Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Целевые направления образовательного процесса, помимо интеллектуального, духовно-нравственного, говорят о творческом развитии личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» творчество обозначено как основополагающая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) одним из направлений образовательной сферы «Художественно-эстетическое развитие» является развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт также подчеркивает необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка. Старший дошкольный возраст чувствителен к развитию творческих способностей у детей. Изобразительная деятельность имеет особые возможности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста не только в ее классических формах, но и в неклассических, таких как каллиграфические рисунки.
Каллиграфия - одно из направлений изобразительного искусства, и в литературе можно встретить такое название, как искусство красивого письма. Каллиграфия, применяемая к рисунку, характеризуется неклассическим методом рисования - каллиграфическим рисунком.
Каллиграфический рисунок понятен и доступен для детей старшего дошкольного возраста, а именно благодаря различным методам рисования линий, штрихов и точек. Творческие способности детей, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, наиболее ярко проявляются в неклассическом рисовании. Вопрос о развитии творческих способностей детей является одной из основных проблем дошкольной педагогики, поскольку «феномен детского творчества» еще не изучен, а вопросы, связанные с творческими способностями дошкольника, продолжают оставаться открытыми.
Потенциал такого вида визуальной деятельности, как каллиграфический рисунок, также недооценивается. Этот вид деятельности редко используется на занятиях по рисованию, но он очень важен для творческого развития дошкольника. Ребенок знакомится с нетрадиционными техниками рисования, развивает навыки графического изображения предметов, овладевает умением трансформировать впечатления от знакомства с окружающим миром, чтения художественной литературы, знакомства с иллюстрациями, картинами, скульптурами, произведениями декоративно-прикладного искусства.
Одним из преимуществ каллиграфического рисования в детском саду является его способность развивать не только визуальные и технические навыки, но и личные качества, такие как настойчивость, настойчивость, активность, самостоятельность и способность концентрироваться. Благодаря каллиграфическому рисунку ребенок приобретает трудовые навыки. Л.С. Выготский писал: «Воспитание, понимание в широком смысле этого слова, собственно, и должно быть тем основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка».
Усилия воспитателя и родителей должны быть направлены на формирование культуры труда в дошкольном возрасте (умение содержать рабочее место в порядке, содержать в чистоте рабочие инструменты, планировать порядок выполнения работ). Также с помощью каллиграфического рисунка ребенок может проявить самостоятельность и испытать чувство радости от положительного результата работы.
Этот вид образовательной деятельности способствует повышению уровня развития творчества детей. Но, несмотря на все преимущества использования каллиграфии как средства развития творческих способностей, потенциал этого вида деятельности практически не используется. Содержание этого вида образовательной деятельности не было полностью разработано с учетом задач развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Вместе с тем, анализ научных исследований ведущих педагогов и психологов показал, что в последнее время каллиграфическое рисование как средство развития творчества детей используется на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ довольно редко. В практической деятельности ДОУ приходится преодолевать существующие противоречия между:
- требованиями ФГОС ДО к воспитанию творческой личности дошкольника и наличием ограниченного круга способов, художественных техник в рекомендуемых программах;
- целесообразностью использования каллиграфического рисования в детской изобразительной деятельности, направленной на развитие творчества детей, и недостаточной методической разработанностью данного вопроса;
- имеющимися перспективными возможностями применения каллиграфического рисования для развития творчества детей и низкой частотой использования этого способа в современных ДОУ.
Проблема исследования - выявить условия использования каллиграфического рисования как средства развития творчества детей.
Объектом исследования является процесс использования каллиграфического рисования как средства развития творчества детей.
Предметом исследования являются основы и принципы использования каллиграфического рисования как средства развития творчества детей.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для использования каллиграфического рисования как средства развития творчества детей.
