Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования понятийного мышления младших школьников с умственной отсталостью легкой степени 6
1.1 Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности 6
1.2 Клинико-психологическая характеристика умственной отсталости 9
1.3 Особенности формирования понятийного мышления детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 12
1.4 Современные методы диагностики и коррекции понятийного мышления младших школьников с легкой умственной отсталостью 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Исследования понятийного мышления младших школьников, имеющих легкую степень умственной отсталости 17
2.1 Цели и задачи изучения понятийного мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени 17
2.2 Содержание экспериментальной работы по формированию понятийного мышления умственно отсталых младших школьников с учетом разработанных психолого-педагогических условий 19
Выводы по второй главе 21
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития мышления учащихся с легкой степенью умственной отсталости получила свое теоретическое и экспериментальное развитие в коррекционной психологии на основе общей теории деятельности и развития психики, разработанной Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Установившееся в психологии положение о том, что важнейшие закономерности психического развития аномальных детей в своей основе совпадают с закономерностями нормально развивающихся детей, является основополагающим принципом коррекционной психологии, выражающим сущность современного подхода к пониманию возможностей развития. Мыслительные операции у детей с легкой степенью умственной отсталости.
В структуре познавательной деятельности таких школьников мыслительные операции занимают особое место, так как именно здесь наиболее ярко проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности.
На сегодняшний день мышление и, в частности, мыслительные операции являются одним из наиболее изученных психических процессов в коррекционной психологии (Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Л.В. Заньков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Е.А. Стребелева, Ю.И. Шиф и др.).
Актуальность изучения особенностей развития мыслительных операций у школьников с интеллектуальной недостаточностью определяется ведущей ролью, которую играет мышление, как в общем интеллектуальном развитии детей, так и в их успешной социальной адаптации, что и является основной задачей обучения. эти дети в коррекционной школе VIII типа.
На основе изучения специальной литературы нами выявлены противоречия между широкой распространенностью нарушений мыслительных операций у самых маленьких школьников с легкой степенью умственной отсталости и недостаточным арсеналом методических средств, направленных на развитие мыслительных операций ребенка. ребенка этой категории на основе сохранившихся возможностей его психических процессов.
В этом смысле нами выявлена проблема: недостаточная практическая проработка вопросов развития мыслительных операций младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках математики.
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга. Это понятие охватывает широкий круг состояний, характеризующихся недоразвитием когнитивной сферы и высших когнитивных процессов, имеющих различную этиологию, локализацию, клинические проявления, начало и особенности.
Умственная отсталость характеризуется отсутствием предпосылок к интеллекту (внимание, память) и высшим функциям (способность к сравнению, обобщению, анализу и синтезу, творческое, оригинальное и абстрактное мышление, способность к самостоятельным суждениям и рассуждениям).
Неразвитые высшие когнитивные функции затрудняют обобщение и выводы из прошлого и настоящего опыта, что приводит к неспособности приобретать новый опыт, знания и концепции. Запас знаний всегда ограничен. Трудности в понимании абстрактных понятий и их метафорических значений. Неспособность к абстрагированию проявляется уже в том, что счет может производиться только по номинальным числам или с помощью дополнительных предметов, а абстрактный счет недоступен. Им трудно отличить первичные предметы от второстепенных, они не могут различить явления иного порядка, понимают форму, а не внутренний смысл явлений.
У людей с задержкой психического развития слабо развито воображение, так как они не могут создавать новые образы, используя в качестве материала старые представления.
Наиболее серьезным нарушением в познавательной деятельности людей с задержкой психического развития является отсутствие у них критического отношения к себе и ситуации, неумение осознавать правомерность своих действий и предвидеть их последствия.
Отсутствие мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с ЗПР, задерживает и замедляет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности.
В то же время своевременная и специфическая коррекция психических процессов у детей с задержкой психического развития является одним из важнейших условий общего познавательного развития, обеспечивающего готовность ребенка к обучению и избегающего вторичных отклонений в развитии этих детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. В. Давыдова – М., 1974.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, 2000.
Гаврилова М.В. Основные теории мышления в трудах отечественных и зарубежных авторов // Актуальные исследования. 2022. №26 (105). С. 50-52. – Электронный ресурс – https://apni.ru/article/4336-osnovnie-teorii-mishleniya-v-trudakh-otechest (дата обращения: 18.04.2023)
Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 2000.
Иванец Н.Н. Психиатрия и медицинская психология: учебник / Н.Н. Иванец [и др.]. — Москва: ГЭОТАР» Медиа, 2020.
Каширская Т.И. Методы коррекции мышления и речи учащихся с легкой умственной отсталостью // ПНиО. 2017. №2 (26). – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/metody-korrektsii-myshleniya-i-rechi-uchaschihsya-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 18.04.2023).
Клинические рекомендации по «Умственной отсталости у детей и подростков» от Российского общества психиатров от 2015 года.
Крутетский В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007.
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007.
Майрамукаева В.С. Олигофрения: классификация, клиническая картина, диагностика, лечение / В.С. Майрамукаева, В.И. Лагунова // Молодой ученый. – 2022. – № 46 (441). – С. 53-54. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/441/96473/ (дата обращения: 18.04.2023).
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.
Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994.
Незнанов Н.Г. Психиатрия / Н.Г. Незнанов [и др.]. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. – М., 2000.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002.
Фурсеева Е.С. Коррекционно-развивающая работа по развитию мышления у младших школьников с умственной отсталостью // Евразийский научный журнал. 2017. №1. – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-po-razvitiyu-myshleniya-u-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 18.04.2023).
Шаповалова О.Е. Изучение операционной стороны мышления младших школьников с нарушением интеллекта / О.Е. Шаповалова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – №8 (122). – Электронный ресурс – https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.1 (дата обращения: 18.04.2023)