Фрагмент для ознакомления
2
На рисунке представлены результаты методики "Тест школьной тревожности Филипса", которая позволила выявить 8 факторов тревожности, каждый из которых имеет по 3 уровня: высокий, повышенный и нормальный. Учитывая, что на данном возрастном этапе учебная деятельность является ведущей, использование данной методики оказалось наиболее подходящим. Из диаграммы можно сделать вывод, что нормальный уровень тревожности составляет 66% обучающихся в экспериментальной и 63% в контрольной группе. Повышенный уровень тревожности выявлен у 21% участников экспериментальной и 29% контрольной группы. Высокий уровень тревожности выявлен у 13% участников экспериментальной группы и 8% контрольной. На основании методики "Тест школьной тревожности Филипса" были выявлены 8 факторов тревожности, каждый из которых имеет по 3 уровня: высокий, повышенный и нормальный. Из графика можно заключить, что около 66% обучающихся в экспериментальной и 63% в контрольной группе имеют нормальный уровень тревожности. Повышенный уровень тревожности выявлен у 21% участников экспериментальной и 29% контрольной группы, а высокий уровень тревожности диагностирован у 13% участников экспериментальной группы и 8% контрольной. Кроме того, результаты по каждой из шкал показали различия между экспериментальной и контрольной группами в распределении нормального, повышенного и высокого уровней тревожности. Например, по шкале "переживание социального стресса" нормальный уровень был выявлен у 79% участников экспериментальной группы и у 58% контрольной, повышенный - у 17% экспериментальной и 25% контрольной, а высокий - у 4% экспериментальной и 17% контрольной группы. По шкале "фрустрация потребности в достижении успеха" нормальный уровень был выявлен у 75% участников экспериментальной группы и у 58% контрольной, повышенный - у 25% экспериментальной и 42% контрольной. Шкала "страх самовыражения" показала, что нормальный уровень был выявлен у 38% участников экспериментальной группы и 63% контрольной, повышенный - у 54% экспериментальной и 29% контрольной, а высокий - у 8% участников экспериментальной и контрольной групп.
По шкале "страх не соответствовать ожиданиям окружающих" выявлен повышенный уровень у большинства участников экспериментальной и контрольной групп, что свидетельствует о страхе не соответствовать ожиданиям окружающих. По шкале "низкая физиологическая сопротивляемость стрессу" большинство участников экспериментальной группы имеют нормальный уровень, в то время как в контрольной группе большинство имеют повышенный уровень. По шкале "проблемы и страхи в отношениях с учителями" в обеих группах присутствуют проблемы и страхи, но в экспериментальной группе их процент ниже. В целом, результаты показывают, что участники экспериментальной группы испытывают меньше тревожности, чем участники контрольной группы.
Наибольший уровень тревожности выявлен по шкалам "страх самовыражения" и "страх не соответствовать ожиданиям окружающих", что свидетельствует о негативных эмоциональных переживаниях и ориентации на оценки окружающих. Повышенный уровень тревожности также был выявлен по шкале "фрустрация потребности в достижении успеха". По окончанию формирующего этапа произошли изменения: в экспериментальной группе "очень высокая тревожность" обнаружена у 4% участников, что на 17% меньше, чем на начало эксперимента. "Несколько повышенная тревожность" у 41% участников, что на 5% меньше, чем на начало эксперимента. "Нормальный уровень тревожности" у 45% участников.
По окончанию формирующего этапа мы провели повторное
диагностическое исследование с использованием тех же методик. Нами получены следующие результаты.
Согласно методике "Тест школьной тревожности Филипса", мы установили следующие изменения.
Рисунок 2. Результаты диагностики с помощью методики «Тест школьной тревожности Филипса» на констатирующем этапе
В группе, находившейся под воздействием эксперимента, по "шкале общей тревожности" наблюдалось снижение высокого уровня на 13%, повышенного уровня - у 13% участников, снижения - на 8%, нормальный уровень был замечен у 87% участников, а увеличение уровня у 21%. В контрольной группе же высокий уровень увеличился на 5%, нормальный был диагностирован у 58% участников и снижение было отмечено у 5%.
