Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта. Чтобы осуществить этот заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально значимые качества, начиная с младшей школы. К сформированным социальным качествам сегодня относят патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность и творчество, доброжелательность и др.
Эти требования сегодня прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые должны быть в полном объёме реализованы на каждой из образовательной ступени.
ФГОС начального общего образования регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс каждой образовательной организации новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес и многие другие, социально значимые качества каждого субъекта. Путём организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность путём сочетания теоретических и практических занятий формировать и развивать у детей необходимые личностные свойства. В процессе любой творческой деятельности у детей развиваются и формируются многие личностно значимые качества.
Цель работы: обосновать необходимость формирования социально значимых качеств у обучающихся младших классов.
Объект исследования: процесс формирования социально значимых качеств у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: средства и методы формирования социально значимых качеств у обучающихся младших классов.
Задачи:
1. Изучить понятие социально значимые качества.
2. Описать особенности формирования социально значимых качеств младших школьников.
3. Рассмотреть способы формирования социально значимых качеств младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.
1.Социально значимые качества
В современной образовательной среде происходит достаточно много изменений. Современный учебно – воспитательный процесс, реализуемый в системно – деятельностном подходе регламентируют требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из его образовательной ступени, начиная, от дошкольных образовательных организацией и заканчивая вузамиВ основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход. В отличие от традиционной образовательной модели, где требованием образовательного результата являлись сформированные знания, умения и навыки (ЗУН) [8].
В системно – деятельностном подходе существует три группы конечного образовательного результата, которые подлежат контролю и диагностике, в частности:
1. Предметные.
2. Метапредметные.
3. Личностные.
Формирование ЗУН можно отнести непосредственно к предметному результату по любой учебной дисциплине, хотя очевидно, что все эти три группы образовательных результатов взаимосвязаны между собой. К метапредметным результатам относят сформированные универсальные учебные действия (УУД) трёх групп:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Под личностными образовательными результатами понимают ценностно-смысловую ориентацию школьников, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др. Личностный образовательный результат включает в себя формирование социально значимых качеств каждого субъекта образования. Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений школьников к себе и другим участникам образовательного процесса. Это отношение субъекта к самому образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках.
В различных методиках можно часто увидеть формулировку личностные УУД, что в целом не противоречит общему содержанию образования. Любые УУД - это базовые элементы умения учиться и личностно развиваться. Это совокупность способов личных действий ученика и навыков его учебной работы, которые обеспечивают субъекту возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Если речь идёт о личностных УУД, чаще всего здесь подразумевают вопросы личностного самоопределения и личного индивидуального смыслообразования.
Формирование личностных образовательных результатов позволяет сделать учение школьников осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [2]. Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Это позволяет школьнику ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить о том, что личностные образовательные результаты представляют собой готовность и способность
Фрагмент для ознакомления
3
1) ФГОС НОО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования) от 31 мая 2021г.;
2) Cтратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года № 996-р;
3) Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
4) Характеристика понятия "социально-значимые качества личности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании».
Список специальной литературы
5) Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
6) Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
7) Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
8) Анофриков, П.К. Принципы организации детской мультстудии [Текст] / П.К. Анофриков // Искусство в школе. - 2009. - No 6. – С. 13-16.
9) Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 03.11.2022).
10) Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
11) Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
12) Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
13) Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – No5. – 50-54 с.
14) Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (Дата обращения 01.03.2023).
15) Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (Дата обращения 01.03.2023).
16) Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (Дата обращения 01.03.2023).
17) Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития младших школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (Дата обращения 01.03.2023).
18) Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (Дата обращения 01.03.2023).
19) Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
20) Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
21) Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
22) Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
23) Козинский, А. А. Использование мультимедиа продуктов в учебном процессе [Текст] / А. А. Козинский // Информатизация продукции. – 1998. – No8. – 56-68 с.
24) Милборн, А. Я рисую мультфильм [Текст] / А. Милборн // М.: РОСМЭН. - 2006. - 64 с.
25) Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
26) Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей.Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
27) Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415 с.
28) Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.
29) Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.
30) Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018 . –230с