Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Фольклор - важное средство формирования личности и речевого разви-тия ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Он влияет на формирование моральных чувств и оценок, норм поведения, воспи-тание эстетического восприятия и эстетических чувств. Фольклор способ-ствует развитию образности речи, дает образцы русского народного и литера-турного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лек-сикой и образными выражениями.
Фольклор помогает ребенку выразить свое отношение к слушанию с помощью готовых речевых форм. Мы живем в интересное и трудное время, когда на многие вещи мы смотрим по-другому, многое открываем для себя и переоцениваем. Прежде всего, это относится к нашему прошлому, которое мы знаем очень поверхностно. О чем заботился, радовался и переживал рус-ский народ, что он делал, как работал, о чем мечтал, рассказывал и пел, что передавал своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Фольклор поможет обратиться к истокам, ведь его содержание - это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства и переживания. Роль фольклора в всестороннем воспитании детей раскрывается в творчестве Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия фольклора до-школьниками нашли отражение в произведениях А.В. Запорожца, Е.А. Фле-риной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.
Правильный подбор фольклорных композиций важен для решения за-дач всестороннего воспитания детей средствами фольклора, формирования личности ребенка и содействия его эстетическому развитию. Отбор соответ-ствует педагогическим принципам, разработанным на основе общих положе-ний эстетики. Фольклорное произведение должно выполнять познавательную, эстетическую и нравственную функцию, то есть быть средством духовного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема чтения различных фольклорных произведений и пересказы-вания их детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. При разра-ботке этого вопроса она опиралась на многолетнюю исследовательскую рабо-ту в области детских книг. В работах учителей рассматриваются различные аспекты техники чтения: методика знакомства с поэзией и запоминания сти-хов, анекдотов и басен, а также влияние иллюстрации на понимание фольк-лорного произведения.
Важным качеством речи является выразительность. Направления разви-тия экспрессивной речи рассматривает С.Л. Рубинштейн. Педагогический ас-пект этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств уже в раннем возрасте. Она отслеживает этапы этой деятельности и условия ее возникновения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Проблема исследования - выявить условия влияния фольклора на раз-витие образной речи детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования образной ре-чи у детей дошкольного возраста с помощью фольклорных произведений.
Предметом исследования являются методы и приёмы развития образ-ной речи детей дошкольного возраста с помощью фольклора.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для развития образной речи детей до-школьного возраста с помощью фольклора.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и роль фольклора в современном обществе;
- изучить особенности речевого развития детей дошкольного возраста;
- установить, каким образом происходит развитие образной речи детей дошкольного возраста с использованием фольклора.
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1. Понятие фольклора и его роль в современном обществе
Фольклор (от английского folk-lore — «народная мудрость») - это народное искусство, чаще всего устное. Художественная, коллективная, твор-ческая деятельность народа, отражающая его жизнь, взгляды, идеалы, прин-ципы; поэзия (рассказы, песни, анекдоты, сказки, былины), народная музыка (песни, инструментальные произведения и спектакли), созданная народом и распространяемая в массах, театр (драмы, сатирические пьесы, произведения, кукольный театр), танец, архитектура, изобразительное и прикладное искус-ство. Наиболее важной характеристикой фольклора, в отличие от литературы и современной книжной культуры, является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно были жители деревни (фермеры) [15, с. 63].
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, поскольку эта форма народного творчества не является неизменной и окостеневшей. Фольклор постоянно развивается и эволюционирует.
Термин «фольклор» был впервые введен английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (легенды, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилище, утварь, одежда) культуры наро-да.
Многие неофициальные, неканонические, запрещенные жанры и виды фольклора не сразу попадают в поле зрения специалистов. Например, пикант-ные женские истории не привлекали внимания коллекционеров до 1980-х го-дов, в то время как их существование имеет несравненно большую историю.
Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Часто в его постановках сочетаются элементы разных видов искусства - словесного, музыкального, те-атрального. Его изучают различные науки - история, психология, социология, этнология (этнография). Это тесно связано с народной жизнью и ритуалами. Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Фольклор - это особый раздел литературы, и поэтому фольклористика является частью лите-ратуроведения.
Фольклор - это словесное устное творчество. Он обладает качествами мастера слова. В этом смысле он близок к литературе. В то же время у него есть свои специфические черты: синкретизм, традиция, анонимность, измен-чивость и импровизация [9, с. 18].
Предпосылки для возникновения фольклора появились в первобытно-общинной системе с началом зарождения искусства. Древнее искусство слова характеризовалось утилитаризмом – стремлением практически влиять на при-роду и человеческие дела.
Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от гре-ческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это со-стояние единства, недифференцированности. Искусство еще не было отделено от других видов духовной деятельности, оно существовало в сочетании с другими видами духовного сознания. Фольклор анонимен. Их автор - народ. Каждый из них основан на традициях. В свое время В.Г. Белинский писал об особенностях фольклорного произведения: в нем нет известных имен, потому что автором литературы всегда является народ. В фольклорных произведени-ях может быть исполнитель, рассказчик, рассказчица, но у них нет автора, пи-сательницы как элемента самой художественной структуры [13, с. 73].
Фольклор, по словам академика А.А. Потебни, образуется из памятных источников, то есть передается по памяти, из уст в уста, насколько хватает памяти, но, безусловно, проходит через значительный пласт народного пони-мания. Фольклор очень популярен по содержанию, то есть по мыслям и чув-ствам, выраженным в нем. Фольклор популярен и по стилю, то есть по форме передачи содержания. Фольклор является народным по происхождению, то есть по всем признакам и свойствам традиционного изобразительного содер-жания и стилистических форм. Традиция - самая важная и специфическая ха-рактеристика фольклора.
Отличительной чертой фольклорного произведения является импрови-зация. Это напрямую связано с изменчивостью текста.
Учитывая все эти признаки фольклора, В. П. Аникин дал очень краткое определение фольклора: «Фольклор - это традиционное художественное про-изведение народа. Это в равной степени относится к устному, словесному и другим изобразительным искусствам, как к древнему творчеству, так и к но-вому, созданному в новое время и созданному в наши дни».
Еще в 1935 году на Первом съезде писателей СССР великий русский писатель Максим Горький метко охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: «...наиболее глубокие художественные образы героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Се-лянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы со-зданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества».
Наиболее важными характеристиками фольклора как устного народного творчества являются коллективность и традиция. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя народные традиции. Мы не можем назвать автора пословиц, загадок, сказок. Автором можно считать це-лый народ. Устное народное творчество передается из уст в уста. Небольшие жанры фольклора (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.) Обычно передаются без изменений. Они лаконичны, ритмичны и легко запоминаются. Но пересказать сказку слово в слово сложнее: она крупнее, имеет подробный сюжет, много героев. Поэтому при каждом последующем пересказе возникают небольшие расхождения. Это указывает на изменчивость фольклора, то есть существуют разные версии одного и того же произведе-ния. Еще одна особенность фольклора - его привязка к определенной ситуа-ции. Люди говорят: это пословица, сказанная к слову. Есть определенное время для сказок, колыбельных и шуток [12, с. 38].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов Ф.А. Так что же нам делать? (Из дневников, записных книжек, писем. Размышления, сомнения, предостережения, итоги) / Сост. А.В. Крутиковой-Абрамовой. СПб.: Журнал «Нева», 1995.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обуче-ния родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за¬ведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 400c.
3. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3–7 лет /А.Г Арушанова: методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 272 с.
5. Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лек-сикология речевых действий/ Л.И. Богданова М.: Наука, 2011. - 248 с.
6. Бойко, И.Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольно-го возраста / И.Н Бойко // Современные тенденции развития науки и техноло-гий. - 2015. - № 7-10. - С. 13-15.
7. Бойко, И.Н. Устное народное творчество как средство формиро-вания развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Бойко // Гуманитарное пространство. - 2015. - Т. 4. - № 1. - С. 5-11.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен¬тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло¬гия».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.—255 с.
9. Волкова, Б.С. Психология детства / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова – М.: АПО, - 1997. – 272 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. ДавыдоваМ.: Педагогика-Пресс, 1999. – С. 536.
11. Гавриш, Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников. / Н.В. Гавриш // Собрание научных трудов. – М., 1990, - 189 с.
12. Гавриш, Н.В. Характерные особенности речетворческой деятель-ности в дошкольном детстве / Н.В. Гавриш // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. - Орел, 2002, - С.46.
13. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе¬ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. – С.170-173.
14. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие /Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов, - М.: Изд-во СГУ, 2013. – 204 с.
15. Еникеев, М.И. Общая и специальная психология /М.И. Еникеев, – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. - М., 2000 – 624 с.
16. Ефимкина, Р.П. Детская психология // Р.П. Ефимкина., – М., 2005. –220 с.
17. Колунова, Л.А. Роль работы над словом и развитие словесного творчества старших дошкольников / Л.А. Колунова // Развитие детской речи: традиции и перспективы. – М., 2002. – С. 36–37.
18. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и пси-хокоррекционной работы. / Л.Д. Короткова. - М.: Центр гуманитарной лите-ратуры «РОН», 2004. – 125 с.
19. Русское народное творчество и обрядовые праздники в дет¬ском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимир¬ский областной ин-ститут усовершенствования учителей. — Вла¬димир: 1995. — 184 с.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – Киев: Изд-во «Радянська школа», 1985.
21. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во институ-та психотерапии, 2001. – 237с.
22. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестома-тия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе¬ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. – С.189-191.