Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с движущимся прогрессом в области учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится проблема воспитания всесторонне-развитого человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, оперативно переключаться на новые области и сферы деятельности. Ориентация социума на всеобщую гуманизацию, подразумевает решение множества проблем в области обучения и воспитания, а также создание оптимальных условий для развития и формирования полноценной личности ребенка.
Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. Именно в это время дети способны в полной мере научится взаимодействовать друг с другом, школьный коллектив с его многогранными отношениями позволяет личности всесторонне развиваться благодаря общей деятельности, посредством коллективного общения создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Таким образом, вопросы формирования коллектива в настоящее время приобретают все большую актуальность.
Объектом исследования в данной работе является процесс формирования коллективной деятельности младших школьников.
Предметом исследования выступает организация коллективной деятельности как средство формирования коллектива младших школьников.
Цель работы: изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников посредством организации коллективной деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретические материалы, характеризующие основные особенности формирования ученического коллектива в начальной школе.
2. Раскрыть понятие и сущность детского коллектива.
3. Рассмотреть педагогические условия формирования коллектива младших школьников.
4. Проанализировать влияние организации коллективных творческих дел на формирование коллектива младших школьников.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области педагогики, работы, посвященные проблемам психологии. Проблемы формирования коллектива наиболее подробно были рассмотрены в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова. Определенный вклад в развитие научных теорий внесли зарубежные ученые: Э. Берн, У. Макдугалл, Р. Амтхауэр. Вопросам педагогики посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Г.Е. Сухаревой.
Практическая значимость работы заключается в том, что организация взаимодействия детей в выполнении творческих заданий будет способствовать сплочению коллектива.
Основными методами исследования в работе выступили: анализ, синтез, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие детского коллектива в трудах отечественных ученых
Вопросы формирования детского коллектива рассматривались многими учеными и являются актуальными и в настоящее время. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Наиболее известными отечественными учеными, которые подчеркивали необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы, являлись Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий.
Н.К. Крупская смогла всесторонне обосновать преимущества коллективного воспитания школьников. В своих трудах она четко изложила теоретические основы и указала на конкретные пути формирования детского коллектива. Давая определение коллективу, Крупская подчеркивала организационное единство целей в условиях коллективной деятельности. «Коллектив – это группа, сплоченная общими переживаниями, интересами, работой, общими взглядами и дружбой»: писала Крупская [15, с. 45].
Последователем Н.К. Крупской стал С.Т. Шацкий. Ученый создал первую опытную станцию по народному образованию, которая практическим путем показала эффективность коллективного воспитания во всестороннем развитии личности каждого ребенка. Опыт С.Т. Шацкого и школ-коммун оказал существенное влияние на становление системы коллективного воспитания в масштабах всей страны. В настоящее время, в современно литературе он рассматривается как эксперимент, который опередил в те времена практику воспитания [4, с. 25].
Весомый вклад в теорию и практику воспитания внес А.С. Макаренко. Именно он впервые обосновал концепцию коллективного воспитания, в основе которой лежали гуманистические идеи. Педагогические принципы, которые ученый положил в основу идеи воспитания детского коллектива, были основаны на обеспечении четкой системы прав и обязанностей, которые определяли социальную позицию каждого члена коллектива. Основной целью данной теории воспитания было как можно сильнее вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему прекрасное самоч
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2013, - 232 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: ЭСКМО, 2009, - 232 с.
3. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка Проблемы формирования личности. - М., 2015. – 350 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: ЭСКМО, 2004. – 214 с.
5. Габай Т.В. Педагогическая психология – М.: АКАДЕМИЯ, 2015.- 240 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. – М.: ЭСКМО, 2010. - 176 с.
7. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 76 с.
8. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива: учеб. Пособие, переизд. - СПб.: АЛЬЯНС, 2011.- 145 с.
9. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Перевод с английского Н.М. Никольской – М.: ЛАБИРИНТ, 2013.- 192 с.
10. Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел – М.: Педагогика, 1989.- 92 с.
11. Иванов И.П. Педагогические труды. Том 1. – СПб.: Политехнический институт, 2013. – 304 с.
12. Каменский А.Я. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 317 с.
13. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 287 с.
14. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко - М.: РИД ГРУПП, 2012.- 543 с.
15. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация – М.: ВЛАДОС, 2013.- 96 с.
16. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.- 311 с.
17. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: АКАДЕМИЯ, 2013.- 365с.
18. Лыкова И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной деятельности и познавательной деятельности младших школьников – М.: СФЕРА. 2009. – 160 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2013. – 456 с.
20. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива – М.: ИНФРА-М, 2012. – 125 с.
21. Никитина Н.Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников. – М.: ПРОФИ, 2015.- 150 с.
22. Немов Р.С. Путь к коллективу – М.: СФЕРА. 2013. – 110 с.
23. Петровский А.В. Психологические особенности воспитательной работы младших школьников. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 403 с.
24. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: АКАДЕМИЯ, 2014.- 208 с.
25. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 201 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Перераб. К. Альбунхановой– Р/на Дону, 2012.- 720 с.
27. Смирнов К.В. Методика воспитания коллектива согласно В.А. Сухомлинского. – М.: ПРОФИ, 2015. – 202 с.
28. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Р/на Дону.: ФЕНИКС, 2010.- 445 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психология игры – М.: ИНФРА-М, 2006.- 286 с.
30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах – СПб.: ЛИТЕРА, 1997. – 232 с.
31. Организация коллективного планирования // Сайт педагога – исследователя. – 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-25.