Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ФГОС начального общего образования указано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны грамотно отражать понятия общеобразовательного предмета, отношения между объектами и процессами [26]. В стандарте сказано, что основной задачей реализации содержания предмета филологии является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
Речь является видом общения, необходимым для совместной деятельности людей, общественной жизни, обмена информацией, познания, образования, она духовно обогащает человека и служит художественным объектом. Большое значение имеет формирование и совершенствование культуры речевого общения младших школьников.
Литературное чтение, как и русский язык, формирует у ребенка грамотность, языковое чутье, развивает речь и мышление. Это один из базовых предметов начального образования. Важнейшими источниками развития речи детей являются произведения художественной литературы и устное творчество. Нормы литературного языка, наглядные пособия, анализ текста - примеры помогают развивать лингвистический вкус и правильно употреблять слова в собственной речи.
Степень разработанности проблемы исследования. В науке развитием речи занимались многие исследователи, в частности, работы А.В. Запорожец, И.А. Зимней, Р. Е. Левиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению особенностей речевого развития учащихся начальных классов, большинство из них касается занятий по русскому языку, а меньше всего остается проблема речевого развития учащихся на занятиях по литературному чтению.
Учитывая современные требования школьного образования, одной из его актуальных задач является развитие речи учащихся, прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» требуют от учащихся наличия различных речевых навыков, в том числе «сознательного построения речи».
Таким образом, актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
-социальной – необходимостью развития речи обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- педагогической – необходимостью осуществления работы по развитию речи обучающихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения.
- методической – необходимостью выявлению методов, приемов развития речи обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, необходимость овладения младшими школьниками речью, с другой стороны, недостаточная изученность педагогических условий развития речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
Проблемой исследования является методические особенности развития речи обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Цель исследования – проанализировать методические особенности развития речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речи обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения будет проходить эффективнее, если на уроках будет проводиться работа:
- по развитию обучающихся навыков работы с текстом;
- словарная работа.
Объект исследования - процесс развития речи учащихся начальных классов.
Предмет исследования – методические подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
2. Выявить уровень развития речи у учащихся начальных классов.
3. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие речи учащихся начальных классов.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика.
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды следующих исследователей: Л.С. Выготский, Т.Н. Казаева, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.
База исследования:
В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 класса в количестве 32 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен систематический анализ понятий и видов речи, требований к развитию речи обучающихся начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методики и материалы данного исследования могут быть использованы педагогами начальной школы для развития речи обучающихся.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении раскрывается методологический аппарат исследования.
В первой главе приводится характеристика понятию речь, раскрывается классификация и особенности видов речи у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены особенности организации развития речи обучающихся на уроках литературного чтения.
Во второй главе приведены результаты диагностики развития речи у обучающихся первого класса. Представлен комплекс упражнения для развития речи обучающихся на уроках литературного чтения.
В заключении приводятся выводы по результатам исследования.
Список литературы содержит 27 наименований.
Глава 1. Состояние проблемы и теоретические аспекты развития речи обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
1.1. Содержание понятия «речь», разновидности речи
В современном мире, где гаджеты и компьютерные технологии заняли особое место в жизни человека, проблема развития речи младших школьников является комплексной. Дети больше времени проводят за компьютерными играми, за телефонами. В некоторых семьях это наблюдается и у родителей. Члены семьи мало общаются между собой. Предпочитают больше времени проводить в социальных сетях.
Проблема развития речи рассматривалась еще издавна. Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов и др., уделяли большое внимание изучению данной темы. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребёнка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психологического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи [4, 8, 15, 17, 27].
Речь является средством общения. По мнению Р. С. Немова, речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовывать и транслировать информацию.
Речь является результатом общения, её формой сопровождения.
С.Л. Рубинштейн указывает, что речь выступает средством целенаправленного взаимодействия посредством семантизации слова [1].
Отметим, что понятие «речь» можно найти во всех словарях и энциклопедиях. К примеру, Большой психологический словарь приводит следующее определение термину «речь» - вид коммуникативной деятельности человека, предназначенный для общения с другими участниками языкового коллектива.
Педагоги в области методики преподавания русского языка и литературы, Т.А. Ладыженская и В.Н. Мещерякова, понятие «речь» рассматривают с нескольких сторон: с одной стороны, речь понимается ими как процесс обмена речевыми фразами, а с другой стороны – как результат этого общения, который выражается в форме устного или письменного сообщения [14].
Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Всякий язык имеет лексический состав языка, грамматику и фонетику языка.
Речь выполняет четыре основные функции:
- выразительную - показывает умение выражать свое отношение к определенному предмету, ситуации, человеку с помощью речи;
- коммуникативную - посредством слов обмена информацией между людьми;
- символическую - выражается в назывании предметов, действий;
- эмоциональную - посредством речи мы влияем на мысли, чувства и поведение других людей [2].
