Фрагмент для ознакомления
2
Можно выделить следующие этапы социальной адаптации:
1) адаптационный шок. Это наиболее сложный и длительный этап социальной адаптации, который является периодом страха перед неизвестным, а также первичного эмоционально-психологического осмысления происходящих изменений. В этот период субъект впервые сталкивается с необходимостью изучить новые компоненты социальной жизни, познать их положительные и отрицательные стороны. В некоторых ситуациях шок от адаптации может разрушить личность и даже привести к физической смерти;
2) мобилизация адаптационных ресурсов. Этот этап представляет собой сознательный поиск наилучшего решения существующей проблемы. Здесь активизируется адаптационный потенциал социального субъекта. Адаптивный потенциал понимается как совокупность свойств и ресурсов, которые потенциально существуют у каждого человека или группы людей и активизируются только в процессе социальной адаптации;
3) ответ на «вызовы среды». Это заключительный этап социальной адаптации. На этом этапе субъект самостоятельно выбирает способ поведения в сложившейся ситуации, исходя из своих адаптационных возможностей, ресурсов и предпочтений, а также с учетом основных характеристик элементов социальной среды, в которую происходит его интеграция.
Принудительная адаптация заставляет беженцев принимать те характеристики, свойства и элементы новой социальной среды, которые противоречат их ценностным ориентациям. Однако неспособность принять хотя бы один из них может иметь серьезные последствия, связанные не только с невозможностью достижения новой социальной роли, но и с потерей уже занятой социальной ниши. Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, некоторые люди принимают жесткие требования социальной среды, противоречащие их внутренним установкам.
В процессе социальной адаптации могут возникать различные трудности, препятствия и барьеры, которые мешают дальнейшей интеграции беженца в новое сообщество. Препятствия на пути социальной адаптации могут быть социально-психологическими, социально-культурными или социальными. Эти и многие другие барьеры иногда требуют огромных временных и материальных затрат, а иногда не могут быть устранены в одиночку. Именно в таких случаях необходима помощь местных органов власти и специалистов, работающих с людьми, независимо от социального статуса, материального достатка, национальности или религии, которые оказывают помощь и поддержку в социальной адаптации каждому человеку.
Определение «беженец» многогранно, поскольку оно широко используется как в международном, так и в национальном праве. В повседневном употреблении оно обозначает всех лиц, стремящихся бежать по широкому кругу причин, связанных с сохранением своей жизни и условий проживания. Согласно законодательству Российской Федерации, беженец - это лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации, не имеющее российского гражданства, подвергающееся насилию или иным формам преследования, совершаемым в отношении него по признаку расы, национальности, религии, языка, принадлежности к определенной социальной или политической группе, либо вследствие насилия или иного преследования.
Беженцы являются наиболее уязвимыми группами населения, поскольку часто лишены всего необходимого для нормального функционирования. В этой ситуации основной задачей принимающего государства является обеспечение данной категории граждан всем необходимым.
По мнению А.А. Алексенок, основные группы факторов, влияющих на социальную адаптацию беженцев следующие:
социально-экономические (решение жилищных проблем, уровень доходов, занятость);
социальные-этнические (проживание рядом с согражданами);
административные/территориальные (проживание в центре региона);
законодательные (социальные обязательства региональных и муниципальных властей).
Процесс адаптации к новым социальным отношениям и ролям для многих беженцев длится в среднем семь лет; Н.В. Прокушева называет следующие критерии преодоления трудной жизненной ситуации беженцев:
успешная социальная адаптация (культурная ассимиляция, т.е. способность интегрировать различные культурные ценности с целью изучения и усвоения новой культуры без отказа от собственных культурных ценностей);
социальное благополучие (оценка своего социального и материального положения, удовлетворение духовных потребностей, интересов и желаний);
взаимодействие с жителями принимающей стороны, чувство принадлежности к новой социальной групп (отсутствие этого приводит к чувству ненужности и маргинализации);
условия для самореализации;
психологическое благополучие, состояние человека (депрессия, тревога, ощущение неспособности справиться с ситуацией или адаптироваться к ней, может сопровождаться предрасположенностью к резким изменениям в поведении и затруднениям в социальной адаптации).
В настоящее время в России существует система социальной и правовой защиты беженцев. Государство разрабатывает и принимает различные меры по созданию и обеспечению комфортной жизни вынужденных мигрантов после получения ими официального статуса. В основном эти меры направлены на решение жилищных проблем, помощь беженцам в трудоустройстве и предоставление социальных гарантий. На самом деле в современной действительности адаптация к новой среде обитания является очень трудным и болезненным процессом и может даже не осуществиться в силу многих обстоятельств, а именно: неподходящих природно-климатических условий и существенных различий с коренным населением - в традициях, обычаях, религии и т.д.
Приспособиться к другим условиям жизни сразу сложно. В незнакомой и новой обстановке для адаптации требуется время. Это тем более актуально, когда происходит вынужденная адаптация мигрантов. Социально-экономические факторы (жилищные проблемы, уровень доходов населения, занятость, учебные заведения) и серьезные различия в повседневной жизни - эти и многие другие причины заставляют беженцев задействовать все свои внутренние силы и резервы. Кроме того, многие перемещенные лица оказываются изолированными от семьи, друзей и родственников и быстро теряют необходимые физические силы и резервы, что приводит к возникновению чувства оторванности, одиночества и бесполезности.