Гипотеза исследования. Развитие творчества детей на занятиях по рисованию детей будет более эффективно, если:
- опираться на имеющийся опыт дошкольников и обучать их преобразовывать свои представления в новые художественные образы;
- помогать созданию каллиграфических образов, приписывая предметам новые свойства и качества по разным основаниям сходства (форме, цвету, причинно-следственным связям, пространственным характеристикам и т.д.);
- для получения изображений использовать техники каллиграфического рисования: штриховки, создание контура и заполнение его завитками и росчерками, рисование по точкам, рисование и раскрашивание мандал фломастерами и карандашами, бордюрная роспись, дорисовки пальчиковой живописи;
- создавать ситуации самостоятельной художественной деятельности детей;
- организовывать активное взаимодействие родителей с детьми, педагогами по решаемой проблеме.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творчества детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности;
- изучить каллиграфическое рисование как нетрадиционную технику: понятие, значение, виды;
- провести констатирующий эксперимент по изучению уровня творческости детей дошкольного возраста;
- разработать комплекс педагогических мероприятий по обучению детей каллиграфическому рисованию.
Методологическая основа исследования опирается на теории подготовки детей к школе в работах психологов (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические положения о развитии творческих способностей и ассоциативного мышления (Т. Рибо, Дж. Селли, Э.П. Торренс); представления ученых о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов и др.); теоретические обоснования практических рекомендаций по включению дошкольника в творческую деятельность для подготовки к школе (О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Кудина-Новлянская и др.)
В исследовании использован комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Фрагмент для ознакомления
3
Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей: теоретический аспект [Текст] / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2013. – № 12. – С. 9–17.
Аристова, Т. А. Способы обучения каллиграфии и формирование навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Аристова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 11. – С. 35–37.
Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков: Фолио, 1997. – 24 с.
Безбородова, М. А. Формирование графического навыка письма в начальной школе [Текст] / М. А. Безбородова, Л. А. Безбородова // Наука и Школа. – 2016. – № 3. – С. 111–115.
Богдеско И. Т. Каллиграфия. — Санкт-Петербург : Агат, 2005. – 128 с.
Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества / Д.Б. Богоявленская, Л. Дорфман, К.Мартиндейл и др. Творчество в искусстве – искусство творчества. – Москва : Наука; Смысл, 2000. – 198 с.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами : Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. – Москва : Пед. ОбществоРоссии, 201. – 147с.
Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. – Москва : 1972. – 190 с.
Волкогон, В. С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / В. С. Волкогон // Педагогический журнал Казахстана. – 2014. – № 8. – С. 13–16.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1991. – 93с.
Габдуллина, А. Л. Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника [Текст] / А. Л. Габдуллина // Психология и педагогика. – 2015. – № 46. – С. 49–53.
Гаврина, С. Е. , Кутявина Н. Л. ,Топоркова И. Г. ,Щербинина С. В. Книга тестов: – Москва : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1. /Г.Н. Давыдова. – Москва : Издательство Скрипторий, 2017. – 88 с.
Дружинина В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 656 с.
Дубровская, Н.В. Конспекты занятия по художественнотворческой деятельности : блок занятий на третью неделю нояб. в подготов. к шк. группе / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 7. – С. 24-26.
Евтушенко, С. Дорожки к познанию красоты / С. Евтушенко, Е. Быкова, О. Первова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 13-16.
Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза : Уникон-ТРИЗ, 2001. с. 38-39 с.
Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка об опыте работы со ст. дошкольниками / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 49-53.
Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В. А. Илюхина // Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 16–24.
Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – Москва : ВЛАДОС, 2016. – 255с.
Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Электронный ресурс] / Т. С. Комарова. – Москва : Мозаика-синтез, 2010. – 352 с.
Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. [Электронный ресурс] /В.Ф. Котляр. – Киев : Рад. шк. 1986. – 95 с.
Кудрявцев В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников. - Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59.
Лепская, Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» – Москва : Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей /А. В. Никитина. – Санкт-Петербург : КАРО, 2010г. – 213с.
Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины[Электронный ресурс] / М.Ю.Олешков, В.М. Уваров. — Москва : Компания Спутник+. 2006.
Палыхата, Э. Я. Проблема обучения письму и письменной речи [Текст] / Э. Я. Палыхата // Науч. Зап. Тернопольского нац.-пед. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 16–21.
Пахомова, О. Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников [Электронный ресурс] / О. Ф. Пахомова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – № 45.
Прохорова, Е. В. Трудности у младших школьников на занятиях письма [Текст] / Е. В. Прохорова // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 33– 37.
Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму: влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков / С. О. Филиппова. – Москва : Детство-Пресс, 2014. – 94 с.
Хорошилова, Е. И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников [Текст] / Е. И. Хорошилова // Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 13–17.