Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Туризм - Путешествие в страну или регион, не являющийся местом постоянного проживания, с целью, отличной от работы.
Туризм - один из важнейших секторов современной экономики, направленный на удовлетворение потребностей людей в культурном развитии, терапии, спорте, развлечениях и отдыхе, а также на повышение качества их жизни. В отличие от многих других секторов экономики, туризм не истощает природные ресурсы. Будучи экспортно-ориентированным сектором, туризм более стабилен, чем другие отрасли, даже в условиях кризиса и нестабильности на мировом рынке. Обладая значительным потенциалом роста, который не подкреплен необходимыми фискальными инвестициями и развитием инфраструктуры, въездной туризм способен стать одним из основных направлений развития России.
В связи с этим данная тема имеет особое значение для российской экономики. Важна потому, что в условиях мирового финансового кризиса, в результате падения цен на энергоносители и в целом неизбежного сокращения сырьевых ресурсов, необходимо найти и задействовать другие эффективные экономические механизмы, которые подготовят экономику и обеспечат стабильный уровень экономического роста для российской экономики в будущем.
Объектом работы является въездной туризм, а предметом исследования - на пути развития въездного туризма в России.
Цель работы – рассмотрение проблем и перспектив развития въездного туризма в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач :
1. Рассмотреть Туризм в Российской Федерации
2. Проанализировать проблемы въездного туризма и пути их решения
3. Государственное регулирование в сфере въездного туризма.
Глава 1. Туризм Российской Федерации
1.1 Туристско-рекреационные ресурсы РФ
Очевидно, что до 2020 года туризм был одной из наиболее активно развивающихся отраслей. В нашей стране наконец-то появились специальные мероприятия по его развитию и продвижению. Был запланирован довольно крупный проект в области развития въездного туризма. Однако, как известно, COVID-19 внес свои коррективы в жизнь туристической отрасли не только в нашей стране, но и во всем мире.
Когда началась пандемия, на долю международного туризма приходилось более 20% доходов. Фактически, туризм является третьей по прибыльности экспортной отраслью в мире.
Конечно, стоит также отметить, что въездной туризм играет значительную социально-экономическую роль.
Туристско-рекреационные ресурсы — это определенная совокупность природных, исторических и культурных явлений и объектов, используемых при организации туризма и отдыха.
Основу туристско-рекреационных ресурсов в нашей стране составляют исторические города и поселки, музеи, памятники, национальные парки, природные парки, природное и культурное наследие ЮНЕСКО, народное творчество и, конечно же, огромные природные богатства, которые являются весьма благоприятными условиями как для отдыха и путешествий, так и для лечения и оздоровления.
По совокупным оценкам экспертов, туристический потенциал Российской Федерации составляет около 60%, что говорит о том, что она очень привлекательна для туристов. Фактически это означает, что более половины природных, климатических и живописных ресурсов Российской Федерации могут быть использованы для развития различных видов туризма.
К сожалению, даже при таких высоких показателях влияние этого потенциала на экономику страны в целом и, в частности, ее регионов, никогда не было столь велико. В составе ВНП Российской Федерации доля туризма по состоянию на 2019 год составляет около 6%. Да, безусловно, этот показатель вырос с 1% в 2013 году, но важно помнить, что доля туризма в ВНП развитых стран составляет 10-60%, тогда как у нас она чуть более 1%.
Основными причинами, препятствующими развитию туризма в нашей стране, являются: неразвитая инфраструктура, неблагоприятный имидж Российской Федерации как туристической державы, отсутствие четкой и грамотной маркетинговой политики, пропаганды о стране и туристических возможностях и многие другие.
