Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, одной из сторон формирования является становление трудовой деятельности в ее наиболее простых видах.
Возникающая трудовая деятельность детей (разные виды труда) используются в целях всестороннего воспитания личности и формирования эмоционально-ценностного отношения детей к труду как социально значимой ценности.
На современном этапе особое значение имеют воспитательные возможности трудовой деятельности детей дошкольного возраста; приобщение к труду маленьких граждан необходимо начинать с раннего детства, которое начинается с самообслуживания, совместной трудовой деятельности со взрослыми, при этом воспитывается уважение к труду взрослых детского сада и семьи. В новых документах в области образования отмечается, что с дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в ДОО, а переход на ФГОС ДО требует инновационных подходов к организации обучения и воспитания, в том числе и изменить отношения взрослых к трудовому воспитанию дошкольников. В связи с этим перед дошкольными организациями стоит задача пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения форм и методов организации образовательного процесса, роли воспитателей и родителей; что нашло отражение в ряде нормативных документов. Сегодня образовательная ситуация России проектирует вариативный процесс развития ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности дошкольников, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что требования, ранее предъявляемые к речевому развитию детей, сегодня возросли. Так, нынешние выпускники детского сада должны иметь определённый уровень речевого развития: уметь самостоятельно излагать собственные мысли, уметь формулировать достаточно развёрнутые ответы на заданные вопросы и др.
Несомненно, словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности. Основу развития словесного творчества старших дошкольников составляет восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и сказок, которые представляют собой наиболее развитый и любимый детьми жанр фольклора.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса влияния сказки на словесное творчество старших дошкольников.
Задачи:
- описать старший дошкольный возраст;
- рассмотреть особенности развития словесного творчества у старших дошкольников;
- изучить сказку как ресурс развития словесного творчества ребенка;
- описать приемы и методы развития словесного творчества при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с волшебными сказками.
Объект исследования – словесное творчество и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте. Предмет исследования – влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников.
Глава 1 Теоретические основы развития словесного творчества старших дошкольников
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и управлять ими, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности личностных структур сознания .
Дошкольное детство - это время рождения личности. Этот возраст характеризуется формированием основных личностных механизмов и структур, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности мышления и поведения, позволяющие ему быть уникальной личностью. По мнению некоторых авторов, начало формирования личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года. Некоторые проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело в том, что личность - это не поддающаяся четкому описанию структура, по отношению к которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном случае.
Вероятно, личность - это форма человеческого существования, которая вначале занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем занимает все больше и больше места и, наконец, становится абсолютно доминирующей.
В то же время развитие личности не представляет собой какого-либо самостоятельного процесса.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, процесс развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и рассматривается в единстве с ним .
Исходя из этого утверждения, основные направления развития психики (методы и механизмы реализации деятельности) взаимодействуют с областями развития личности (направленность, ценностные ориентации, уровень устремлений, самосознание и способы взаимодействия с миром). Общей чертой психики и развития личности является их систематический, интегративный и компенсаторный характер. Источником психического развития является социальный опыт, благодаря которому ребенок получает материал для формирования психических качеств и особенностей личности через посредника (взрослого). Однако развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от социальных условий, но и от внутренней позиции, т.е. определенного отношения, сформированного ребенком к миру людей, к миру вещей и к самому себе. В частности, внутреннее отношение является определяющей характеристикой развивающегося личность, которая позволяет ей выйти за рамки накопленного опыта .
Старший дошкольный возраст отличается открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения.
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью .
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых.
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
В старшем дошкольном возрасте развивается устная речь и ее элементы. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй.
Воспитанники развивают словотворчество, выражают лексику и ее богатство, развивается связность речи. Трансформируется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок.
Основным фактором коммуникации является процесс познания .
Согласно совместной программе академического, социального и эмоционального обучения (CASEL), социальное и эмоциональное развитие (также называемое социально-эмоциональным обучением) состоит из следующих пяти основных компонентов:
1. Самосознание: способность точно распознавать свои эмоции, мысли и их влияние на поведение. Это включает в себя точную оценку своих сильных и слабых сторон и обладание обоснованным чувством уверенности и оптимизма.
2. Самоуправление: способность эффективно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях.
3. Социальная осведомленность: способность принимать точку зрения и сопереживать другим людям из различных слоев общества и культур, понимать социальные и этические нормы поведения, а также признавать семейные, школьные и общественные ресурсы и поддержку.
4. Навыки взаимоотношений: способность устанавливать и поддерживать здоровые и полезные отношения с различными людьми и группами. Это включает в себя активное слушание, сотрудничество, сопротивление неадекватному социальному давлению, конструктивное урегулирование конфликтов, поиск и предложение помощи, когда это необходимо.
5. Ответственное принятие решений: способность делать конструктивный и уважительный выбор в отношении личного поведения и социальных взаимодействий на основе учета этических норм, соображений безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя и других .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 08.04.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 08.04.2023)
Статьи, учебники, монографии
3) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
4) Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. – М. : Издательство Академии Наук. – 1955. – Т. 6. – 797 с.
5) Бикетова И. Н., Глдкова Н. С., Деркачева В. В., Срыпаль Э. А., Степаненко И. А. Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством технологии игрового моделирования// Актуальные исследования. Международный научный журнал. 2022. No 49 (128). С. 64-70
6) Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 92 с.
7) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение. – 2015. – 350 с.
8) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-56
9) Дёмочкина Н. М., Сычёва М. В. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : материалы XVII Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. С. 293-295
10) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
11) Киршин А. И. Развитие детского словесного творчества (теоретический аспект) // Образование. — 2001. — No 6. — С. 64–72.
12) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
13) Мотайленко Н.А. Влияние русских народных сказок на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста// Векторы образования: от традиций к инновациям : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (26–27 сентября 2018 года) / Отв. ред. Т.Г. Сироштаненко; Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Краснодар : Издательский Дом – Юг, 2018.С. 144-146
14) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2020.
15) Поддьяков Р.А. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Н.Н. Поддьяков, Р.А. Курбатова. – М. : Просвещение. – 1984. – 176 с.
16) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
17) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020.
18) Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. Для воспитателей детского сада. – М., 2016. – 280 с.
19) Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения. – М. : Просвещение. – 2016. – 264 с
20) Халиуллина Г. И. Становление словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста//СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА И XXI ВЕК. 2019. № 1. С. 483-484
21) Чуковский К. И. От двух до пяти. — М. : Просвещение, 1968. — 557 с.