Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В правоохранительной деятельности теория управления появилась как отдельная концепция во второй половине 20 века. В качестве субъекта исследования данной концепции выступили органы внутренних дел (ОВД). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в системе правоохранительной деятельности большое количество функции, задач, служб, структурных подразделений, кадровых и материально - технических средств, которые в совокупности превышают остальные правоохранительные органы [4, с. 12].
По этой причине первые научные исследования управленческой тематики были проведены применительно к этой части сферы правоохранительной деятельности. Полученные результаты исследований качественно обосновывали общую концепцию управления в сфере правоохранительной деятельности.
В настоящее время теории управления в правоохранительных органах основывается не только на традиционных научных исследованиях, но и в сфере управленческой деятельности, а также в сфере организации учебного процесса.
Управление играет одну из ключевых ролей при организации деятельности различных сотрудников правоохранительных органов, которые выполняют свои функциональные обязанности на постоянной основе или привлекается к осуществлению правоохранительной деятельности периодически.
Данная деятельность является составной частью управленческой, так как включает в себя выполнения управленческих функций. Однако стоит отметить если управленческая деятельность организуется руководителем только исключительно на собственном опыте, то такая деятельность при выполнении подчинёнными служебной деятельность не может быть залог успешного решения поставленных задач.
Своевременно приобретать управленческие знания, регулярно повышать свой профессиональный уровень подготовки, является основой эффективности управленческой деятельности будущего руководителя.
Это касается не только руководителей оперативных подразделений, но и руководителей подразделений, занимающихся кадровым, информационным и иными видами обеспечения.
Исследования системы управления в правоохранительных органах представляет собой совокупность устойчивой внутренней потребности в систематичности изучения новых управленческих знаний, рационализация и актуализация управления в пределах своих полномочий, изучение практической управленческой деятельности.
В настоящее время в правоохранительных органах управления является основой для повышения эффективности организации работы структурных подразделений правоохранительных органов и служебной деятельности сотрудников. Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ управления в правоохранительных органах.
При этом ставились следующие задачи:
⎯ раскрыть понятие процесса управления и его содержания в правоохранительных органах через определения его объекта и предмета;
⎯ рассмотреть и проанализировать основные функции управления в правоохранительной деятельности;
⎯ проанализировать организацию системы управления на примере конкретного правоохранительного органа;
⎯ осуществить анализ функций управления в процессе деятельности правоохранительного органа.
Объектом исследования являются организационные и правовые отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности правоохранительными органами.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, которые регламентируют управленческую деятельность в правоохранительных органах.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Первая глава работы состоит из теоретической части и включает в себя теоретические основы управления в правоохранительной деятельности.
Вторая глава несет аналитический характер и в ней проведён анализ
Список источников содержит 20 наименований.
1. Теоретические основы управления в правоохранительной деятельности
1.1 Сущность и содержание понятия управления в правоохранительной деятельности через его объект и предмет
Каждый человек связан с различными организациями почти всю свою жизнь. Именно в них происходит трудовая деятельность людей. Организация - это систематическая и сознательная связь между действиями людей для достижения определенных целей [1, с. 12].
Согласно ученому Я. Щепански, социальные процессы представляют собой ряд непрерывных однородных явлений, полных причинно-следственных связей и структурных и функциональных зависимостей.[2, с. 193]. Его основой являются межличностные отношения и взаимодействие. Здесь управление является элементом функционирования организационных систем различной природы, включая эффективное функционирование организационных социальных образований.
Считается, что теория социального управления выявляет объективно необходимые устойчивые связи, которые определяют характер и эффективность их воздействия на социальное развитие [3, с. 14]. Вышесказанное непосредственно относится к социальному управлению правоохранительными органами.
Как показывает анализ, на сегодняшний день нет исчерпывающей формулировки понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», в том числе и в указах Президента РФ. Так, в Положении «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 года, речь идет о координации деятельности только органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.
Для непрерывной защиты прав и свобод от нарушений, а также для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений и преступлений, применяя различные санкций к правонарушителям, государствами создаются специальные органы, главной функцией которых является правоохранительная деятельность. Данные органы уполномочены законодательством страны на осуществление правоохранительной деятельности в специальной форме. Следовательно, правоохранительную деятельность можно рассматривать, как в широком смысле, так и в узком.
В широком смысле правоохранительная деятельность представляет собой деятельность всех государственных, обладающих властными полномочиями, по обеспечению законности и правопорядка, реализации, соблюдения прав и свобод человека.
В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов государственной власти (правоохранительных органов) по охране прав и свобод от нарушений, которая осуществляется в установленной законом форме, в соответствии с законной компетенцией того или иного органа. Охрана общественного порядка связана не только лишь с воздействием на противоправное поведение, ее воздействию может быть подвергнуто и правомерное поведение в целях его упорядочения, то есть в целях согласования действий и поступков людей как между собой, так и с внешними условиями [5, с. 162-187].
Правоохранительный орган должен быть наделен законодательством государства соответствующей компетенцией для непосредственного осуществления правоохранительной деятельности.
Чаще всего это Федеральный закон, созданный для формирования задач, организации и направлений деятельности данного органа (например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» и так далее).
Так, правоохранительная деятельность государства в идеале представляет собой некий «всеобъемлющий фильтр», который обеспечивает пребывание государства в позитивном правовом поле, легитимацию правового статуса государства, а правоохранительные органы уполномочены законодательством страны на осуществление правоохранительной деятельности в специальной форме.
Правоохранительная деятельность - это специфическая деятельность, осуществляемая компетентным органом в соответствии с процедурами, предусмотренными законом. Целью является защита и гарантирование прав и свобод граждан путем принятия мер правового воздействия с соблюдением определенных форм процедур [4, с. 30].
