Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Состояние экономики современной России характеризуется интенсивным развитием, организованной на рыночных, капиталистических принципах хозяйствования. Существуют частные, государственные и смешанные предприятия различных организационно – правовых форм с национальным и иностранным капиталом. В таких условиях потребности человека приобретают важную роль, так как являются основным фактором, влияющим на результаты предпринимательской деятельности и всей экономики в целом. Поэтому изучение потребительского поведения приобрело первостепенное значение. Увеличение числа покупателей на потребительском рынке на несколько миллионов в год сделало этот рынок одним из самых прибыльных рынков в мире, и от его эффективности зависит состояние национальной экономики любого государства. В России это также привело к повышению интереса к формированию и развитию потребительского рынка. В настоящее время потребитель является центром интереса производителей, становясь его основной мишенью и объектом целенаправленного воздействия.
Каждый человек, являющийся потенциальным потребителем, отличается личностными психологическими особенностями, приоритетами и желаниями. Анализируя эти особенности, можно выявить закономерности, характерные для потребительского поведения, установить типы и мотивацию потребительского поведения. Приобретение определенного продукта или использование услуги-это действие, основанное на различных мотивациях. Эти мотивы могут быть основаны на здравом смысле или сформированы под влиянием случайных импульсов.
Теория спроса, как один из элементов рыночной экономики, является основой формирования потребительского поведения на рынке. Он показывает, как происходит процесс перевоплощения желаний потребителя в экономический показатель – спрос, то есть как покупатель выбирает из предлагаемого товара тот, который ему нужен. Основным средством общения людей является речь, поэтому так важно заинтересовать покупателя, объяснить преимущества товара в доступной форме, донести информацию до друзей.
Целью данной курсовой работы является исследование мотивации потребителей товара.
Основные задачи для достижения поставленной цели:
-рассмотреть типологию потребительского поведения;
-обозначить исследования мотивации потребительского поведения;
-дать общую организационно-экономическую характеристику «М.Видео»;
-провести анализ мотивации потребителей
при покупке товаров «М.Видео»;
-разработать рекомендации по управлению поведением покупателей «М.Видео».
Объектом исследования выступает поведение покупателей «М.Видео»..
Предметом работы являются поведение потребителей.
В ходе написания работы использовались различные научные методы: метод комплексного подхода, метод информационного поиска, метод наблюдения, метод экстраполяции.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы исследования мотивации поведения потребителей
1.1. Типология потребительского поведения
Типизация потребительского поведения - это процесс установления модели или типа потребительского поведения. Модель - это упрощенное представление реальности, которое включает в себя только те аспекты реальности, которые считаются важными для разработчика модели. Другие аспекты, выходящие за рамки сферы интересов создателя модели, могут быть проигнорированы. Например, модель здания, спроектированная архитектором, может не включать мебель, если она не является частью архитектурного проекта [10].
Важность вопросов мотивации человеческих ресурсов предопределена тем, что мотивация человеческих ресурсов во многом определяет как непосредственный успех компании, так и уровень развития отечественной экономики и благосостояния людей [26].
Анализ работ отечественных ученых показал, что понятие "мотивация" имеет различные определения (см. таблицу 1) [9].
Таблица 1 – Определения понятия «мотивация»
Автор Определение понятия «мотивация»
Лукашевич В.В. Мотивация – это побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации
Турчинов А.И. Мотивация – процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов к определенной деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей
Герчиков В.И. Мотивация выступает как основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы.
Экономическая энциклопедия Мотивация – побуждение человека к труду, являющееся результирующей системой внутренних побудительных элементов, таких как потребности, интересы, ценностные ориентиры, с одной стороны, с другой – отражаемые и фиксируемые сознанием человека факторы внешней среды, т.е. внешние стимулы, побуждающие к деятельности.
Федосеева В.Н. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных действий.
Конечно, каждый автор определяет мотивацию со своей собственной точки зрения. Однако все определения этого понятия так или иначе схожи. Мотивация понимается как активная движущая сила, определяющая поведение людей. С одной стороны, существуют стимулы, навязанные извне, а с другой стороны, существуют стимулы, вызванные самим собой.
При моделировании потребительского поведения исследователи исключают из своего анализа аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или кажутся несущественными [7]. В принципе, любая наука занимается разработкой моделей, оторванных от естественной и социальной реальности [14].
Таким образом, наука всегда оторвана от реальности и имеет тенденцию искажать ее. Ценность научной концепции измеряется, с одной стороны, тем, насколько она близка к реальности, а с другой - тем, насколько важен процесс или явление, для которых была построена модель. Конечно, зеркало - самая близкая к реальности вещь, но в нем все настолько тесно переплетено, что невозможно отделить первичное от вторичного, причину и следствие. Научные модели, с другой стороны, в первую очередь связаны с объяснением причин того или иного процесса. Изучая потребительское поведение, мы создаем идеальную модель и извлекаем из реальности только то, что считаем причинами и их последствиями. Таким образом, основная функция модели является пояснительной. Упрощая реальность, мы пытаемся ответить на вопрос о том, почему один клиент ведет себя так в одной ситуации и по-другому в другой [18].
