Фрагмент для ознакомления
2
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов и существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов общества в целом. Поэтому использование на уроках информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – это неотъемлемая часть в структуре любого современного урока, в том числе и уроков русского языка.
Прежде всего, использование ИКТ в обучении вызывает больший интерес и у младших школьников, по сравнению с традиционными формами работы. Уже в начальной школе при использовании ИКТ «ученики могут получить опыт аудиального, визуального, аудиовизуального, визуально-кинестетического и других комбинаций способов восприятия информации.
Возможности одновременного использования различных каналов восприятия информации позволяют привлечь внимание обучающихся к материалу и повысить качество его изучения». Таким образом, для эффективного обучения педагогу необходимы: разнообразные наглядные средства, качественный демонстрационный материал, наглядные интерактивные модели, мультимедийные презентации и т.п.
Актуальность данной проблемы обусловливается тем, что перед учителем начальных классов встает задача совершенствования форм и методов преподавания различных предметов. Для многих учащихся предмет «Русский язык» являются одним из самых сложных. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения ИКТ технологий является одним из решения данной проблемы.
Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в современном информационном пространстве.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Объект исследования – уроки русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка.
Цель – определить возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить возможности использования информационных технологий в образовательном процессе на уроках русского языка;
• Определить особенности обучения русскому языку в начальной школе;
• Выявить возможности организации уроков русского языка с применением ИКТ;
• Провести анализ применения ИКТ в работе с различными материалами из современных УМК по русскому языку
Методы и приемы исследования: ведущими методами являются описательный, наблюдение, а также приемы анализа теоретической и методической литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Возможности использования информационных технологий в образовательном процессе на уроках русского языка
В современной образовательной системе большое значение имеет внедрение информационно-коммуникативных технологий. Это не только открывает новые возможности и упрощает процесс обучения, но и является необходимым в условиях повсеместной цифровизации.
В образовательной сфере мы можем рассматривать информационные технологии и в общем значении – как процесс работы с информацией, и в более узком – как работу с применением технического оборудования и обучающих устройств .
Исходя из самого определения «информационно-коммуникационные технологии» следует сказать о взаимодействии следующих видов технологий:
• информационная технология, которая базируется на комплексе способов, средств и методов, обеспечение хранения, обработки и передачи информации, ее отображения и ориентирование на повышение эффективности и производительности труда. В настоящее время методы, средства и способы, механизмы информационных технологий напрямую связаны с использованием компьютерной техники и технологии .
• коммуникационные технологии определяются как методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой, при этом важен и обратный процесс. В этом аспекте компьютер занимает свое место и позволяет обеспечить комфортное, индивидуальное, многообразное и высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации .
Объединение информационных и коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет решить не только основную задачу по адаптации ребенка в информационном обществе, но и организовать основные направления работы воспитателя-педагога, в частности такое направление как формирование и развитие познавательной активности. Обучающие игры с применением информационно-коммуникационных технологий позволяют проводить довольно обширный перечень занятий: математика, ознакомление со странами, городами и организация интерактивного путешествия, развитие речи, обучение грамоте и конструирование, рисование и прочие.
Сложно теперь представить существование без применения информационных технологий – так прочно они влились в нашу жизнь. Закономерно, что образовательная сфера была бы невозможна без использования ИКТ: здесь важно и согласование системы образования с другими сферами жизни, упрощение обучения, контроль над самой системой, и обучение учащихся сосуществованию с миром, где технологии играют значительную роль. Данные перемены оказали как положительное воздействие на качество образования, так и отрицательное.
В нашем случае внедрение информационных технологий рассматривается как переход от традиционной системы, базирующейся на бумажных носителях и очной форме обучения, к электронному формату. Переход этот неизбежен в силу личных факторов и всеобщего прогресса, поэтому необходимо приспосабливаться и развивать технологии, используемые в образовательном процессе.
Проанализируем, какие позитивные аспекты предполагает использование информационных технологий. Первое, и самое главное, – удобство и доступность. В современном мире, когда практически у каждого дома имеется компьютер и всегда при себе телефон с интернетом, стало гораздо проще найти необходимую информацию, связаться с учениками и родителями, подготовить различные обучающие материалы. Электронные библиотеки и методические базы находятся в общем доступе, и ими всегда можно воспользоваться.
