Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Чтобы увидеть связь между теорией и практикой в обучении математике школьников, важна лабораторная и практическая работа. Эти работы понимаются в методической литературе как учебные занятия, которые решаются конструктивными методами с использованием прямых измерений, конструкций, изображений, геометрического моделирования и конструирования.
Вопрос о возможности и целесообразности проведения лабораторных работ по математике в рамках теории и методологии преподавания математики обсуждался в связи с усилением прикладной и практической направленности преподавания. В коллективной монографии Ф.И. Яковлева, Д.М. Кирюшкина и Г.В. Воробьева утверждается, что методологическая разработка относится к периоду Колмогоровской реформы (70-е годы 20 века). Учебная программа включает в себя научно-исследовательскую работу (начало двадцатого века), в рамках которой предлагается большое количество лабораторных и практических работ по различным предметам математического образования. В начале двадцатого века измерительные работы на местном уровне (элементы геодезических измерений) были введены в практику школьной работы и, следовательно, в систему подготовки преподавателей математики в университетах.
Авторы отмечают, что в период демократической реформы системы образования, 90-е годы 19-го века - начало 21-го века, они вновь обратились к лабораторной и практической работе по обучению школьников математике. Так, в этот период в журнале «Математика в школе» было опубликовано множество статей по методике организации лабораторной и практической работы, в которых описывались ее различные преимущества как одного из видов организации учебной работы.
Лабораторные и практические работы имеют большое значение, как в учебном, так и в образовательном плане. Они позволяют лучше понять математические зависимости между величинами, познакомиться с инструментами измерения и вычислений и применить их на практике, установить связи между различными школьными предметами и разделами курса математики.
Проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие в занятия по математике, повышает активность и самостоятельность учащихся на уроках. Кроме того, лабораторная и практическая работа помогают улучшить качество знаний учащихся по математике и помочь им понять абстрактные теоретические концепции.
Правильная организация лабораторной и практической работы способствует формированию культуры труда, особенно умению организовывать рабочее место, содержать его и его инструменты в порядке, вырабатывает привычку к систематической работе, воспитывает уважение к труду, стремление к знаниям и постоянному совершенствованию приобретенных знаний и навыков.
Однако лабораторные и практические работы на уроках математики довольно редко используются при изучении алгебры, геометрии, арифметики и принципов математического анализа в средних школах.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ на уроках математики с целью повышения интереса и мотивации к обучению у школьников.
Объектом исследования является процесс обучения математике с использованием методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ.
Предметом исследования являются методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ на уроках математики.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для использования методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ на уроках математики с целью повышения интереса и мотивации к обучению у школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие лабораторно-практических работ по математике;
- проанализировать практические и лабораторные работы в учебниках математики основной школы и методических рекомендациях разных авторов;
- изучить требования к знаниям и навыкам школьников по математике в разных классах основной школы;
- проанализировать методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ в школе на уроках математики;
- разобрать примеры лабораторно-практических работ по математике в разных классах основной школы.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по математике и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКИХ
И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Понятие лабораторно-практических работ по математике
Анализ научно-методической литературы по данной тематике позволил выделить два подхода к понятию «лабораторно-практическая работа»: лабораторно-практическая работа 1) как вид самостоятельной работы учащихся начальной школы и 2) как метод обучения. В то же время авторы этих концепций рассматривают лабораторную и практическую работу как сочетание лабораторной и практической работы.
Н.М. Епифанова утверждает, что лабораторное обучение математике должно включать те самостоятельные работы учеников, которые выполняются с помощью наблюдений, сравнений, измерительных и числовых приборов, составления таблиц, рисования графиков, изучения математических формул, рисунков и фигур, для того чтобы с помощью анализа новых математических фактов выявить новые математические факты». Чтобы помочь ученикам определить, что является основой для теоретических выводов и обобщений, а затем, при необходимости, получить строгое логическое доказательство [12].
К практическим работам относятся те самостоятельные работы учеников, целью которых является проверка теоретически установленных фактов, взаимосвязей, зависимостей в конкретном случае, применение теоретических знаний на практике, решение практических задач и т.д.
