Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Государственная собственность играет важную роль не только в гражданском обороте, поскольку позволяет государству действовать в различных правовых отношениях, но и оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую и культурную сферы жизни. Объекты государственной собственности имеют особую специфику и различное назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обусловливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. Качество управления государственной собственностью напрямую зависит от благосостояния общества, а значит, и от обеспечения и соблюдения прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей осуществлять функции государства. Однако поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод, что эффективность управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданиям, и существуют проблемы, которые необходимо решить в области законодательства и правоприменения. Это обусловливает необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственным имуществом, и поиска эффективных и своевременных путей их решения.
Актуальность темы работы определяет ее цель - на основе всестороннего изучения современного состояния системы управления государственной собственностью и связанных с ней проблем рассмотреть концепцию и особенности управления государственной собственностью и предложить пути ее совершенствования и повышения эффективности.
Управление образовательной организацией, которая не только способна эффективно реагировать и действовать в быстро меняющихся рыночных условиях, но и способна проложить курс на долгосрочное развитие, особенно важно в данный момент. В условиях кризисов последних лет, которые затронули не только Российскую Федерацию, но и все мировые рынки, умение выбирать и реализовывать правильную стратегию повышения конкурентоспособности компании становится крайне необходимым навыком, которым должен обладать каждый руководитель компании.
Проблема изучения проделанной работы заключается в том, что эффективное существование любого предприятия, образовательной организации в условиях жесткой конкуренции требует выбора подходящей организации для повышения их конкурентоспособности и демонстрации перспектив развития. И, как показывает опыт, просто не существует универсальной конкурентной стратегии, которая подходила бы для каждой компании. Необходимо проводить исследования и анализ, которые помогут вам грамотно подойти к выбору стратегии, поскольку она предопределяет будущее компании.
Цель работы – анализ системы управления государственной собственностью образовательной сферы деятельности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание государственной собственности учреждений образовательной сферы деятельности;
изучить нормативно-правовое обеспечение управления государственной собственностью;
рассмотреть структуру управления государственной собственностью учреждений образовательной сферы деятельности в РФ;
провести анализ системы управления государственной собственностью учреждений образовательной сферы деятельности в РФ;
определить проблемы и направления совершенствования системы управления государственной собственностью учреждений образовательной сферы деятельности.
Объект исследования – государственная собственность образовательной сферы деятельности.
Предмет исследования – особенности управления государственной собственностью образовательной сферы деятельности.
Методы, используемые при исследовании: сравнительный анализ; правовой анализ; диалектика. При написании работы были использованы: федеральные законы; современная и классическая литература отечественных авторов, посвященная вопросам управления государственной собственностью образовательной сферы деятельности.
Структура работы обусловлена целью и озвученными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из параграфов, заключение и библиографический список.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и содержание государственной собственности учреждений образовательной сферы деятельности
Образовательные организации должны иметь в собственности или на другом законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также другие виды деятельности, предусмотренные уставами образовательных организаций. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельной собственности (здания, сооружения, сооружения) образовательной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения в образовательных, производственных, социальных, культурных, общежитиях и клинических учреждениях, расположенных в находящихся под оперативным управлением образовательных учреждений или иным образом принадлежащих им, не могут быть приватизированы. Учебному заведению принадлежат денежные средства, имущество и другие предметы, переданные физическими и/или юридическими лицами в виде пожертвования, пожертвования или завещания на продукты интеллектуального и творческого труда, полученные в результате его деятельности, а также доходы от его собственной деятельности и доходы, полученные в результате этой деятельности. Доход от приобретенных объектов собственности [10].
Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом по общим основаниям, установленным законом. Учебное заведение несет ответственность в соответствии со своими обязательствами, используя имеющиеся в его распоряжении денежные средства и принадлежащее ему имущество. Если этих средств недостаточно, учредитель несет ответственность по своим обязательствам в порядке, определенном законом.
В случае ликвидации образовательного учреждения денежные средства и другие объекты, находящиеся в его собственности, за вычетом платежей, направляемых на покрытие его обязательств, направляются на развитие образования в соответствии с уставом образовательного учреждения. Учебное заведение имеет право выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Передача в аренду выделенных ему объектов и земельных участков государственному или муниципальному образовательному учреждению осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, установленных в данном регионе. Средства, полученные в качестве арендной платы, будут направлены на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном учебном заведении.
Образовательные организации должны иметь в собственности или на другом законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также другие виды деятельности, предусмотренные уставами образовательных организаций. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самоуправлении, не подлежат приватизации [6].
К имущественным правам относятся право собственности, другие имущественные права, права на результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации юридического лица, обязательственные права требования к должнику и др.
Собственность является необходимым элементом функционирования организации. 48 в качестве одного из обязательных признаков юридического лица он называет его имущественное обособление. Разграничение собственности позволяет отделить имущество определенной организации от имущества других субъектов гражданского права.
Закон Об образовании в статье 102 устанавливает обязанность образовательной организации владеть имуществом, предусмотренным для образовательной организации, или другим имуществом, предусмотренным уставом. Имущество может находиться в собственности организации или на другом законном основании. Следует исходить из того, что другая правовая основа подразумевает как материальный, так и обязательный режимы принадлежности имущества образовательной организации. В первом случае это право на оперативное управление (производное от права собственности), во втором - право бесплатного пользования или аренды, оформленное с учетом использования определенных видов обязательств в форме соответствующих гражданско-правовых договоров.
Неотъемлемой характеристикой имущества образовательной организации является его целевое назначение, которое выражается в осуществлении образовательной и иной деятельности, предусмотренной уставом. Большое количество образовательных организаций являются федеральными государственными образовательными учреждениями [5].
Федеральные государственные образовательные учреждения характеризуются следующими особенностями:
имущество закреплено за этими учреждениями на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования;
имущество, закрепленное за этими учреждениями, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью);
они являются некоммерческими организациями и создаются для выполнения работ и оказания услуг по реализации полномочий государственных органов в сфере образования в соответствии с п.1 ст. 9. ФЗ «О некоммерческих организациях».
В настоящее время многие федеральные органы исполнительной власти имеют в своей структуре подведомственные им федеральные государственные образовательные учреждения, например, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и др.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2019) // Российская газета.- 1993.- № 237.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
3. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9.
4. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
5. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
6. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с.
7. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.
8. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017.
9. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
10. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
11. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
12. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
13. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
14. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
15. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
16. Скворцов, О. Ю. Приватизационное право: учебное пособие/О. Ю. Скворцов. -М., 2019. -272 с.