Фрагмент для ознакомления
2
Совместная с родителями деятельность дает ребёнку ощущение защищённости, стабильности, чувство безопасности и способствует развитию его познавательной и творческой активности, что несомненно способствует развитию любых коммуникаций. Оптимальная организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей будет заключаться в следующем. Основными задачами педагога является научение родителей организовывать в семье совместную продуктивную деятельность с детьми [26].
Важнейшей составляющей культуры семейного воспитания является просвещение родителей о значимости любой деятельности в развитии личностного потенциала ребенка. Эмоционально-образное взаимодействие с окружающим миром даёт мощный толчок творческому развитию ребенка. Совместная с родителями деятельность придает ребенку уверенность в своих силах, значимости своих творческих опытов в освоении окружающего мира.
Родители могут быть привлечены педагогами для создания развивающей творческой среды для детей. Демонстрация продуктов деятельности детей будет способствовать развитию у ребенка стимулов в собственном самовыражении. Традиционной формой для просвещения родителей является подготовка для них наглядных материалов:
- фотовыставки;
-альбомы;
-буклеты;
-плакаты;
-выпуски газет, информационных листков и др.
Такой обмен опытом на постоянной основе помогает родителям выбрать формы совместной с детьми продуктивной коммуникативной деятельности. Родительское собрание в ДОУ тоже может стать источником обретения дополнительной информации о формах взаимодействия детей и родителей в рамках учебной деятельности. На родительских собраниях можно организовать обмен опытом родителей по развитию детского творчества и коммуникации в совместной деятельности детей. Каждая семья может поделиться своим опытом вовлечения детей в семейное взаимодействие создания на основе совместной деятельности теплых и доверительных отношений между родителями и детьми.
К наиболее эффективным формам для решения этой задачи можно отнести следующее. Подготовка и проведение праздников, акций, проектов с участием родителей. Сегодня это стало неотъемлемой частью работы любой образовательной организации.
Родители, ставшие непосредственными участниками события, а не его сторонними наблюдателями получают хорошую мотивацию к дальнейшему взаимодействию с детьми. Это могут быть организованные всевозможные творческие тренинги для детей и родителей. Дети в доступной и увлекательной форме осваивают модели продуктивного и творческого коммуникативного взаимодействия, основанного на эмоциональной поддержке сверстников и взрослых. Привлечение родителей к общим мероприятиям оптимизирует любые занятия и способствует познавательному и творческому развитию детей, а также помогает самим родителям реализовать свой потенциал и ведет к созданию новых семейных традиций. Родители всегда осознают, что занятия различными видами творческой деятельности способствуют развитию у детей отзывчивости, чуткости в общении с близкими и окружающими людьми [5].
Очень популярны сегодня всевозможные мастер-классы, к примеру, рисуем вместе с папой и мамой. Эта форма сегодня широко используется в образовательных организациях для дошкольников. Родители, к примеру, осваивают дома вместе с детьми несложные техники, так называемого, нетрадиционного рисования, что помогает им организовать совместную творческую деятельность со своими детьми. Это может быть организация совместных экскурсий на природу, прогулок выходного дня и др. Эти формы тоже достаточно популярны в образовательных организациях [14].
Творческая деятельность, которая неизменно реализуется параллельно с коммуникативным развитием ребёнка, развивает у детей эмоциональную отзывчивость. Разнообразные формы художественного взаимодействия взрослых и детей направлены на развитие их коммуникации. Реализация развивающего потенциала этого процесса определяется ценностными ориентациями и учетом возрастных особенностей детей. Всегда особо необходимо говорить о сотрудничестве ДОУ и родителей, поскольку это играет заметную роль в детско-родительских отношениях. При работе ДОУ с родителями используются и применяются деятельностный, полихудожественный, и личностно ориентированный подходы. Это обеспечивает учет индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов детей в дальнейшем. Особо следует отметить применение активных методов и приемов совместного взаимодействия детей и взрослых.
В процессе организации продуктивной деятельности детей совместно с родителями необходимо применять активные методы взаимодействия с неизменно творческим подходом к процессу. Необходимо стремиться к тому, чтобы все совместные занятия были эмоционально насыщенными и интересными для детей и родителей. Для этого необходимо включать в совместные занятия и мероприятия музыкальное сопровождение, видеоряды, игровые моменты и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждом образовательном уровне. От ДОУ до вуза, определяет развитие личности обучающегося как смысл и цель современного образования. Это происходит на каждой образовательной ступени. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует от воспитуемого умений и навыков решения нестандартных проблем. На смену повторению и подражанию пришли новые требования к результату.
Сегодня – это умение видеть и анализировать проблему, спокойно её принимать и самостоятельно успешно решать. Таким образом, можно констатировать, что современная образовательная организация должна воспитывать и формировать готовность субъекта к инновационному поведению в ходе воспитательного процесса. Педагоги для этого делают всё возможное. Но без активной помощи родителей, достичь всего этого достаточно сложно.
Применительно к воспитательному процессу инновации означают введение нового, в образовательные цели, содержание, формы и методы развития детей. Новизна предусмотрена и при организации совместной деятельности педагога, воспитанника и его родителей [23]. Инновационная деятельность в образовательной организации всегда способствует личностному самоопределению субъекта.
В современном образовательном процессе можно отметить следующие, наиболее часто встречающиеся инновации:
-технология индивидуального подхода;
-технологии работы с портфолио;
- информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии проектной деятельности;
-технологии исследовательской деятельности и др.
Как уже было отмечено, все эти виды работ можно выполнять совместно с родителями воспитанников. Здесь можно вспомнить про системно - деятельностный подход в воспитании, когда происходит личностное включение ребёнка в деятельностный процесс. Но произойдёт это лишь в том случае, если родители хорошо имеют представление о том, что такое системно – деятельностный подход, который регламентирован ФГОС. Самостоятельность и активность детей выступают ключевыми показателями успешности в воспитательном процессе. Исследовательская и поисковая активность - это естественное состояние ребёнка, поскольку ему всё и всегда интересно. С возрастом приходит избирательность и направленность и тогда исследуется лишь то, что вызывает настоящий интерес. Много интересных коммуникаций возникает у детей в ходе проектной деятельности. Дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной и исследовательской деятельности, но начинать активно вовлекать в нее дошкольников нужно обязательно. При использовании методов проектов и исследований, дети видят реальное применение своих знаний и умений [24]. Это в свою очередь, создает положительную мотивацию для дальнейшего саморазвития. У детей появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы, если это работа в группе. Это позволяет помимо логики и мышления, развивать и культуру речи. Здесь лишь важно помнить, что детям не обойтись без помощи взрослых, ни дома, ни в ДОУ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
5. Взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 08.04.2023).
6. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 08.04.2023).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 08.04.2023).
8. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в ДОУ [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
12. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
13. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
14. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
15. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 08.04.2023).
16. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
17. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
18. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
19. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный . – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 08.04.2023).
20. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 08.04.2023).
21. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
22. Сотрудничество с семьей по эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 08.04.2023).
23. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст]: Руководство практического психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
24. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 256 с.