Фрагмент для ознакомления
2
Субъектом правотворческой деятельности может быть как государство, так и разные общественные силы, во-первых, политические институты. Можно вести речь о правотворчестве определенного государственного органа – Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, о политике партии или группы лоббистов. Правотворчество государство – это не что иное, как влияние государства на правотворческий процесс, обладающий осмысленным и систематизированным характером.
Правотворческая форма реализации на практике правовой политики главным образом отражает направление и стратегические основы правовой политики. Между тем выделять ее абсолютность, как наиболее важную форму реализации правовой политики, согласно позиции В. Н. Протасова, вряд ли можно признать обоснованным. Общеизвестно, что любые, наиболее справедливые, правдивые и выверенные решения в области правотворчества не будут реализованы полностью, если не будут предусмотрены сильной политикой в области правоприменительной деятельности.
Именно в сфере правоприменительной деятельности реализуется потенциал и сущность правотворчества, именно здесь очень ярко выражается как правовая культура, так и правовой нигилизм, правовое бескультурье.
Между тем, следует отметить, что правоприменительная деятельность представляется возможной только при наличии регламентированной законотворческой основы, т.е. правотворчество, а равно правотворческая политика имеет приоритет в отношении правоприменительной практики. Без правовой базы, созданной по результатам правотворческого процесса, сложившегося под влиянием правотворческой политики, существование и функционирование правоприменительной деятельности не представляется возможным.
В любом случае правотворческая политика предшествует и определяет правоприменительную политику, по этой причине мы придерживаемся позиции, что лидерство в системе имеющихся направлений правовой политики РФ принадлежит законотворческой форме, которая выражается и реализуется в научно обоснованном принятии, изменении и отмене специально уполномоченными органами правовых актов и юридических договоров, в возникновении массива нормативных положений, составляющих регулятивную основу правовой политики. Согласно позиции исследователей, основная проблема здесь заключается не в числе юридических документов, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. А для этого требуется решить задачи законотворческой политики, соблюдать принципы и учитывать приоритеты.
2.2. Функции и принципы правотворчества
Функции правотворчества – это определенные направления влияния правотворческой деятельности в приложении к праву.
Правотворческие функции исполняются с помощью определенных организационных форм правотворчества:
1) в форме текущего правотворчества;
2) в форме деятельности органов, специально уполномоченных на исполнение систематизации нормативных актов.
Правотворчество исполняет определенные функции.
В первую очередь, функция новеллизации права.
Понятие новеллизация в узком смысле слова предполагает принятие абсолютно новых правовых норм – так называемых новелл.
Понятие новеллизации права (законодательство) подразумевает принятие, изменение и отмену правовых норм либо нормативно-правовых актов; санкционирование уже существующих норм (например, обычаев).
Новеллизация права связана с изменением действующих правовых норм, т.е. внесение новизны в форму либо содержание права.
Право новеллизируют и так называемые интерпретационные акты в виде актов официального толкования правовых норм, например, решения Конституционного Суда РФ, выступающего в качестве субъекта официального толкования законов в РФ.
Во-вторых, функция восполнения правовых пробелов.
Необходимо заметить, что исполнение этой функции правотворчества реализуется только вследствие действия субъектов правотворчества, что предоставляет возможность устранить правовые пробелы. Вместе с тем, субъекты правоприменительной деятельности могут только преодолевать пробелы в законодательстве и праве.
В-третьих, функция конкретизации (детализации) права.
Правотворчество исполняет эту функцию, когда законодательные нормы находят собственную детализацию в положениях соответствующих нормативных актов подзаконного характера.
В-четвертых, функция систематизации законодательства.
В пределах исполнения этой функции правотворчества самым глубоким способом систематизации законодательства является его кодификация. Она предоставляет возможность систематизировать форму и содержание законодательства.
Указанные функции правотворчества располагаются в диалектическом взаимодействии между собой, так как одна функция подразумевает другую, равно как причина вызывает наличие ее следствия. К примеру, функция систематизации законодательства в форме его кодификации подразумевает его детализацию, новеллизацию, а также восполнение пробелов .
Следовательно, правотворчество представляет из себя деятельность специально уполномоченных органов, связанных с разработкой, принятием, переработкой, а также отменой нормативно-правовых актов. Правотворчество исполняет такие функции, как устранение пробелов в праве, систематизация законодательства, новеллизация права, детализация права.
Принципы правотворчества. Поскольку правотворчество это достаточно сложная процессуальная деятельность, то она осуществляется с учетом определенных общих начал, идей, придающих правотворчеству и результатам его деятельности легитимный, эффективный, качественный характер.
К основным принципам правотворческой деятельности можно отнести: демократизм, законность, гласность, гуманизм, научность, профессионализм, обеспеченность правотворческого процесса, системность, связь правотворчества с практикой.