Основные черты, непосредственно связанные с речевыми функциями:
- содержательность - объем и глубина представленной в речи информации;
- воздейственность - способность влиять на других людей (их убеждения, чувства, мотивы и т.д.);
- точность и понятность - способность человека использовать слова, предложения и необходимые понятия, соответствующие ситуации и партнеру;
- экспрессивность - эмоциональная насыщенность и окрашенность, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать у собеседника отклик [16].
«Речевая деятельность - это процесс активный, целенаправленный, опосредованный языком и определяемый коммуникативной ситуацией получения или подачи речевого сообщения при взаимодействии людей друг с другом (между собой)» [1, с.17].
По В.А. Синицыну, речевая деятельность направлена на выражение своего мнения или принятие чужого мнения. Поэтому мысль является предметом речевой деятельности. Разговорное общение осуществляется с помощью языка, который выступает средством речевой деятельности. Сама речь является приемом, используемым в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности будет как само высказывание (предложение или текст), так и результат, который получит собеседник при получении сообщения. Результатом речевой деятельности является понимание, понимание или непонимание мнения, высказанного автором текста, собеседником [24].
Таким образом, речевая деятельность – это процесс, который осуществляется в процессе человеческого общения. Суть этого процесса заключается в том, чтобы один человек передал сообщение, а другой – принял и получил его. Следовательно, речевая деятельность представляет собой активный процесс. Целенаправленно, потому что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда действует с определенным намерением, например: обычно мы начинаем говорить, потому что хотим что-то сказать, чем-то поделиться, что-то спросить, спросить и т.д. Как правило, мы знаем, кому и зачем. Слушатель также понимает намерение: получить информацию, понять, чего от него хочет говорящий и т.д.
Выделяют следующие уровни развития речи, которые, собственно, и составляют совокупность всех компонентов связной речи.
- произносительный – работа ведется по трем направлениям: техника – включает в себя правильное дыхание, дикцию; орфоэпия - оптимизация практического усвоения орфоэпических норм русского литературного языка обучающихся; интонация является правильной мерой языка, с помощью говорящий и слушающий разделяют в речевом потоке предложение и его смысловые компоненты.
- лексический уровень или словарный запас. Задачи: накопление слов в памяти, понимание всех оттенков их значения; деятельностная задача, готовность словарного запаса к речевой деятельности, то есть быстрый и точный подбор слов, их прямое и образное включение в предложения.
- грамматический - построение словосочетаний и предложений [19].
Таким образом, методика развития речи имеет широкую структуру и включает: поэтапную работу по обучению детей рассказыванию историй в соответствии с возрастными особенностями на занятиях; рассмотрение задач и содержания обучения детей рассказыванию историй; использование учителем различных методов обучения, позволяющие совершенствовать и повышать качество связной речи у детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Борищук, М.К. Развитие речи – развитие личности школьника / М.К. Борищук // Начальная школа. – 2015. - №12. – С. 17-19.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011.– 256 с.
3. Воюшина, М.П. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Под ред. Воюшиной, М.П. – М.: «Академия», 2013. – 288 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.– М.: Просвещение, 2016. – 372 с.
5. Вяткина, И.А. Учебное сотрудничество как средство развития речи / И.А. Вяткина // Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 26-28.
6. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Т.В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. - № 3. – С. 76-78.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
8. Жинкин, Н.И.. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин. – М.: Просвещение, 2016. – 377 с.
9. Закожурникова, М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах / М. Л. Закожурникова. – М.: Просвещение, 2012. – 238 с.
10. Казаева, Т.Н. Развитие речи младших школьников / Т.Н. Казаева // Начальная школа. – 2017. - №6. – С. 53-57.
11. Каземирова, Е.В. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста / Е.В. Каземирова, И.В. Шатохина. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1310/15939 (дата обращения 21.05.2023).
12. Колисниченко, Н.В. Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности / Н.В. Колисниченко // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №7. – С. 26–27.
13. Коробова, Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова // Начальная школа. – 2018. - №10. – С. 60-63.
14. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2009. – 219 с.
15. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 296 с.
16. Леонтьев, А.А. Языкознание и психология / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 2016. – 366 с.
17. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2015. – 317 с.
18. Львова, А.С. Современные педагогические технологии как средство развития диалогической речи младших школьников / А.С. Львова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – 288 с.
19. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Ладыженской, Т.А. – М.: Просвещение, 2018. – 346 с.
20. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
21. Проскурня, И.А. Приемы развития речи младших школьников / И.А. Проскурня // Начальная школа. – 2010. - №3. – С. 54-57.
22. Речевое развитие младших школьников. Сборник статей. / Под ред. Рождественского, Н.С. – М.: Просвещение, 2017. – 279 с.
23. Салаватова, Т.Д. Работа над развитием речи / Т.Д. Салаватова // Начальная школа. – 2011. - №2. – С. 36-40.
24. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А. Синицын // Начальная школа. – 2008. - №2. – С. 17-21.
25. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
27. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2015. – 427 с.