Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде воспитание школьников является частью культуры и основой общегражданского воспитания. Сегодня всё имеет особую актуальность и значимость, поскольку воспитание каждого человека можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Любая образовательная среда подразумевает реализацию триединой образовательной цели, обучающую, воспитывающую и развивающую. Сегодня проблемы воспитания подрастающего поколения стоят на первом месте, и воспитательный процесс сегодня регламентируют соответствующие нормативно – правовые документы, начиная от федерального уровня и заканчивая локальным уровнем самой образовательной организации.
Воспитательная система в каждой образовательной организации сегодня выстраивается на основе программы воспитания и социализации учеников. Период школьного возраста благоприятен для воспитания. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания в самом широком спектре. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемы нравственного воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко и др.
Цель работы: изучить существующие воспитательные системы и их классификации.
Объект исследования: воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: способы и методы воспитания в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия воспитательная система.
2. Рассмотреть структуры воспитательных систем.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования воспитательной системы в образовательной организации.
4. Предложить методические рекомендации по формированию воспитательной системы в образовательной организации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, обобщение опыта, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательных систем
1.1. Сущность понятия воспитательная система
Для современной образовательной организации характерна общность интересов в ней обучающихся, схожесть образа жизни и социальных возможностей, а также норм поведения и отношений. Для современных учеников образовательная организация – это организационно привлекательная среда, которая способна при определённых условиях стать эффективной образовательной и воспитательной системой, обеспечивающей качественное образование и социальное воспитание [12].
Основу любой воспитательной системы в образовательной организации составляет ведущая целевая установка с соответствующим комплексом задач, которые направлены на развитие личности будущего выпускника. Рационально поставленные цель и задачи воспитания субъекта позволяют упорядочить совокупность факторов личностного и любого иного воспитания субъекта (патриотического, эстетического, трудового, экологического и др.). Все эти цели и задачи позволяют выстроить принципы успешного функционирования всей воспитательной системы в образовательной организации и определить актуальные ведущие направления и содержание воспитательной деятельности. В основу любой воспитательной системы организации заложена «Типовая программа воспитания и социализации». Реализация возможностей воспитательной системы опирается сегодня на эффективную диагностику для каждого из существующих направлений воспитательной работы, к примеру, школы. Диагностика сформированности того или иного свойства или качества личности обучающегося проводится сегодня в образовательных организациях регулярно. Оценивается значимость полученных показателей эффективности деятельности на основе проведённой диагностики и выявленной результативности воспитательного процесса по отношению к каждому ученику. Лишь с помощью регулярной периодичной диагностики появляется возможность выявления определённой положительной динамики результативности воспитательной системы организации.
Самой организации это позволяет определить меру включённости каждого из учеников в различные виды жизнедеятельности воспитательной системы. Это также позволяет зафиксировать процесс роста социальной адаптации и становления личности обучающегося. К примеру, в рамках трудового воспитания, при соответствующей дальнейшей диагностике школьников отмечено возрастание удельного веса таких жизненно важных качеств, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, отзывчивость и др. В ходе реализации потенциала воспитательной системы образовательной организации удаётся зафиксировать зависимость между становлением обновлённой воспитательной системы и ростом личностного самосознания обучающихся.
Внимание воспитанников стали больше привлекать истинно гражданские и трудовые ценности, честь, уважение человеческого достоинства, истинного профессионализма и др. Всё это возможно обеспечить в образовательной организации, благодаря соответствующим психолого – педагогическим условиям, созданным в организации. Это позволит обеспечить благоприятную атмосферу самочувствия учеников и психологический комфорт, в процессе обучения [22].
Сегодня цель и задачи воспитания и социализации обучающихся всех образовательных уровней формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке. Именно на воспитание и развитие направлены усилия основных взаимодействующих субъектов: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В связи с этим глобальным запросом со стороны государства обобщённой целью реализации образовательной деятельности в образовательной организации является качественная образовательная подготовка. В любой воспитательной системе все эти цели и задачи определяются локальной программой воспитания и социализации ученика. В основе всех локальных документов, которые разрабатываются в самих образовательных организациях, будь то ДОУ, школа, колледж и др., лежат типовые программы воспитания федерального и регионального уровня. Это говорит о том, что, не смотря, на существующие различи в подходах к воспитанию подрастающего поколения, тенденции и концепции воспитания, в целом, являются единообразными по всей стране.
