Фрагмент для ознакомления
2
1. ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА
Самая древняя цивилизация на месте современного Израиля появилась, по мнению археологов из Тель-Авивского университета, примерно 382—207 тыс. лет назад.
На территории нынешнего Израиля в 10—8 тысячелетиях до н. э. носители натуфийской культуры первыми стали культивировать злаки.
Первые поселения появлись примерно 9 тыс. лет назад, а первые народы – семиты, ханаанеи, появились примерно в 4—3 тысячелетии до нашей эры. Следующие 2—3 тыс. лет эта земля входила в состав Древнего Египта.
В результате раскопок было обнаружено 250 еврейских поселений на территории современного Израиля. Их период датируется примерно 1200 годом до н. э. Чуть позже на территории Израиля будут править фимилистяне, выходцы из южной части Европы и Восточного Средиземноморья. Израильское и Иудейское царства датируются концом XI — серединой X веков до н. э.
С VIII века до н. э. территория современного Израиля последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586—539 года до н. э.), персидской державы Ахеменидов (539—331 года до н. э.), Македонии (332—312 года до н. э.), а в III—II веках до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов .
Благодаря серии войн евреев в Иудее против Селеквидов в 166—142 годах до н. э., названных общим названием Маккавейская, нация получила независимость и с 152 в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев.
С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима, а чуть ранее она лишилась автономного статуса и была одной из римских провинций. В 40 году до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею.
В 135 году произошло восстание против Римского государства под предводительством Шимона Бар-Кохбы, которое прошло безуспешно и привело к окончательной утрате еврейской государственности. Римляне изгнали многих евреев из провинции Иудеи и переименовали ее в Сирию Палестину. Большинство населения переместилось в Галилею и на Голанские высоты.
В 395 году Римская империя была разделена и Палестина отошла к Восточной Византии.
В 614 году Палестину завоевали персы, передав при этом Иерусалим евреям, контроль над которым продержался не так долго.
В 629 году, после победы над Персией, Палестина вновь стала византийской провинцией. В следующие два года, в результате из-за массовых гонений на евреев, присутствие онных сильно уменьшилось.
В 638 году Палестина была отвоевана мусульманами и в следующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от арабов к крестоносцам и обратно.
В 1517 году территория была завоевана турками-османами и следующие 400 лет, она входила в состав Османской империей. В это время евреи носили статус «зимми», что означало относительную гражданскую и религиозную свободу, без права службы в армии и ношения оружия. Также им надо было носить отличительный знак – желтый тюрбан и платить особые налоги:
1. постоянные:
a. баш харадж - ежегодная подушная подать;
b. рав акчесы - дававшие общине право иметь своего раввина;
2. чрезвычайные, которые вводились для покрытия военных расходов.
В 1700 году тысяча выходцев из различных стран Европы во главе с рабби Иехуды Хасида, который вскоре после прибытия в страну умер, предприняли попытку алии. До их прибытия иерусалимская община насчитывала порядка 1200 человек. Вскоре между ними возник конфликт, который привел к выселению части евреев из города.
Через 100 лет, население Палестины составляло около 300 000 человек, 5000 из которых были евреи, большая их часть была сосредоточена в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне .
В 1832 году Палестина была завоевана египтянами и следующие 8 лет они входили в состав Египта, который провел ряд реформ по европейскому образцу. В этот период проводились серьезные исследования библейской истории, географии и археологии. В 1838 году правительство Египта разрешило открыть консульство в Иерусалиме Великобритании и в следующие 20 лет все крупные государства стали иметь там свои представительства.
В 1841 году Палестина вернулась под контроль Турции. Спустя некоторое время началась Первая алия (1881 год). Тогда евреи были вынуждены были спасаться бегством из Восточной Европы. В это же время идея сионизма стала все больше интересовать евреев. Сионисты хотели основать еврейское государство на земле Израиля. В 1896 году Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль публикует книгу «Еврейское государство», в которой изложил свое видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году он руководил первым Всемирным сионистским конгрессом.
Вторая алия продлилась 10 лет, с 1904 по 1914 годы, и началась после Кишиневского погрома. Тогда приехало приблизительно 40 000 евреев, которые, как и иммигранты первой алии, были строгими ордоксами.
Во время третьей алии 1919-1923 года в Палестину прибыло также порядка 40 000 человек, в основном это были фермеры, которые выкупали большие земельные участки у крупных арабских землевладельцев и сгоняли с земель мелких арендаторов. В связи с этим происходили арабские протесты, которые привели к Палестинским бунтам 1920 года. Чуть позже было принято решение ограничить еврейскую иммиграцию.
В 1924-1929 годах происходит всплеск антисемитизма в Польше и Венгрии в результате чего в Израиль приехало 82 000 евреев. Эта была 4 алия. Представители этой волны состояли в основном из семей среднего класса, которые основали предприятия торговли и легкой промышленности. Однако, по разным причинам, 23000 эмигрантов этой волны покинули страну.
В 1930-е годы в Германии произошел подъем нацистской идеологии, который привел к Пятой алие, в ходе которой переехало порядка четверти миллиона евреев, что повлекло за собой Арабское восстание 1936-1939 году. Результатом этого стало изданием Великобританией «Белой книги», которая практически запрещала иммиграцию евреев в Палестину. Не стоит забывать, что многие страны отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста. Фактически это означало гибель миллионов евреев. Однако, благодаря созданию подпольной организации «Моссад ле-Алия Бет», 75 000 евреев смогли спастись от гибели.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Государство Израиль / А.В. Крылов, Т.А. Махмутов, А.В. Федорченко // Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: В 4 томах. Том 2: Азия. - М.: Аспект Пресс, 2012. - С. 72-92.
2. Идеология поселенческого движения в Израиле/ А.В. Крылов /МГИМО, 2014
3. Современный Израиль: языки, общество, культура: (Коллективная монография) / Отв. ред. Е. Э. Носенко-Штейн, Д. Соболев; Ин-т востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2020. – 386 с.; ил.
4. Социальные образы современного Израиля. Проблемы и политика/ Люблинский В.В. Вестник Института социологии №1, 2016, С.74-100
5. Правовая система Израиля https://ru.wikipedia.org/wiki/Правовая_система_Израиля
6. Становление и особенности правовой системы Израиля как смешанной юрисдикции. Даниелян А.С. Право и политика №12, 2016, С.1487-1491, ООО «НБ-Медиа»
7. Государство Израиль. https://rdc.grfc.ru/2020/10/israel/
8. Многоаспектность источников современной правовой системы Израиля. Оксамытный В.В. Вестник Брянского государственного университета, Издательство БГУ, 2013
9. Гражданское право Израиля https://advraskin.com/grazhdanskoe-pravo/
10. Проблемы кодификации гражданского права в Государстве Израиль//Ульбашев Алим Хусейнович, дисс. на правах рукописи. МГУ имени М.В. Ломоносова, М.2016.
11. Ульбашев А. Гражданский кодекс в механизме правового регулирования: перспективы и проблемы судебного правотворчества в Израиле, Журнал «Тирош», С.279-291