По шкале "переживание социального стресса" в экспериментальной группе высокий уровень не был обнаружен, снижение на 4% и повышенный уровень - у 13% участников, нормальный уровень отмечен у 87% участников, а увеличение уровня - у 8%. В контрольной группе высокий уровень был выявлен у 21%, увеличение - у 4%, повышенный - у 33%, нормальный - у 46%, а снижение - у 12%.
В экспериментальной группе по шкале "фрустрация в достижении успеха" повышенный уровень снизился на 21% и соответственно нормальный уровень увеличился на 21%. В контрольной группе изменений не наблюдалось.
По шкале "страх самовыражения" в экспериментальной группе высокий уровень снизился на 8%, повышенный - на 13% и был выявлен у 41% участников, нормальный уровень увеличился на 21% и был выявлен у 59% участников. В контрольной группе высокий уровень выявлен у 13%, увеличение - на 5%, повышенный - у 33%, нормальный - у 54%, а снижение - у 9%.
В экспериментальной группе по шкале "страх ситуации проверки знаний" высокий уровень был выявлен у 8% участников, снижение - на 25%, повышенный - у 50%, увеличение - на 12%, нормальный уровень - у 42% участников, а увеличение уровня - у 13%. В контрольной группе высокий уровень был диагностирован у 33%, увеличение - на 4%, повышенный - у 54%, нормальный - у 13%, а снижение - на 12%.
По шкале "страх не соответствовать ожиданиям окружающих" в экспериментальной группе высокий уровень был снижен на 8%, повышенный был выявлен у 33% участников, снижение - на 21%, нормальный уровень - у 67%, а увеличение - на 29%. В контрольной группе высокий уровень увеличился на 8%, повышенный остался без изменений, нормальный был выявлен у 21% участников, а снижение - на 8%.
В экспериментальной группе по шкале "низкая физиологическая сопротивляемость стрессу" высокий уровень снизился на 4%, повышенный не изменился, нормальный уровень увеличился на 4% и был замечен у 96% участников. В контрольной группе высокий уровень увеличился на 4%, нормальный уровень был выявлен у 50% участников, снижение - на 4%, а повышенный остался без изменений.
По шкале "проблемы и страхи в отношении с учителями" повышенный уровень в экспериментальной группе был диагностирован у 4% участников, снижение - на 21%, нормальный уровень - у 96%, а увеличение - на 21%. Повышенный уровень в контрольной группе был выявлен у 38%, увеличение - на 5%, нормальный уровень снизился на 5% и был выявлен у 62% участников.
Следовательно, наблюдается разница в показателях тревожности между экспериментальной и контрольной группами, и на контрольном этапе эти различия стали более заметны, чем в начале эксперимента.
Для предотвращения тревожности у детей младшего школьного возраста была разработана программа профилактики, основанная на двух программах: "Программа профилактики ситуативной тревожности у школьников" (Г. И. Ярославцева) и "Программа по профилактике школьной тревожности у младших школьников" (С. А. Прохорова). Она направлена на развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, улучшение их межличностных отношений и развитие коммуникативных навыков. Цель программы - предотвращение тревожности у детей младшего школьного возраста. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: ознакомление с методами и приемами управления тревожным состоянием, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, формирование положительных стратегий взаимодействия и развитие навыков саморегуляции.(Таблица 1)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. СПб.: Питер 2008. 400с.
2.Изард К.Э. Психология эмоций К.Э. Изард. СПб.: Питер, 2007. 464с. (Мастера психологии).
3.Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. -Феникс, 2009.
4.Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009.
5. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми/ Костина Л. М. – СПб.:Речь, 2012.
6. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис, 2011.
7.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. 2-е стереотип, изд. М.: Когито-Центр, 2014.197 с.
8.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. Учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2013. 576с.
9.Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. М.: 2000. 145 с.
10.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С.29.
11. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007. 496 с
12. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. СПб.: Питер, 2007.144с.
13.Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции /О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2014.
14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2011.
15.Диагностика эмоционального благополучия школьников: про филактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 64 с.