Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных игровых педагогических технологий. Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности всех школьников без исключения, не зависимо от их возраста. Это также относится к младшим школьникам при обучении их иностранному языку. В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию школьников.
Цель работы: изучение влияния игр и выявление продуктивных игровых методов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс при обучении иностранному языку.
Предмет исследования: игры и игровые методы при обучении иностранному языку в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить возможности игры как способа обучения.
2. Рассмотреть роль игр в обучении иностранному языку.
3. Рассмотреть основные виды игр в обучении иностранному языку.
4. Описать игры и их эффективность в обучении иностранному языку.
5. Оценить влияние игр на развитие навыков и умений детей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретический анализ игр в обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста
1.1. Игра как способ обучения
Сущность и значимость игр и игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно глубока. Игровые технологии пользуются большой популярностью не только в школе. Данная образовательная технология популярна у всех школьников без исключения. Особенно актуально это для младших школьников, поскольку игра для них не перестала быть одной из ведущих видов деятельности [16].
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Изучение опыта работы учителей практиков показывает, что в процессе обучения игровые приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников используются иногда эпизодически и бессистемно. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. Современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игр и игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников.
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр обычных. В них присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение». Смысл игрового обучения заключается в следующем.
По форме работы – это игра. По содержанию – это учение. Тем не менее, это достаточно близкие понятия. Игровые технологии и игровое обучение подразумевают обучение в форме игры и осуществление воспитания. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии и писал о том, что они призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех учеников одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [11].
Основу учебной деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Школьники действуют по игровым правилам, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, главная задача которого – выдать весь учебный материал. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры можно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важная роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все ученики достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры.
В арсенале учителя содержатся те игры, которые обогащают словарный запас и развивают новые представления младших школьников. В ходе игры у школьников развивается память, внимание, наблюдательность, воля и др. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития субъекта. С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре субъект самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Учителя практики часто говорят, что организация даже не самой сложной игры требует от учителя много времени и большой подготовки. Если педагогу – транслятору достаточно передать свои знания детям, то педагогу – проектировщику необходимо разработать целый сценарий урока. Тем не менее, в условиях реализации системно – деятельностного подхода ФГОС регламентирует индивидуальный подход к каждому ребёнку.
При рассмотрении классификаций учебных игр, предложенных исследователями, можно отметить, что чаще всего их разделяют по месту и по времени проведения.
Чаще всего игры классифицируют следующим образом:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной области;
- по игровой методике;
- по игровой среде.
По области деятельности игры рассматривают физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические и др. По характеру педагогического процесса игры могут быть обучающие, контролирующие, познавательные, развивающие и др. [20].
Игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные. По содержанию предметной области можно рассматривать игры математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные и др. Различных классификаций дидактических игр сегодня существует множество. Это можно объяснить тем, что педагоги практики оценили роль игровых технологий в учебно – воспитательном процессе. Игровые технологии, несомненно, активизируют деятельность учащихся. Игры обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика. Они стимулируют речевое общение, способствуют формированию у школьников интереса и стремления изучать иностранный язык. О значение игровых приемов в обучении иностранному языку говорили известные методисты, такие как Е.И. Пассов, М.Н. Скаткин и др. М.Н. Скаткин указывал на то, что важно осознавать, каким именно дидактическим задачам должна способствовать игра, и на развитие каких психических процессов она рассчитана.
Игра – это специально организованная деятельность, которая требует напряжения умственных и эмоциональных сил. Игра предполагает принятие субъектом решения – как поступить, что сказать, как выиграть и др. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих учеников. Если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает им широкие обучающие возможности. Важно отметить, что не всегда игра на уроке способствует достижению всех поставленных учителем целей, но это зависит от того, насколько педагог владеет современными игровыми технологиями.
При целеполагании учитель должен учитывать:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2004. – 224 с.
6. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 05.04.2023).
7. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 05.04.2023).
8. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
9. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
10. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н. А. Цыгунова // Вестник белгородского института развития образования. – 2017. – No4(6). – С. 66-72.
11. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
12. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 05.04.2023).
13. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
14. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
15. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С.574-578.
16. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
17. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.- Пенза, 2003. – С. 43-48.
18. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2006. – 175 с.
19. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
20. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
21. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 05.04.2023).
22. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
23. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 05.04.2023).
24. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
25. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
26. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
27. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
28. Пайгачев, Н.В. Педагогические технологии использования дидактических игр в учебном процессе [Текст] / Учебно-метод. пособие // Н.В. Пайгачев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - 104 с.
29. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 05.04.2023).
30. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [ Текст] / В.М. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 413с.