В то же время Н.В. Амосова говорит, что во время практической работы ученики учатся использовать как можно больше различных инструментов (линейка, транспортир, штангенциркуль, микрометр, пантограф, линейка, палитра и т. д.), использовать различные вычислительные инструменты (таблицы, номограммы, микрокалькуляторы и т. д.) [7].
Другие рассматривают лабораторную работу как метод обучения и утверждают, что лабораторная работа - это метод обучения, при котором учащиеся проводят эксперименты и выполняют определенные практические задания под руководством учителя и в соответствии с заранее определенным планом, воспринимая и понимая новый учебный материал, закрепляя полученные знания [12].
При этом Н.В. Саяпина отмечает, что понятие «лабораторная работа» часто используется как синоним термина «практическая», однако лабораторная работа имеет ряд преимуществ перед практической:
1) лабораторную работу практически легче выполнять (в классе, в аудитории);
2) лабораторная работа проще и доступнее для понимания учащимися и определения объемов, необходимых для решения проблемы;
3) лабораторная работа требует меньше времени, чем практическая;
4) предварительная лабораторная работа с соответствующей практической работой способствует активизации всех учеников и лучшему пониманию учениками роли математики в решении практических задач;
5) при выполнении лабораторных работ легче обеспечить, чтобы все учащиеся выполняли работу самостоятельно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгебра. 7 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Г. В. Дорофеев,С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева: Рос. акад. наук. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с. : ил. – (Академический школьный учебник).
2. Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин]. – М. : Просвещение, 2012. – 319 с. : ил.
3. Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобрпазоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова] ; под ред. С. А. Теляковского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 256 с. : ил.
4. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович. – 17-е изд., доп. – М. : Мнемозина, 2013. – 175 с. : ил.
5. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 320 с. : ил.
6. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под. ред.С. А. Теляковского. – М. : Просвещение, 2013. – 287 с. : ил.
7. Амосова Н.В., Коваленко Б.Б. Практические работы по математике в учебной деятельности школьников [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного образования – 2015 - №2 (19) – С. 87-92 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25680358, (Дата обращения: 02.03.2023).
8. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб. / Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 128 с.: ил.
9. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.Математика. 5 класс. Часть 1. – Изд. 2-е, перераб./ Г. В. Дорофеев,Л. Г. Петерсон. – М.:Издательство «Ювента»,2011. – 176 с.: ил.
10. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб./ Г. В. Дорофеев,Л. Г. Петерсон. – М.:Издательство «Ювента»,2011. – 240 с.: ил.
11. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.Математика. 6 класс. Часть 1. – Изд. 2-е, перераб. / Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 112 с.: ил.
12. Дорофеева Л.Г. Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Актуальные проблемы обучения математике, физике и информатике в школе и ВУЗе» –2014 – С. 128-130. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22470889.
13. Епифанова Н.М. Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2184712.html (Дата обращения: 02.03.2023).
14. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – 11-е изд., дораб. – М. : Просвящение, 2012. – 272 с. : ил. – (МГУ – школе).
15. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович,Г.В. Дорофеев, С.Б. Сувороваи др.]; Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 223, [1] с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы).
16. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.] – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 240, [1] с. : ил. – (Сферы).
17. Муравин Г. К. Математика. 5 кл.: учебник / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 318, [2] с. : ил.
18. Муравин Г. К. Математика. 6 кл.: учебник / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 319, [1] с. : ил.
19. Саяпина Н.В. Роль и место лабораторных работ в практике обучения школьников математике [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования» – 2016 – С. 287-294. –Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27615689. - (Дата обращения: 02.03.2023).
20. Терёшкина Т.Ф. Лабораторные и практические работы на уроках математики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0 %B8/598886/ (Дата обращения: 02.03.2023).
21. Федеральные государственные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/543 (Дата обращения: 02.03.2023).
22. Широкова, Е. А. Лабораторная работа как средство понимающего усвоения старшеклассниками понятий математического анализа [Текст] / Е. А. Широкова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2008. – № 69. – С. 508–513.