Фрагмент для ознакомления
2
Развитие внимание младших школьников может осуществляться как в ходе урока, так и во внеурочной деятельности.
Чтобы привлечь внимание учащихся во время объяснения материала, нужно использовать различные опыты, наглядные пособия. От содержа-ния учебного материала зависит непосредственный интерес к учению. Что-бы развивать активность детей и познавательные процессы, снять уста-лость, нужно на уроке создать игровую атмосферу. Непроизвольное внимание вызывают опыты, занимательность преподавания, а также экскурсии и наглядные пособия. Особенно эффективными будут регулярно проводи-мые специальные игры и упражнения на развитие внимания во внеурочное время в школе и дома. Для развития внимания в учебный процесс нужно внедрять различные игры, упражнения и задания. Физкультминутки с привлечением игр, направленные на тренировку внимания, нужно проводить на каждом уроке.
В ходе урока условием поддержания внимания является разнообразие учебного материала, последовательность его раскрытия и увлекательное изложение. Необходимо пробуждать интерес к изучаемому предмету: это может быть необычное начало, приглашение на урок сказочного пер-сонажа, игровое действие, которые помогают разнообразить материал.
Но для этого необходимо соблюдение конкретных условий организации учебной деятельности детей [5]:
1. Поддержание хорошего темпа урока и продуманная его организация. Педагог не должен допускать наличия «пустого» времени, например, учитель часто тратит время на запись на доске, подготовку пособий.
2. Педагог должен четко, доступно и кратко пояснять различные ин-струкции, указания, которые он дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания. Учитель не должен допускать лишних разго-воров с классом.
3. Должна присутствовать максимальная опора на активную мысли-тельную деятельность младших школьников (подбор различных и посиль-ных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).
4. Учитель должен бережно относится к развитию вниманию млад-ших школьников. Громкие замечания некоторым ученикам во время того, когда весь класс уже занят учебной работой, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу – все это быстро нару-шают хрупкое внимание младших школьников.
5. В арсенале учителя должно быть разнообразие видов и форм ра-боты, подчиненных главной задаче и теме урока.
6. Учитель должен включать в учебную работу всех учеников как во время выполнения письменных заданий, так и при обычных устных упражнениях, активизировать инициативу младших школьников: подбор ими различных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.
7. Как дополнительно учитель может использовать для младших школьников некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?»
Учитель может выработать произвольное внимание детей четкой организацией урока. Известны опорные сигналы В. Ф. Шаталова. Известен также прием, когда учителя пишут план на доске или пользуются готовой схемой, что организует внимание, облегчает синтез полученных знаний [20]. На состояние внимания влияет темп и режим труда. Поможет и ис-пользование индивидуальных заданий, комментирование ответов, рассуждение при решении задач, при выполнении сложных грамматических за-даний, участие в конкурсах.
Учителями начальных классов используются как методы и приемы, направленные на развитие одного конкретного свойства внимания, так и приемы и методы, направленные на развитие нескольких свойств внимания одновременно. Развить внимание младших школьников проще для учите-ля и интереснее для самого школьника через игровые методы. Приведем несколько примеров таких приемов и игр. Одним из наиболее часто ис-пользуемых приемов является исправление текста. Суть этого приема заключается в том, что каждому учащемуся дается распечатанный на ли-сточке текст и сообщается инструкция о том, что в тексте есть ошибки, и учащимся необходимо за определенное время их все найти и исправить. Тексты для этого приема могут быть самыми разными. Универсальность этого приема состоит в том, что его можно использовать абсолютно на любом уроке. Этот прием направлен одновременно на развитие сосредо-точенности, устойчивости и распределения внимания. игровая форма про-ведения упражнений и методов для развития произвольного внимания наиболее интересна для младших школьников. В такой ненапряженной об-становке учащимся легче понять задание и выполнить его. Существует огромное количество методов, упражнений, игр для развития этого вида внимания. Способы развития произвольного внимания настолько разно-образны, что практически все приведенные упражнения можно использо-вать на любом уроке, на перемене, в любом возрасте младших школьни-ков. Помимо этого, учитель может подобрать такие игры, которые будут направлены на развитие нескольких свойств внимания, что поспособствует достижению больших результатов при выполнении одной игры или упражнения.