Многие образовательные учреждения переходят на электронные книги, что избавляет учащихся и педагогов от необходимости носить с собой множество учебников и тетрадей.
Особенно актуально использование цифровых технологий сейчас, в период пандемии, так как переход на дистанционное образование помог не прерывать процесс обучения и показал, что изучение электронных систем действительно важно.
Второе – наглядность. С появлением проекторов стала возможна постоянная визуализация учебных материалов: на экран легче и быстрее вывести необходимый текст, возможны интерактивные материалы, показ учебных фильмов и иллюстраций. Это помогает сократить время и улучшить восприятие.
Третье – надежность. Материалы, сохраненные в электронном формате, можно перенести на несколько носителей, что гарантирует сохранность и общедоступность.
Четвертое – заинтересованность самих учащихся в процессе обучения. Современные дети много времени проводят с гаджетами, и перенесение учебных материалов в электронный вид делает их более привлекательными для учащихся. В условиях личностно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахтырская, Е.Н. Использование графической наглядности на уроках русского языка в начальной школе/Е. Н. Ахтырская // Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования: матер. Всероссийской научнометодической конференции/ под ред. М.А. Ляшко. – Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2016. – С. 96 – 98
2. Ахтырская, Е.Н. Использование фотографий при обучении младших школьников написанию сочинений//Е. Н. Ахтырская // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : матер. Всеросс. науч.- практич. конф. г. Балашов, 29 – 30 марта 2016 г. / под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.].– Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2016. – С. 51-56
3. Ахтырская, Е.Н. Особенности работы с фразеологизмами в начальной школе//Е. Н. Ахтырская // Проблемы филологического образования: межвуз. Сб. науч. тр. / под ред. Л.И. Черемисиновой. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. С.103 – 108
4. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе / В.А. Векслер, Л.Б. Рейдель // Педагогические науки. – 2016. – № 41-1
5. Донгаузер Е.В., Волгина И.В., Дорохова Е.С.Информационные технологии как способ повышения качества подготовки обучающихся в современном вузе // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции. 2018. С. 382–385
6. Дорохов Д.С., Дорохова Т.С. Электронные ресурсы как средство реализации посреднической функции социального педагога в школе // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 75–79.
7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.: Знание, 1980.
8. Захарова И. Г.Информационные технологии в образовании. М.: Просвещение, 2005
9. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. В двух частях. Часть 1. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2015
10. Комарова Т.С. Величайшие педагоги и психологи мира об одарённости и способностях детей // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 10-13
11. Комарова Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1995. № 5. С. 47-49
12. Маштакова, Е.Н. Использование занимательных физкультминуток в контексте изучения отдельных тем на уроках русского языка/ Е.Н.Маштакова, Е.Н. Ахтырская// Инновационные стратегии развития педагогического образования : Сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции: В 2 ч. Ч.2 – Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2017. – С.50-52
13. Мусаева, Л. С. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка / Л. С. Мусаева, М. С. М. Азраилова // Региональный вариант русского языка в условиях билингвизма : материалы докладов Национальной научной онлайн-конференции с международным участием, Грозный, 15–17 апреля 2021 года / Чеченский государственный педагогический университет, кафедра русского языка и методики его преподавания. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 194-223
14. Петрова С.В., Снурникова Ю. С. Формирование лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М, 2015. – С. 123-125
15. Поляк В.Е. Компьютерные тренажеры и интерактивные электронные технические руководства: как их использовать в учебном процессе? [Электронный ресурс] // https://goo.su/Iv3
16. Русский язык. 3 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч., ч.1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М., 2013
17. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций с прил. на электр.носителе. в 2 Ч. Ч.2/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина;Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение»,-4 изд.-М.: Просвещение, 2014
18. Соловейчик М.С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса. В двух частях. Часть 1 / М. С. Соловейчик. – Смоленск, 2013
19. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка: Итоговая проверочная работа по русскому языку. 3 класс. / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск, 2014
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
21. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012
22. Шинкевич Г.В. Особенности применения информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях производственного обучения. – 2020. Электронный ресурс – URL: https://goo.su/9ILN
23. Юсупов А.Х. Интерактивные тренажеры и их роль в образовательном процессе / А.Х. Юсупов // Инновационная наука. – 2019. – № 1. – С. 60-62
24. Ягудина Р.И.Информационные технологии на уроках русского языка и литературы // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Молодой ученый, 2012. С. 89–91