Социальные процессы могут быть смоделированы различными способами. Модели могут быть представлены в виде диаграмм, таблиц и схем и даже могут быть отображены на компьютере с помощью мультимедиа. Однако в большинстве случаев они описываются с помощью самого традиционного метода: слов. Макс Вебер (1864-1920) ввел в науку понятие идеальных типов. Это одна из наиболее важных категорий, предназначенных для понимания смысла и семантических связей часто встречающихся явлений. Научные концепции и законы функционируют как идеальные типы. Идеальные типы указывают на то, "какими были бы определенные человеческие действия, если бы они были строго целенаправленными, свободными от заблуждений и эмоций и направленными к определенной цели". Очень редко поведение в реальной жизни соответствует конфигурации идеального типа... Это лишь приблизительное значение. [1].
Потребители товаров, услуг и идей - это люди, которые используют товары, услуги и идеи, группы людей и организации различных размеров и профилей деятельности. Для маркетинговых целей, разработки продукта, позиционирования в прибыльных сегментах рынка и реализации соответствующих рекламных стратегий очень важно определить наиболее важные и крупные целевые группы потребителей, которые отличаются друг от друга, но имеют сходство внутри групп по основным атрибутам потребления и потребительскому поведению Потребители с очень разными поведенческими особенностями стратегии на рынке можно разделить на пять типов
1. индивидуальные потребители, т.е. потребители, которые приобретают товары только для личного пользования. Это относится к одиноким людям и гражданам, разлученным со своими семьями. Они составляют около 1/5 взрослого населения России. Как правило, они приобретают одежду, обувь и предметы личного пользования. Индивидуальных потребителей в первую очередь интересуют потребительские качества товаров (полезность, относительная цена, внешний вид и упаковка). В России этот рынок узок. В Соединенных Штатах они являются самыми богатыми потребителями [20].
2. семьи или домохозяйства являются основным типом потребителей пищевых и непродовольственных товаров, за исключением одежды и личных вещей. Решения принимаются либо совместно супругами, либо главой семьи.
3. посредники - покупают не для потребления, а для последующей перепродажи. Они торгуют как потребительскими, так и промышленными товарами. Их в первую очередь интересуют рентабельность, скорость распространения, транспортная упаковка и срок годности, а не потребительское качество товара.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич М. Клиент Прав почти всегда = Как предсказать будущие потребности клиентов // Новый маркетинг. - 2022. - № 11-12. - С. 101-103.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов – М.: Крокус, 2021. – 525 с.
3. Антонова Н. В. Психология потребительского поведения, рекламы и PR: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. - 325 с.
4. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей. – СПб «Питер», 2021. – 944 с.
5. Бочарова А. Потребительское поведение в кризис // Управление магазином. - 2021. - № 7. - C. 51-55 .
6. Вологина О. Магазин глазами покупателя // Управление магазином. – 2021. - № 2. – С. 40-43.
7. Гантер, Б., Фернхам, Г. Типы потребителей: введение в психографику. – СПб.: Питер, 2021. – 300 с.
8. Дементьева И. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. - 2021.- № 1(93). - С. 122-132.
9.Деньгов, В. В. Микроэкономика в 2 т. Т. 1. Теория потребительского поведения: учебник для вузов — М.: Юрайт, 2022. — 410 с.
10. Дзинько Т. Сравнивай, не сравнивай... = Расчет и эмоции в принятии решений о покупках // Новый маркетинг. - 2021. - № 11-12. - С. 97-99.
11. Драганчук Л. С. Поведение потребителей : учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2021. - 192 с.
12. Дубровин И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие – М.: Дашков и К, 2021. - 279 с.
13. Как покупают люди // Современная торговля. – 2021. - № 9.- С.56-65.
14.Коробейников В. Психология потребителя: что изменилось за последние годы // Управление магазином. – 2021. - № 10. – С. 51-58.
15. Котов, В. О взаимодействии и соотношении платежеспособного спроса и потребности // Маркетинг - 2022. – № 3. – С. 50 - 56
16. Ламбен Ж.-Ж.. Менеджмент, ориентированный на рынок: учебник. – СПб: Питер, 2021. - 718 с.
17. Лаптева И. П. Подходы к оценке факторов потребительского поведения // Статистика и Экономика. - 2021. - Т. 15. -№ 3. - С. 30-39.
18. Нуриев, Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике – М.: Наука, 2021. – 559 с.
19.Реброва, Н. П. Маркетинг: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2022. — 277 с.
20. Савинова, Ю.В. Как продать ваш товар на внешнем рынке. - М.: «Мысль», 2021. – 364 с.
21. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2021. – 336 с.
22. Соломон М. Р. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке. - СПб: DiaSoft, 2021. - 784 с.
23. Статт Д. Психология потребителя. – СПб: Питер, 2021. - 448 с.
24. Фоксол, Г. Психология потребителей в маркетинге – Спб.: Питер – Пресс, 2022. – 352 с.
25. Шайдакова Н. В. Проблема потребительского поведения в зарубежной и отечественной экономической психологии // Сибирский психологический журнал. - 2021. -№ 3. - С. 72-79.
26. Эриашвили, Н. Д. Маркетинг: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2021. – 160 с.