Целью реализации программы воспитания и социализации обучающихся в образовательной организации прежде всего, является дальнейшее совершенствование процесса воспитания в условиях реализации ФГОС на каждой их образовательных ступеней и других стандартизированных документов.
Задачами программы в этом контексте являются:
-формирование социальной активности учеников;
-подготовка учеников к осознанному жизненному выбору в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества;
-создание условий для расширения познавательных и профессиональных интересов, через проектную, исследовательскую деятельность, и другие актуальные виды развивающей деятельности;
- укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- формирование первичных навыков успешной социализации и профессионализации (в рамках ранней профессиональной ориентации);
-формирование представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированные на эти ценности;
-образцы поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
- формирование устойчивых ключевых компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в сообществе;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России и региона.
На основе сформированных целей и задач воспитательной системы должны быть сформированы ожидаемые результаты воспитания учеников. согласно существующей воспитательной системе. В связи с обозначенными целью и задачами, ожидаемые результаты реализации Программы воспитания и социализции могут быть следующими:
-сформирована социальная активность обучающихся;
-сформированы представления о ценностях культурно-исторического наследия России и родного края, уважительное отношение к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
-сформированы ценностные представления о морали, об основных понятиях этики;
-сформированы представления о духовных ценностях народов России и региона, об истории развития и взаимодействия национальных культур в регионе;
-сформированы представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
-сформировано ценностное отношение к природе, к окружающей среде, к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- создана система непрерывной воспитательной работы и социализации, осуществлён комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– выработана и реализуется последовательная политика в области воспитательной работы и механизмы ее осуществления;
– закреплены в программе воспитания такие ценности как, патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации и региона, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и др.;
- созданы условия для ресурсного обеспечения стабильной воспитательной работы в организации.
В числе образовательных результатов, которые сегодня определяются ФГОС какой либо из образовательных ступеней, названы формируемые универсальные учебные действия (УУД). ФГОС сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов общего образования. Их развитие будет достаточно сильно зависеть от познавательного интереса и познавательной активности самого школьника. здесь реализуется триединая образовательная цель, которая сегодня не отделяет обучение от воспитания, как это было в традиционной образовательной системе.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
3. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. -С. 17 - 20.
4. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
5. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - No 1. - С. 96–105.
6. Голянская, О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2004. – 163 с.
7. Григорьева, С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - No6.2. - С. 37-41.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
10. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – No8. – С. 118 – 122.
11. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482.
12. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
13. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 17.11.2022).
14. Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124.
15. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
16. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46.
17. Копкова, Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д. К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/ (дата обращения: 09.04.2023).
18. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. - No2 (138). - С. 109 – 114.
19. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
20. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) [Текст] / С.Ю. Каргапольцев // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И. Ю. Лапиной, С. Ю. Каргапольцева; СПб. - СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116.
21. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм как индикатор креативности общественного сознания [Текст] / С.Ю. Каргапольцев // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204.
22. Литвинова, Е. В. Место патриотизма в жизни современной молодежи / Е. В. Литвинова, Д. А. Шведов, В. Г. Дробчак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35991/ (дата обращения: 09.04.2023).
23. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136.
24. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - No 2 (39). - С. 124 -126.
25. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - No 3. – С. 25-37.
26. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников [Текст] / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2002. - No 5. - С. 111–114.
27. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 09.04.2023).
28. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
29. Подгорнова, С.В. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Подгорнова // науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
30. Патрушева, Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы [Текст] / Е.А. Патрушева // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. - 24 с.
31. Петрова, Л. Б. Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе / Л. Б. Петрова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12441/ (дата обращения: 09.04.2023).
32. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков [Текст] / А.А. Сивцова. – Кочки: МКДОУ Кочковский д/с «Солнышко». - 2017. - 36 с.
33. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2003. – 82 c.
34. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63с.
35. Ярина, Е.В.Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» [Текст] / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – С. 160 – 162.