Решение проблемы социальной адаптации беженцев и лиц, ищущих убежище, требует системного подхода, предполагающего участие федеральных, региональных и местных властей. Более того, местные власти несут большую ответственность за адаптацию вынужденных мигрантов, когда они интегрируются в местное сообщество.
2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки беженцев ЛНР, ДНР и Украины в РФ
В феврале 2022 года ДНР и ЛНР объявили об эвакуации мирных жителей в Россию после эскалации вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.
21 февраля 2022 года Указ Президента РФ № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» и Указ Президента РФ № 72 «О признании Луганской Народной Республики» были подписаны.
В связи с обострением внутриполитической ситуации на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию в срочном порядке массово прибывали граждане, вынужденно покинувшие эти государства.
По данным Министерства обороны РФ, по состоянию на 2 мая 2022 года из ДНР, ЛНР и Украины в Россию бежали более 1,1 миллиона человек, в том числе около 197 тысяч детей. По данным «Коммерсанта», на 30 июня 2022 года число беженцев, прибывших в Россию из Украины, Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), уже превысило 2,2 миллиона человек.
Многие иностранцы из этой категории навещают родственников и друзей, другие следуют транзитом в другие страны. Некоторые из них уже получили российское гражданство в течение двух месяцев. Те, у кого нет таких возможностей, размещаются в восьми основных регионах - Волгоградской, Воронежской, Курской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Саратовской и Ульяновской областях. Также пункты временного размещения есть в Московской области и других регионах Российской Федерации.
Граждане Украины могут въезжать, выезжать и перемещаться на территорию Российской Федерации без визы в соответствии с правилами пребывания, действующими в этой стране (статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 16 января 1997 года). Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, могут въезжать и выезжать с территории Российской Федерации без визы на основании удостоверения личности (дети до 16 лет - на основании свидетельства о рождении), выданного соответствующими органами, фактически действующими в этих районах (ст. Пункт 1 «б» Указа Президента РФ № 74 от 18 февраля).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Российская газета. 1997. № 126.
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 9 (часть I). Ст. 1297.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 72 «О признании Луганской Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 9 (часть I). Ст. 1298.
4. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года №94 «О въезде в Российскую Федерацию, пребывании в Российской Федерации и выезде из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с территорий Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Украины» // СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1471.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // СЗ РФ. 2022. № 23. Ст. 3764.
6. Указ Президента РФ от 11 июля 2022 г. № 440 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/0001202207110002 (дата обращения: 12.07.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 05.03.2022 № 293 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690» // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1687.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 349 «О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» // СЗ РФ. 2022. № 12. Ст. 1835.
9. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за с чет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, и затрат по проведению обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с указанными лицами членов их семей» // СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6227.
10. Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2022 № 296-р (ред. от 30.06.2022) «О выделении МЧС России в 2022 году бюджетных ассигнований для предоставления разовой финансовой помощи в форме иных межбюджетных трансфертов бюджету Ростовской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих на территории Украины, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и прибывших в экстренном массовом порядке на территории отдельных субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 9 (Часть II). Ст. 1373.
11. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 года № 247 «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 18. Ст. 3056.
12. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 года № 248 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей» // СЗ РФ. 2022. № 18. Ст. 3057.
13. Указ Президента РФ от 06.06.2022 № 355 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 24. Ст. 4031.
14. Законопроект № 134035-8 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О беженцах». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/134035-8?ysc lid=l5huk2ebga713452264.
15. Антонова, С.И. Психологические особенности мигрантов в современных условиях [Текст] / С.И. Антонова // Социальная адаптация и интеграция мигрантов к новым условиям жизни в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.С. Базарова. – УланУдэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. – С. 25–27.
16. Антуфьев, С.В. Социальная адаптация мигрантов как фактор стабильности Российского общества [Текст] : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / С.В. Антуфьев. – М., 2010. – 178 с.
17. Барсукова, С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий [Текст] / С.Ю. Барсукова // ПОЛИС. − 2011. − № 5. − С. 31−34.
18. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. − М. : Наука, 2012. − 62 с. 14. Васильев, В.П. Социология миграции: к теории среднего уровня [Текст] / В.П. Васильев // Социологические исследования. – 2012. – № 4. – С. 146–149.
19. Воробьёва, О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики [Текст] / О.Д. Воробьева // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. – 2011. – № 9 (202). – С. 111–112.
20. Газета «Коммерсантъ». - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5436352?ysclid=l52ddk 0noo192730262.
21. Георгиевский, А.Б. Эволюция адаптаций [Текст] / А.Б. Георгиевский. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 191 с.
22. Грицанов, А.А. Энциклопедия социологии [Текст] / А.А. Грицанов. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 1312 с.
23. Гриценко, В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов [Текст] / В.В. Гриценко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. − 2012. − № 27. − С. 123−124.
24. Громов А.Б. Миграционная политика в современной России: опыт и перспективы [Текст] / А.Б. Громов. – М. : МАКС Пресс, 2011. – 63 с.
25. Денисенко, М.Б. Динамика и территориальные особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации [Текст] / М.Б. Денисенко. − М. : Диалог − МГУ, 2011. − 118 с