Содержание социального управления в правоохранительной структуре может включать следующие компоненты: основные категории управления, структуру управления, контроль за выполнением управленческих решений, психосоциальные аспекты управления и компьютеризацию управления.
Цели, задачи, функции, методы и процессы управления в подразделении составляют механизм управления. Их функционирование возможно только в рамках специально организованной социальной системы. Кроме того, особой категорией является стиль управления.
Субъектом контроля может быть отдельный человек, группа людей, а иногда и все общество в целом. В социальном менеджменте человек (а в нашем случае сотрудник) и группа людей (коллектив), как субъект и объект социального управления, представляют управляющую подсистему (субъект управления) и управляющую подсистему (объект управления).
Таким образом, такое разделение управленческих ролей, несомненно, является упрощенной моделью. У каждого субъекта есть свой собственный объект. Тем не менее, объект социального управления вполне независим и способен к автономии.
Целью социального администрирования является совершенствование социального механизма влияния субъектов управления на их объекты, а также организация эффективной работы правоохранительных органов как социальных образований. Эффективность управления правоохранительными органами в значительной степени зависит от психосоциальных аспектов, таких как сплоченность сообщества, в котором существует благоприятный психологический климат, согласованность стиля управления и уровень развития команды и т.д.
Социальный контроль - это не одностороннее влияние субъекта на объект контроля, а разнонаправленное взаимодействие между ними, которое состоит из большого количества прямых и обратных связей. Исходя из этого, правильнее было бы говорить о субъект-объектных отношениях в социальной системе [12, с. 142-164].
Структура управления правоохранительными органами заключается в установлении взаимоотношений между органами власти на всех уровнях, что позволяет достигать ваших целей и задач наиболее эффективным способом. Организация управления социальной системой представляет собой довольно разнообразный социальный механизм. Обычно она состоит из следующих элементов: управляющая подсистема, управляемая подсистема, прямая и обратная связь между подсистемами, внешняя среда.
При переходе от прямых отношений к обратным в некоторых случаях происходит обмен субъектом и объектом воздействия. Административная система - это центральный орган любой правоохранительной структуры, связанный с подчиненными подразделениями. В этом случае подчиненные подразделения выступают в качестве подсистем управления.
В свою очередь, последняя может использоваться в качестве подсистемы управления, связанной с подразделениями и сотрудниками, входящими в ее организационную структуру. В этом случае внешняя среда относится к набору объектов, с которыми система работает в своей среде.
Контроль за исполнением управленческих решений может быть выражен в форме внешнего контроля и внутреннего контроля. Однако их существующая форма не отвечает современным потребностям гражданского общества в области мониторинга деятельности российской правоохранительной системы. Одной из альтернативных форм контроля
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция).
4 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5 Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 N 45-ФЗ (последняя редакция).
6 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция).
7 Федеральный закон «О государственной безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция).
8 Положение о правовом отделе администрации Ленинского района города Барнаула.
9 Положение о Ленинском районе города Барнаула и администрации Ленинского района города Барнаула
Библиографический список
10 Алехина Л.Л., Карташова И.А. Функциональная роль исследований в развитии систем управления // Вестник ОрелГИЭТ. - 2019. - № 2 (40). – С. 89-96.
11 Белозеров, В.К. Военная доктрина России: в начале большого пути // Власть. - 2021. - № 2. - С. 98-103.
12 Вечерская С.Е. Зависимость вида целевой функции оптимизации от модели управления // Вестник Российского нового университета. Сер.: Сложные системы: модели, анализ и управление. - 2019. - № 2. – С. 12-36.
13 Горшков, М.К., Петухов, В.В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе // Полис: Политические исследования. - 2019. - № 2. - С. 10-35.
14 Демченко, С. В. Диалектика национальной безопасности и образовательной политики России / С.В. Демченко. - М.: ИСЭПиМ, 2020. - 200 c.
15 Зубков, А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России / А.И. Зубков. - М.: Юридический центр, 2019. - 849 c.
16 Идрисов, Р. Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Р. Ф. Идрисов. — М.: Наука, 2022. — 41 с.
17 Магомадова М.С.А., Ялмаев Р.А. Проблема классификации функций государственного управления // Научный альманах. - 2020. - № 10-1 (24). – С. 102-153.
18 Николаев Н.А. Повышение уровня соответствия функций управления персоналом целям предприятия как фактор снижения оппортунизма сотрудников // Мир экономики и управления. - 2019. - Т. 17. № 1. – С. 32-36.
19 Поникаров В.А., Павлова Л.В., Мацуков Н.Н. Усовершенствование классификации функций управления в административно-правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы России // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2019. - № 2 (36). – С. 55-59.
20 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты / Ю.Н. Старилов. - М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА М», 2020. – 315 с.
21 Султан А. Вопросы оценки эффективности управленческой деятельности // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - № 22 (104). – С. 15-44.
22 Тебекин А.В., Сурат И.Л. Основы принятия управленческих решений: учеб. пособие / А.В. Тебекин. - М.: Изд-во «Московского экономического института», 2019. – 405 с.
Электронные источники:
23 Консультант плюс. Подборка «Правоохранительные органы». Электронные ресурсы: https://www.consultant.ru/law/podborki/pravoohranitelnye_organy/
24 Российская электронная школа. Правоохранительная деятельность. Электронные ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4700/conspect/306182/
25 Судоустройство. Электронные ресурсы: http://www.oimsla.edu.ru/sites/default/files/shamardinaa-pravoohranitelnye_organy.-uchebnik.2021.pdf