Е.Д. Кожемякин и И.Д. Климченко для развития свойств внимания у младших школьников предлагают использовать метод проектов [4].
Наиболее эффективными авторы считают групповые или парные проекты, так как в них работа поделена на нескольких человек и правиль-ность ее выполнения накладывает большую ответственность на каждого из участников группы или пары. Групповая и парная работа, таким образом, могут являться эффективными средствами повышения уровня саморегуля-ции поведения младших школьников. Следует отметить, что такие формы работы представляют больший интерес для детей младшего школьного возраста и из-за появления внутригрупповой коммуникации и социального аспекта деятельности. В группе или паре у каждого участника появляется своя роль и соответствующие обязанности. Это делает работу намного ин-тереснее и позволяет избежать переутомления учащихся [4].
В исследовании Е.А. Гофман обобщены следующие формы развития внимания детей в обучении, носящем игровой характер: учебно-тренировочное задание, дидактическая игра, ролевая игра, поисково-творческое задание, психотренинг познавательных способностей, деловые игры, игры-упражнения, детское экспериментирование, компьютерные иг-ры [], а также выделены основные принципы использования игр, развива-ющих внимание:
– Каждая игра должна иметь целевую ориентацию, и все игровые за-дачи должны быть ей подчинены.
– Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их заинтересованностью в выполнении игрового задания. При первых признаках усталости детей нужно переключить на другой вид деятельно-сти. Дети должны постоянно поощряться, помощь следует оказывать свое-временно, но незаметно. Это важно для формирования чувства успеха.
– Игровые задания должны быть выполнимыми, понятными, но в то же время содержать элемент сложности, ребенок должен приложить уси-лия, набраться терпения, чтобы достичь цели.
– В игре требуется участие взрослого: объяснение правил игры, по-каз действий, совместных действий с ребенком, мониторинг заданий, предотвращение конфликтных ситуаций и травм детей.
– Игры располагаются по нарастанию уровня сложности.
– Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступ-ным для использования детьми соответствующего возраста
Говоря о методах развития данной психической функции, нельзя не упомянуть наглядность обучения. Учитывая то, что младшие школьники могут быть внимательными не более 20 минут, на любом уроке необходи-мо использовать наглядные средства. Учитель в своей практике может применять различные схемы, таблицы, презентации, видеофильмы, аудиофрагменты и многое другое. Значение наглядности на уроке заклю-чается в том, что она вызывает интерес со стороны учащихся, снижает утомление, которое появляется очень быстро, особенно, когда школьник долго был сосредоточен на одной деятельности. Наглядность мобилизует психическую активность ученика и способствует развитию внимания, во-ображения.
Методики развития внимания младших школьников.
1. «Мозговой штурм» Ольги Шестаковой
Эта методика поможет развить творческое мышление и воображение у детей. Ее суть заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше слов на определенную тему (например, животные, растения, города и т.д.), используя свою фантазию и ассоциации.
2. «Энергия и время» Михаила Шушкова
Цель этой методики - научить детей правильно распоряжаться своим временем и энергией, при этом сохраняя интерес к учебе и играм. Малыши могут использовать этот метод путем ведения ежедневника и постановки целей на день, неделю, месяц.
3. «КВН: Один на один» Андрея Хохлона
Эта методика помогает развивать у детей способность к быстрому решению возникающих проблем. Дети играют в мини-КВН, где им необ-ходимо по быстрому придумывать ответы на интересные и неожиданные вопросы.
4. «Мозгомания» Виталия Климко
Методика «Мозгомания» развивает у детей память и внимание. Ребе-нок должен запомнить определенный список предметов. Затем убирается один объект, и ребенок должен заметить, какой именно был убран.