С другой стороны, разработана стратегия развития туризма, и, несмотря на трудности, наша страна год за годом укрепляет свои позиции на мировом рынке туристических услуг в условиях довольно жесткой конкуренции. Стоит также отметить, что Всемирная туристская организация выделила ряд перспективных туристических направлений, которые в настоящее время развиваются очень динамично. К ним относятся:
• Экотуризм
• Оздоровительный туризм
• Деловой туризм
• Сельскохозяйственный туризм
• Культурно-познавательный туризм
• Активный туризм, спортивный туризм;
• Тематический туризм
Благодаря уникальному природному и культурному потенциалу Российской Федерации и растущему интересу к ней как к новому направлению для иностранных туристов, наша страна имеет все основания для динамичного развития всех вышеперечисленных видов туризма. Тот факт, что многие регионы граничат с нашими границами, имеет большое значение для этого развития и создает условия для развития индустрии туризма, в большей степени ориентированной на рынки соседних стран. Кроме того, туристские ресурсы, формирующие туристско-рекреационный потенциал страны, можно разделить на две категории:
• Рекреация - познавательная;
• Природные - рекреационные.
Реализация туристических проектов может быть успешно осуществлена в рамках современного жесткого рынка и при наличии современных инновационных технологий, компетентных человеческих ресурсов, капитала, необходимых культурно-исторических и природных ресурсов, что означает, по сути, необходимость наличия определенного комплекса факторов для развития туристических дестинации. Это означает, например, что одних финансовых ресурсов и технологических инноваций недостаточно; сначала необходимо выбрать место, где эти ресурсы имеются, и именно здесь вступают в дело маркетинг и продвижение.
Существует две категории туристических дестинации в зависимости от их абсорбционной способности
Крупные города: имеют возможность принимать большое количество туристов;
Районы, где прием туристов ограничен для поддержания экологического баланса, например, горнолыжные курорты, морские курорты, заповедники и национальные парки.
Туризм в России имеет свою историю развития. В последние годы туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Его стремительному развитию способствовало расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить свои знания об истории своей и других стран, познакомиться с их достопримечательностями, культурой и традициями.
Туризм влияет на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, побуждает правительства, органы государственной власти и коммерческие организации активно участвовать в сохранении и улучшении окружающей среды.
Формирование российского туристического рынка началось в 1990 году. Первым этапом формирования рынка было, прежде всего, развитие выездных туров. Длительный дефицит выездного туризма в СССР создавал повышенный спрос на внешние туристические продукты. Некоторые страны ввели ряд мер для привлечения российских туристов, таких как безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (например, Китай, Чехия, Венгрия, Болгария), упрощенный визовый режим в Германии, Италии и Испании, экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Спросом пользовались шоп-туры, образовательные туры, отдых в Турции, Италии, Греции и ОАЭ, оздоровительные и молодежные туры, образовательные и бизнес-туры, горные лыжи, лечение и отдых, морские круизы и т.д.
Однако в последние годы (2000-е) развитие туризма в России имеет тенденцию к улучшению. Увеличился поток желающих посетить как зарубежные, так и отечественные достопримечательности, повысилось качество услуг, развился детский туризм (морские курорты, различные лагеря (от палаточных до комфортабельных), всевозможные поездки детей в зарубежные страны с познавательными целями и т.д.), разработаны новые турмаршруты. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, направлении развития и состоянии качественных и количественных характеристик.
Отдых в России, как и отдых за рубежом, — это, прежде всего, предложение брендов. Сколько их? Бренды туристических маршрутов, разработанных в советский период, можно пересчитать по пальцам одной руки - Карелия, Байкал, ленинградские белые ночи, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделялось даже больше внимания, чем сейчас. Интересные туристические схемы и привлекательные экскурсии разрабатывались на самом высоком государственном уровне. В то время путешествие по России понималось как отдых с легендами, историями и перипетиями. Самостоятельно успешно сформировать бренд было просто невозможно. Необходима государственная поддержка. Современное состояние туризма в России оценивается как кризисное: резкое снижение достигнутого объема туристических услуг, сокращение материальной базы туристической отрасли и явное несоответствие потребностям населения в туристических услугах.