В юридической литературе встречаются и другие принципы, например: плановость; тщательность, скрупулезность подготовки проектов; техническое совершенство принимаемых актов; использование правого опыта; всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности; учет интересов всех социальных групп; сочетание общегосударственных и региональных интересов; дифференциация правотворческой компетенции (полномочий); подчиненность целям государственной власти; властность; соответствие формы и содержания; компаративность; исполнимость; техническое совершенствование принимаемых нормативных актов; народный характер правотворчества; своевременность; справедливость.
Однако данные принципы по большей части носят производный характер от принципов уже рассмотренных нами выше, либо представляют их авторскую интерпретацию .
Принципы правотворчества – основные идеи государственно-правового характера, требования, которые выступают в качестве ориентиров, методологической базы правотворческой деятельности. Правотворчество достигает своих целей и соответствует собственному настоящему предназначению только в том случае, когда оно основывается на принципах, реализованных на практике .
К таким принципам относятся:
1) принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической юридической природе, предполагающий, что принимаемые правотворческим субъектом правовые акты предназначены формировать, защищать человеческие ценности, естественные права человека, правовыми средствами формировать условия и систему претворения их в жизнь;
2) принцип демократизма, которые предполагает признание органом государственной власти или непосредственно самим народом исключительного права на издание законов; демократические механизмы обсуждения и принятия юридических актов, в частности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан в нормотворчестве, применение института общенародных обсуждений законопроектов, освещение процесса нормотворчества в СМИ и т. д.), обнародование законов и других юридических актов;
3) принцип законности, который предполагает, что юридические акты подлежат изданию специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Их принятие базируется на учете принципа разделения властей, а в государстве с федеративным устройством, помимо этого, неукоснительном соблюдении принципа, отграничения предметов ведения и компетенции между органами федерации и органами власти государства субъекта РФ; соответствуют Конституции государства и действующему законодательству; принимаются согласно с установленными законом законотворческими процедурами; внешне выражаются в форме, установленной законодательством, учитывают сформировавшуюся иерархию, либо субординацию, действующих юридических актов;
4) принцип научности, либо научный характер правотворчества который означает, что правотворчество призвано устанавливать объективные потребности развития общества при принятии, преобразовании и отмене правовых актов, придании им той либо другой правовой формы; учитывать достижения правовой науки и потребности социальной практики; базироваться на компетентном мнении ученых-юристов, их участии при разработке и подготовке проектов юридических актов; применение в правотворчестве способов и приемов научного анализа, научных достижений и строгое следование критериям оценки;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
Научная и учебная литература:
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
2. Ахметзянова Р.Р. Основные стадии правотворческого процесса // Право и государство: история и современность, перспективы развития. Сборник научных статей. – 2019. – С.14.
3. Бошно С.В. Правообразование и правотворчество // Журнал «Право и современные государства». - 2019. - № 1. – 362с.
4. Ерохина А.Ю. Подходы к исследованию юридической техники // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 14-4 (206). – 472с.
5. Колязов Л.Д. Средства и приемы юридической техники: теория и практика // Журнал «Аллея науки». - 2020. -Т. 2. - № 6 (45). – 922с.
6. Лимонова А.С. Понятие и значение правотворчества // Журнал «Научный аспект». - 2023. - Т. 2. - № 1. – 356с.
7. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции, принципы // Журнал «Ученые записки». - 2022.- № 1 (41). – 510с.
8. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Малько А.В. - Москва: КноРус, 2020.- 400 c.
9. Марудина И.Э. Правотворчество: понятие, принципы, виды // Журнал «NovaUm.Ru». - 2019. - № 17. - 472с.
10. Махрова Е.И. К вопросу об определении понятия «правотворчество» в юридической науке // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных статей. - 2018. – 317с.
11. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма: ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
12.Оксамытный В.В. Законотворческий процесс: сравнительно-правовой анализ // Журнал «Юридическая техника». – 2012. - № 6. – С. 374-375
13. Оксамытный В. В. Общая теория государства и права: учебник / В. В. Оксамытный. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 591 c.
14. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. -2018.- N 1. - 298с.
15. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с.
16. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / Р. А. Ромашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 443 с.
17. Семенова О.В. Правотворчество и правообразование: соотношение понятий // Правовая система России: история и современность. Сборник научных статей. - 2019. – 322с.
18. Симонов Г.С. Правотворчество как вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы права, экономики и управления». - 2017.- 389с.
19. Скорнякова Ю.С., Долгов С.Ф. Юридическая техника: понятие, методы, приемы и средства // Журнал «E-Scio». - 2022. - № 1 (64). – 472с.
20. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 656 с.
21. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 454с.
22. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 713с.
23. Теория государства и права: учебник / Рыбаков О.Ю., под ред. и др. - Москва: Юстиция, 2019. - 471 с.
24. Теория государства и права : учебник / С.Б. Зинковский [и др.].. — Москва : Статут, 2019. — 512 c.
25. Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Чистяков Н.M. - Москва: КноРус, 2020. - 296 с.