5. «Цветной Салат» Натальи Аркадьевой
Эта методика позволяет развить внимание и память детей, а также улучшить их способность к анализу и синтезу информации. Дети получают задание взять каждым пальцем по одному цвету, а затем составить из них какую-либо картину.
Эти методики могут помочь младшим школьникам развить внима-ние, память, творческое мышление, сосредотачивать внимание на обучаю-щихся в школе и передавать социальные навыки в жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2019. – 390с.
2. Гофман Е.А. Развитие возрастных и индивидуальных свойств вни-мания младших школьников // Развитие человека в современном мире. – 2018. – № 1. – С. 35-41.
3. Кирпичева В.А. Игры и упражнения как средство развития внима-ния младших школьников на уроках математики // Аллея науки. –2022. –№5. –С. 2-8.
4. Кожемякина Е.Д., Климченко И.В. Развитие произвольного вни-мания младших школьников во внеурочной деятельности с помощью ме-тода проектов // Наука в жизни человека. –2022. –№ 1. –С. 55-62.
5. Колисниченко Г.В. Развитие внимания младших школьников // Аллея науки. –2020. –Т. 2. № 5 (44). –С. 816-819.
6. Морозова Т.Л. Головоломка по математике «Найдите примеры» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ library/golovolomka_po_matematike_najdite_primeri_2_193336.html (дата обращения 06.09.2023)
7. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Вни-мание и память. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 261 с.
8. Орлова В.А., Ри Ш.Х. Психогимнастика как средство развития произвольного внимания у младших школьников // Шамовские чтения. сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч. – М.: издательство МГПУ, 2023. – С. 731-736.
9. Педагогический словарь: словарь / Сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М. : ИНФРА-М, 2018.- 224 с.
10. Петрова Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие. – М. : АИМ, 2017. – 234 с
11. Поморцева С.В., Дзюбина О.А.Развитие памяти и внимания у младших школьников посредством интерактивной доски // Детство, от-крытое миру. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. – Омск, 2022. С. 158-160.
12. Пучковская Е.Я. Средства развития внимания у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. –2022. –№ 35. –С. 298-302.
13. Рашевская С.Л. Игры на развитие внимания на уроках литера-турного чтения[Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/34722.html (дата обращения 06.09.2023)
14. Романова, В.Л. Психология внимания. – Санкт-Петербург: Пи-тер, 2018. – 390с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 712 с.
16. Слиткова Г.А. Учимся вдумчиво и быстро читать с вопросиком и его друзьями [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/34722.html (дата обращения 06.09.2023)
17. Смирнова Г.Б. Технологии развития познавательных процессов внимания, памяти, мышления на уроках математики в начальной школе // Совершенствование математического образования в школе : сборник научно-методических статей /Под ред. Г.Н. Суминой. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2019
18. Смирнова М.С. Развитие свойств внимания: объем и переключае-мость у младших школьников // Психология: новые горизонты. Сборник трудов Студенческого форума II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова. Симферополь, 2023. С. 250-256.
19. Столяренко, А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 463 с.
20. Титова У.А. О развитии интеллектуальных способностей млад-шего школьника // Eoipso. –2022. –№ 2. –С. 40-43.
21. Царева Н.В. Произвольное внимание младших школьников: осо-бенности и проблемы развития // Инновации. Наука. Образование. –2021. –№ 25. –С. 1411-1415.
22. Цыренова Л.Б., Будаева Э.В. Особенности произвольного внима-ния детей младшего школьного возраста // Материалы Ивановских чтений. –2023. –№ 2 (41). –С. 99-101.
23. Черемошкина, Л. В. Теория и методика воспитания : развитие внимания и памяти ребенка : учебное пособие для вузов. – М.: Издатель-ство Юрайт, 2020. – 277 с.
24. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2019. – 400с.