Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Теоретические лингвистические и психолого-педагогические аспекты понятия «коммуникативные навыки» 5
1.2 Основные особенности формирования коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ КЛАССЕ 15
2.1 Методика и организация констатирующего эксперимента 15
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЯ 24
Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития общества изменения происходят и в системе образования Российской Федерации. Основной тенденцией сегодня является внедрение инклюзивного образования. Это означает развитие образовательной среды, в которой учащиеся с задержкой психического развития могут получать образование вместе с другими учащимися. Целью инклюзивного образования является развитие индивидуальности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и облегчение их адаптации в обществе.
Считается, что важность данного исследования заключается в том, что в нем учитывается развитие коммуникации в плане навыков вербального общения, которые являются необходимым условием успешной социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Федеральные государственные стандарты основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью основаны на различных деятельностных подходах, реализация которых обеспечивает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с потребностями современного общества и обеспечивает их способность к успешной социальной адаптации, что и определяет значимость настоящего исследования. Приведем некоторые наиболее важные аспекты данного исследования.
Как особенность современной направленности научных исследований в области специальной педагогики, следует отметить, что проблема развития коммуникативной компетентности учащихся с задержкой психического развития раскрыта не полностью.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся с умственной отсталостью является одной из наиболее актуальных проблем развития личности учащихся в условиях инклюзивного образования, и усилия по решению этой проблемы в определенной степени облегчат процесс социальной адаптации.
Объект исследования - коммуникативные навыки учащихся с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс развития коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития в коррекционно-развивающем классе.
Цель исследования: изучить особенности формирования и развития коммуникации у обучающихся с задержкой психического развития в коррекционно-развивающем классе.
Задачи исследования:
• Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
• Изучить особенности коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития;
• Провести констатирующий эксперимент для определения степени коммуникационных навыков учащихся с задержкой психического развития;
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, анализ результатов эксперимента.
База исследования: ЗДЕСЬ ВСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧ-Я И ГОРОД
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 21 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Теоретические лингвистические и психолого-педагогические аспекты понятия «коммуникативные навыки»
Коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью понятий "коммуникация" и "коммуникативная компетентность". Поэтому в первую очередь необходимо уточнить и связать эти ключевые понятия и проанализировать существующие определения "коммуникативной компетенции".
Анализ определений понятий "коммуникация" и "коммуникативный" показывает, что в отечественной лингвистике до сих пор существуют нечеткие и не всеми разделяемые трактовки этих понятий.
Термин "коммуникация" впервые в научном плане был использован Ч.Х. Кули в монографии "Социальный процесс». Он определил коммуникацию как "механизм существования и развития человеческих отношений". Позже, в начале 20 века, термин "коммуникация" стал широко использоваться. Сегодня эта наука оперирует различными определениями:
1. Коммуникация — это средство связи между всеми объектами материального и духовного мира.
2. Коммуникация - особые формы взаимодействия в познавательных процессах и в трудовой деятельности человека.
3. Коммуникация- передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на общество.
В Словаре методических терминов и понятий общение рассматривается как взаимодействие субъектов, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками и результатами деятельности; Б.Ф. Ломов перечисляет три функции общения:
1. информационно-коммуникативная (обмен информацией).
2. регуляционно-коммуникативная (регуляция поведения и совместной деятельности в процессе взаимодействия).
3. аффектно-коммуникативная (регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия).
3. аффективно-коммуникативный (регуляция своего эмоционального окружения).
Существует два взгляда на соотношение понятий "коммуникация" и "общение". Одна научная точка зрения заключается в том, что общение является основной категорией, поскольку оно происходит между людьми в форме коммуникации как обмена знаковыми формами. Согласно другой точке зрения, основным понятием является коммуникация, в которой выделяются общение (обмен информацией), взаимодействие (организация взаимодействия и влияния) и восприятие (сенсорное восприятие как основа взаимопонимания) [8, 54].
Можно выделить общие и специфические аспекты этих понятий. Общими чертами является их связь с процессами обмена и передачи информации и с языком как средством передачи информации. Специфической чертой является различие в объеме содержания этих понятий. Это связано с тем, что разные аспекты этих понятий используются в разных дисциплинах, где они важны. В
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акимова, М. К. Психодиагностика: Теория и практика [Текст] :
2) уч. для бакалавров / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. – М. : Юрайт, 2014 – 240 с.
3) Акимова, О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] О. И. Акимова // Инклюзивное образование. – 2011. – 455 с.
4) Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
5) Алехина, С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина // Инклюзивное образование. – 2011. – 219 с.
6) Артёмкина, Т. Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора [Текст] / Т. Е. Артёмкина // Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. – 2012. – № 1. 377 с.
7) Архипова, Е. Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности [Текст] / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – 58 с.
8) Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] / Е. С. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
9) Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Б. П. Брунов ; сост. Б. П. Брунов, В. И. Петроченко. – Красноярск : Издательство КГПУ, 2002. – 155 с.
10) Волосникова, Л. М. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования [Текст] / Л. М. Волосникова, В. М. Чимаров, Н. Н. Малярчук // Валеология. – 2015. – № 1. – 166 с.
11) Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. – Изд. Моск. ун-та, 1968. – 162 с.
12) Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам [Текст] : метод. пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
13) Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
14) Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации [Текст] / О. Л. Гнатюк. – М: Бакалавриат, 2012. – 360 с.
15) Грицанов, А. А Новейший философский словарь [Текст] / А. А. Грицанов. – Минск : Изд. В. М. Скакун. 1998. – 1450 с.
16) Емельянова, О. Н. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся средствами информационных технологий (на примере обучения иностранным языкам) [Текст] / О. Н. Емельянова // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2015. – № 6-2. – 192 с.
17) Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – Киров : Аверс, 2001. – 142 с.
18) Клубович, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О. В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51.
19) Ковалев, Е. В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования [Текст] / Е. В. Ковалев, М. С. Староверова // Инклюзивное образование. – 2010. – № 1. – 275 с.
20) Козырева, О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема [Текст] / О. А. Козырева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – 142 с..
21) Коробкова, О. Ф. Речевая ситуация как предмет изучения и способ обучения на уроках устной (разговорной) речи в специальной (коррекционной) школе [Текст] / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. – 2009. – №1. – 290 с.