Россияне осознали, что адекватный уровень сервиса и интересный отдых можно предложить в России. В условиях конкуренции активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, крупные компании активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков и индустрию развлечений. Адлер сейчас переживает строительный бум, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет туроператоры создали ряд необычных экскурсионных продуктов на севере нашей страны, которые предлагают реальную альтернативу пляжному отдыху.
Туризм уже давно считается одним из самых прибыльных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.
Истоки туризма на нашей огромной территории берут свое начало в глубокой древности и Средневековье. Географическое положение России на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком издревле обеспечивало стабильные международные отношения, на которых происходил широкий обмен.
Путешествия и туризм - неразрывно связанные понятия, выражающие определенный образ жизни. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, изучение окружающего мира, торговля, наука и медицина.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира туризм создает новые рабочие места, поддерживает высокий уровень жизни и создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития туристического сектора способствует повышению уровня образования, совершенствованию национальной системы здравоохранения и внедрению новых средств распространения информации.
Туризм является наиболее динамично развивающимся сектором мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о его растущем влиянии на мировую экономику в целом и на национальные экономики. Глобальный пример показывает, что по прибыльности и динамичности развития туризм уступает только нефтедобыче и нефтепереработке.
Для России развитие туризма имеет особое значение. Это связано с тем, что данная отрасль является благоприятной средой для малого бизнеса, который может развиваться без большого бюджета и является перспективной отраслью, способной привлечь иностранные инвестиции в больших масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других секторов экономики, таких как строительство, торговля, сельское хозяйство, производство потребительских товаров и телекоммуникации.
Существует множество причин, по которым этот бизнес привлекает предпринимателей, включая низкие первоначальные инвестиции, растущий спрос на туристические услуги, высокую рентабельность и короткие сроки окупаемости затрат.
Многие страны разработали национальные программы по развитию въездного туризма, предусматривающие освобождение от налогов, упрощение пограничных и таможенных процедур, благоприятные условия для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований, развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках и развитие человеческих ресурсов.
Однако туризм развивается не везде. Многие страны все еще пытаются достичь соответствующего уровня, особенно Россия.
Текущее состояние российской индустрии туризма можно определить как "шаткое равновесие". Хорошо известно, что нынешний туристический бизнес существует как "полутень" и правила взаимодействия неясны, как среди профессиональных участников туристического рынка, так и с государством.
Россия теряет миллиарды рублей на поддержке туризма, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Однако туризм - один из немногих развивающихся отечественных бизнесов. Геополитическое положение России как части европейского и азиатского континентов является именно тем фактором, который позволяет ей сохранять свою туристическую самобытность и привлекательность для туристов со всего мира. Сегодня Россия является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур, что делает ее интересной для туристов из любой страны. Однако, несмотря на постоянный рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны остается незначительным. Вклад государства в развитие индустрии туризма достаточен, в основном, из-за отсутствия значительных инвестиций, низкого уровня гостиничного сервиса, недостаточного количества гостиничных номеров, нехватки квалифицированных кадров и т.д., и если на нашу страну в настоящее время приходится менее 1% мирового туристического потока, то на многие развитые страны - 5-15%, в некоторых 50%. В некоторых странах этот показатель достигает 50%.
В России туризм развивается в основном с упором на выездной туризм. Большинство туристических агентств предпочитают отправлять своих соотечественников за границу, и лишь небольшое количество туристических
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
7. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
8. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
9. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учебное пособие / А.А. Иванов. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
10. Ивлиева, О. В. Теория и практика экологического туризма : учебное пособие / О. В. Ивлиева ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 86 с.
11. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. — 288 с.
12. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
13. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг : учебное пособие / О.М. Пахомова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 135 с.
14. Туристское страноведение. Центральная Европа : учебник для вузов / под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 517 с.
15. Туристское страноведение. Центральная и Южная Америка : учебник для вузов / Ю. Л. Кужель [и др.] ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 449 с.