные игрушки, иллюстрации к произведениям, знакомство детей с техникой рисования росписью и т.д. Перечисленные средства приобщения детей к национальной культуре обогащают творческие стремления детей, развивают нестандартность мышления, свободу и индивидуальность ребенка.
3. Знакомство ребенка с народными музыкальными произведениями, национальным танцем, пение песен на музыкальных занятиях – все это положительное влияет на чувства, эмоциональный настрой, тем самым возбуждая интерес к народному искусству и национальной культуре у детей.
4. Изучение народного фольклора является необходимым в формировании уникальной личности дошкольника, способствующей углублению в культуру своей нации через язык. Сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи и загадки издавна передавали народную мудрость, нравственные ценности, образцы благородства, достоинства и трудолюбия, что делает этот народный фольклор бесценным и необходимым сокровищем в сохранении уникальных национальных черт и обычаев [4].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностические методики определения уровня национальной культуры у дошкольников
Чтобы выяснить, насколько понятна и интересна национальная культура детям, необходимо провести диагностику. Главная задача такого мероприятия – определение представлений и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценка проявления активности и любознательности.
Существует большое количество различных диагностических методик для определения уровня национальной культуры ребенка дошкольного возраста. Приведем для примера наиболее эффективные [11].
Методика 1 («Методика Выбора»).
Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре. Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация – выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент,
узор, которым бабушка украсит варежки):
• национальный орнамент;
• геометрические фигуры;
• однотонные (без рисунка)
2 ситуация – выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для
куклы):
• национальная одежда;
• джинсовый костюм;
• спортивный костюм.
2.2. Программа по воспитанию национальной культуры у детей дошкольного возраста
Создание условий для полноценного приобщения детей к национальной культуре – одна из социально-педагогических задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО). В современной ДОО работу по этому направлению детей необходимо вести с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность [16].
В детском саду используются разнообразные формы организации образовательного процесса по приобщению детей к национальной культуре: интегрированные занятия, музыкальные и физкультурные развлечения, разнообразные виды игр и игровых упражнений, инсценировки, коллективная деятельность и др.
Одним из наиболее эффективных методов интеграции традиционной народной культуры в образовательный процесс является постепенное и поэтапное введение детей в мир народных традиций и обычаев через различные формы деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка [14].
Современное дошкольное образование предлагает различные программы воспитания и обучения, которые направлены на развитие личности дошкольника. Среди них есть программы, которые используют методы народной педагогики и методы современного педагогического воздействия на изучении традиционной культуры.
Учреждения дошкольного образования всё чаще приобщают детей к традиционной культуре. Однако существующие методы не всегда используются в достаточной мере, что требует поиска новых методик. На сегодняшний день не существует программы дошкольного образования и воспитания, которая бы полностью отражала значение и практическое применение традиционного народного праздника в его подлинном этнографическом виде. Есть необходимость разработать такую программу.
На основе представленных проблем, предлагаем реализовать программу, цель которой - приобщение детей к традиционной народной культуре через подготовку и проведение традиционных народных праздников. В ходе комплексных занятий и мероприятий, дети будут погружаться в атмосферу народного праздника и приобщаться к его различным компонентам. Это поможет развить познавательную и эмоциональную сферы дошкольников, и привить им любовь к своей национальной культуре [17].
Программа рассчитана на участие родителей и воспитателей в ее реализации, в которой будет использоваться интегрированный и системный подход к подаче учебного материала.
Программа будет доступной и индивидуально направленной на возраст детей. Ее основные принципы помогут воспитать у детей общечеловеческие ценности и нормы, на основе национальной культуры, и сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Для успешной реализации программы, предлагаем провести опытно-экспериментальную работу, которая включает анкетирование родителей, информационно-просветительскую работу, наблюдение за детьми в ходе проведения мероприятий и заключительную беседу-мониторинг родителей. Анкетирование поможет выяснить интерес родителей и их готовность участвовать в программе, а беседа-мониторинг - узнать мнение родителей после проведения праздников и оценить эффективность программы в целом.
В ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста, подготавливая традиционный народный праздник, главная цель - проверить, насколько заинтересованы ребята в предложенном обучающем и культурно-развлекательном материале. Важно, чтобы все дети были эмоционально привлечены к традиционным народным обычаям и принимали активное участие во всех запланированных мероприятиях [19].
Программа построена на следующих принципах:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная культура – духовное измерение нации, каждого отдельного человека, ее составляющего, и его материализация, овеществление в конкретных результатах культурной деятельности. Духовное измерение нации иными словами, ее творческий потенциал, конкретизируется в бытовании культуры, ее распространении, которое, в свою очередь, может ограничиться знакомством с культурными ценностями или в лучшем случае, к чему и должно стремиться государство в своей культурной политике, их освоении.
Подводя итоги можно выделить основные принципы, определяющие успешность методики воспитания национальной культуры у детей дошкольного возраста:
1. Важно, чтобы родители не забывали, что наложение на ребенка искусственных стандартов культурных ценностей может только отдалить его от истинных традиций народа. Воспитание в собственных корнях, поддержание уважительного отношения к национальному наследию и приверженность культурным традициям - это ценности, которые обязательно проникнут в сердце ребенка, если его к ним подойти с любовью и уважением. Развитие эмпатии и понимания традиций национальной культуры является ключевой ролью родителей, начиная с раннего детства, и это будет служить детям на протяжении всей жизни. [10].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апполонова Н.Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. –2011. – № 4. – С. 33-37.
2. Балашова, И. Ю. Формирование традиций национальной культуры как средства духовно-нравственного воспитания родителей и детей в ДОУ / И. Ю. Балашова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 2(13). – С. 713-715.
3. Батурина Г.И. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – 2009. – № 1 (8). – С. 15-18.
4. Виноградова Н.В. Дошкольная педагогика: учебник / Н.В. Виноградова. — М.: Юрайт, 2013.
5. Гаспринская, А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования / А. А. Гаспринская // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (см. в книгах). – 2013. – Т. 195. – С. 171-183.
6. Герандоков, М. Х. Понятие национальной культуры / М. Х. Герандоков, В. З. Герандокова // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. – 2017. – № 1(15). – С. 150-156.
7. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. –2015. – № 1. – С. 67-73.
8. Деркина, С. А. Воспитание подрастающего поколения в духе национальных традиций и культуры в условиях детского сада / С. А. Деркина, О. Р. Титова // – 2018. – № 26. – С. 127-130.
9. Ершова, Т. М. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры для познавательного и нравственного развития детей / Т. М. Ершова // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2019. – № 1(4). – С. 71-72.
10. Журавлева, А. Н. Приобщение старших дошкольников к национальной культуре посредством дидактических игр / А. Н. Журавлева // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума, Йошкар-Ола, 25–26 мая 2017 года. Том Выпуск 4. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2017. – С. 411-413.
11. Задворная, М. С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / М. С. Задворная // Modern Science. – 2022. – № 4-1. – С. 328-333.
12. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
13. Лаврентьева, Н. А. Сущность понятия национальная культура и направления приобщения к ней детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Лаврентьева // Проблема ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ и САМООРГАНИЗАЦИИ в ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Самара, 23 ноября 2018 года. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2018. – С. 110-112.
14. Макушева, Н. В. Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания / Н. В. Макушева, Л. В. Сурина // Образование и наука в современных реалиях: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 февраля 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – С. 77-78.
15. Меньшикова, О. А. К вопросу о воспитании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе национальной культуры / О. А. Меньшикова // – 2015. – № 22. – С. 195-200.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
17. Софронова, Н. И. Национальная культура - основа гармоничного воспитания ребенка / Н. И. Софронова, Е. В. Порубова // Молодой ученый. – 2016. – № 2(106). – С. 849-851.
18. Федорова, С. Н. Ознакомление дошкольников с национальной культурой: содержательные и технологические аспекты / С. Н. Федорова, И. В. Алексеева // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. – С. 275-281.
19. Хилобок, З. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / З. Г. Хилобок, Н. В. Каракулина, Н. В. Кранина // – 2015. – № 11-4. – С. 28-30.