Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении многих лет основные усилия советских ученых, изучающих познавательные процессы детей дошкольного возраста, были направлены на исследование двух вопросов. Первая — это проблема развития перцептивных процессов. Другая - проблема формирования понятийного мышления. В то же время проблема развития образного мышления у дошкольников долгое время оставалась неразработанной. Важный материал по этой теме содержится в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской и др. Однако основные особенности формирования и функционирования образного мышления изучены недостаточно.
Образное мышление имеет большое значение для познавательного развития детей дошкольного возраста. От развития этих форм мышления во многом зависит успешность перехода к более сложным и понятийным формам мышления. Поэтому изучение основных функций этих элементарных форм мышления и их роли в общем процессе когнитивного развития детей имеет большое значение в современных психологических исследованиях. Многочисленные исследования показали, что возможности этих форм мышления огромны и еще недостаточно используются.
С возрастом содержание мышления дошкольников существенно меняется, усложняются их отношения с окружающими, развивается игровая деятельность, появляются различные формы продуктивной деятельности, выполнение которой требует знания новых сторон и характеристик объектов. Эти изменения в содержании мышления требуют более полных форм мышления и дают возможность изменить ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане выразительной деятельности.
Многочисленные исследования (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показали, что образное мышление играет важную роль при выполнении различных видов деятельности, решении практических и познавательных задач. Выделены различные типы образов и исследованы их функции в реализации мыслительных процессов.
Проблема образного мышления широко изучалась различными зарубежными учеными (например, Р. Арнхеймом, Д. Брауном, Д. Хеббом, Г. Хайном, Р. Холдом).
В ряде отечественных исследований выявлена структура наглядно-образного мышления и некоторые особенности его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.-С. Якиманская и др.)
Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) считают возникновение образного мышления важным моментом в психическом развитии детей. Однако условия формирования наглядно-образного мышления у дошкольников и его механизмы изучены недостаточно.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что развитие зрительных образов - сложный и длительный процесс, требующий циклов экспериментов и теории.
Сегодня система образования фокусирует внимание учителей на том, чтобы дети приобрели определенный объем знаний по своим предметам.
Так действительно ли это должно быть задачей учителя? Приверженцы принципов гуманистической педагогики утверждают, что важнее создать такую учебную среду, которая поможет детям развить свои способности.
Как писал Г.К. Лихтенберг: "Если учить не тому, что думать, а тому, как думать, все заблуждения прекратятся". Цель обучения состоит в том, чтобы ребенок развивался благодаря изучаемому материалу. Она заключается в том, чтобы научить его умению анализировать, синтезировать и реорганизовывать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, общаться с другими людьми, формулировать вопросы, планировать деятельность, анализировать успехи и неудачи - работать осмысленно.
Образное мышление не является врожденным. Как и другие психологические процессы, оно должно быть развито и модифицировано.
Цель исследования: изучить особенности образного мышления старших дошкольников и возможные пути его развития.
Задачи исследования:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
• Определить особенности образного мышления старших дошкольников;
• Провести экспериментальное исследование диагностики уровня образного мышления у детей.
Предмет исследования: особенности развития образного мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образное мышление детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие образного мышления дошкольников будет эффективнее при условии:
• Ранней диагностики актуального уровня развития образного мышления;
• Целенаправленного использование упражнений и приемов, направленных на развитие образного мышления.
База исследования: МБДОУ «Сказка» г. Кодинск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 21 источник и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ
1.1 Понятие «мышление» в психологии и его виды
Люди не только видят окружающий мир, но и хотят его понять. Понять — значит проникнуть в суть предмета или явления и узнать, что в нем самое важное и существенное. Понимание требует более сложного познавательного умственного процесса, которым является мышление.
Мышление — это кульминация эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека. Благодаря концептуальному мышлению человек получил возможность бесконечно расширять границы своего существования, описываемые возможностями "низкоуровневых" когнитивных процессов ощущения, восприятия и представления [5;90].
Другими словами, наше восприятие объективной реальности начинается с восприятия и ощущения. Однако восприятие реальности, которое начинается с восприятия и ощущений, на этом не заканчивается. От восприятия и ощущений мы переходим к мышлению. Мышление связывает, сравнивает, различает и выявляет отношения между данными восприятия и ощущения; оно опосредует отношения между свойствами непосредственно ощущаемых предметов и явлений и через это выявляет новые абстрактные свойства, не являющиеся непосредственно ощущаемыми; оно выявляет взаимодействия и познает реальность в ее взаимодействиях; мышление хорошо знакомо с природой.
Мышление — это социально обусловленный познавательный психический процесс, неразрывно связанный с разумом, который характеризуется отражением, обобщающим и опосредующим связи и отношения между объектами окружающей действительности.
Поскольку мышление является сложной и многогранной психической деятельностью, по разным причинам выделяют различные виды мышления.
Во-первых, различают три основных типа мышления в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс основан на восприятии, представлении или понимании:
- предметно-действенное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. 564 с.
2. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости// Школьный психолог. – 2000. 564 с.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М., 1984. 365с.
4. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 1. 45 с.
5. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред.Т.А.Сидорчук – Ульяновск, 1998. 245 с.
6. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2002
7. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск, 1995. – 220с.
8. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 2019. 238 с.
9. Запорожец А.В. Психология. – М., 1953. 765 с.
10. Катаева А.А., Обухова Т.И. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. – 1991. - № 3. 189 с.
11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
13. Никулина Е.Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 1998. - №4. 115 с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. – М., 1999. 436 с.
15. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.
16. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. – М., 2003. 450 с.
17. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 2019. 573 с.
18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 432с.
19. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958. 569 с.
20. Серова Е.О. Это важно – развитие мышления у ребенка// Дошкольное воспитание. – 1999. 45 с.
21. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.289 с.