Фрагмент для ознакомления
2
Структура образовательного процесса гарантируется разделением учебной программы на определенные взаимосвязанные этапы, каждый из которых имеет свои собственные цели, задачи и методы. Процесс построения позволяет создать четкий и понятный план, наладить постепенное движение, направленное на установленные цели курса, обеспечить методические исследования на каждом этапе и серию переходов от одного этапа курса к другому, эффективно контролировать ход и результаты учебного процесса.
На основании вышеизложенного выделим следующие этапы [8, с. 12-35]:
1.Начало (начало курса): этап, на котором учащиеся знакомятся с темой. Учитель проводит небольшую демонстрацию изучаемой проблемы, цель которой - активизировать познавательную деятельность учащихся. Интересным образом класс делится на группы для продолжения работы;
2. Представление или погружение в тему самостоятельно. Главная задача преподавателей - заинтересовать учащихся исследованием темы;
3. Формирование ожиданий учащихся (планирование результатов курса). На этом этапе педагог информирует учащихся о том, какие виды работы они могут выбрать при выполнении этой работы, и какие формы оценки знаний и умений учитель применил на определенном этапе;
4.Интерактивные встречи (передача и устный перевод информации). Форма передачи информации учащимся различна: это могут быть обычные лекции (как правило, эта форма наиболее скучна) и комплексная передача информации с использованием мультимедийных устройств.
По словам Н.В. Яука, наиболее интересной формой передачи информации для учащихся является обнаружение проблемы, то есть самостоятельный поиск информации об этой проблеме, при этом преподаватели выступают в качестве консультантов;
5.Объяснение содержания темы. Собранная информация обсуждается учащимися в группах и выносится на обсуждение всего класса или языковой группы. При организации самостоятельной работы над новым вопросом важно, чтобы учащиеся были заинтересованы во всестороннем и углубленном изучении новых материалов.
6.Краткое изложение (размышление, оценка извлеченных уроков). После обсуждения в классе учитель и учащиеся в общих чертах подводят итоги работы каждого учащегося, группы и класса.
Благодаря использованию соответствующих технологий для достижения эффективности и качества образовательного процесса, планируемые результаты получения учащимися знаний, воспитания, развития и социализации обеспечиваются за счет организации следующих ключевых процессов [18, с. 184-197]:
1.Эффективное взаимодействие участников группового процесса;
2.Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
3. Обеспечение наглядности (визуализацию) хода и результатов образовательного процесса;
4.Сотивация всех участников образовательного процесса;
5.Контроль образовательного процесса;
6.Размышления преподавателей и учащихся;
7.Анализ деятельности участников и оценка результатов.
Таким образом, можно отметить, что модерация групповой работы - это сложный процесс управления взаимодействием социального воспитания в группе. Основой модерации в групповой работе является базовый процесс, который условно можно назвать четырьмя этапами: визуализация, вербализация, презентация и обратная связь. Это непосредственно приобретает особое значение на курсах иностранного языка.
Визуализация раскрывается как процесс оптического выражения мнений и идей с использованием графических схем и других средств наглядности. Чаще всего все методы сопровождаются визуализацией.
Вербализация - это процесс вербального общения с участниками групповой работы. Задача ведущего - придать характер интерактивному диалогу участников дискуссии.
Презентация - это один из основных процессов модерации, который предполагает сочетание вербального и невербального общения между участниками групповой работы. Ведущий должен обратить внимание на то, как ученик проявляет потребность в эмоциональной поддержке и признании. Это поможет организовать личностно ориентированные взаимодействия.
Обратная связь - это умеренный процесс, который представляет собой обмен информацией (значимой и эмоциональной) между участниками групповой работы. Цель тренинга обратной связи во время групповой работы в основном связана с корректировкой дополнительных действий участников и улучшением эмоционального фона групповой работы [16, с. 112-134].
Эти процессы являются основой для выбора методов и построения соответствующих техник для групповой работы. Существует много различных методов модерации, с помощью которых можно организовать интересное знакомство, творческую групповую работу, рефлексию.
Имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию.
Учитель иностранного языка выступает модератором учебного процесса, это означает, что он владеет различными методами и приемами модерации. Живые и занимательные уроки возникают тогда, когда учитель варьирует методы и приемы в ходе урока. Все это положительно сказывается на имидже учителя.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приемы модерации также являются необходимой составляющей имиджа учителя иностранного языка [15, с. 15-42].
Модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Цели применения модерации - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока
2.2 Условия и пути формирования профессиональных качеств преподавателя иностранного языка
Для того чтобы приобрести необходимые качества, важны многие условия, и процесс во многих отношениях является личным. Самое главное - это роль учителей в самообразовании и самовоспитании, стремящихся овладеть собственной профессией. Второе условие - это способность к самоанализу и самоуважению. Атмосфера учебных заведений также очень важна: взаимоотношения с коллегами, возможность посещать курсы других преподавателей, а также наличие поблизости учебных заведений – все это особенно важно.
Личностные характеристики и навыки преподавателей, которые способствуют успешному формированию иноязычных социокультурных способностей:
1.Умение понимать позицию оппонента, проявлять интерес к его личности, ставить на себя точку зрения ученика, умение проникать в его внутренний мир, чувствительность, выражение наблюдательности и чувств, мыслей и характера человека;
2.Умение создавать атмосферу терпимости, принимать различия другого человека в образовательных обменах, ценности, составляющие содержание позиции ученика, позитивно относиться к нему и принимать его таким, какой он есть и т.д.
Эффективным способом повышения профессиональной квалификации преподавателей иностранных языков является анализ учебной программы. Этот метод помогает повысить качество преподавания; усовершенствовать учебный процесс; помочь учителям понять теоретические знания, методы и навыки работы на практике, в процессе взаимодействия с группами и конкретными учащимися (Приложение А) [7, с. 7-15].
Принимая во внимание современные требования к профессиональным способностям учителей, можно определить основные пути развития профессиональных способностей учителей:
1. Методическое объединение, работа в творческих группах;
2. Исследовательская и экспериментальная деятельность;
3. Инновации и разработка новых технологий обучения;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта.
7. Использование ИКТ.
Многие педагоги иностранных языков проходят курсы повышения квалификации на тему «Профессиональная компетентность преподавателей английского языка в учебных заведениях».
На первом этапе предоставляется общая информация о курсе и сюда входит следующее:
1.Тренировка и развитие навыков, связанных с методами преподавания иностранного языка;
2. Совершенствование коммуникативных стратегий и навыков преподавания;
3. Стимулирование подготовки учителей к инновациям и научному творчеству;
4.Повышение академической активности преподавателей.
Фрагмент для ознакомления
3
Атлас новых профессий / П. Лукша, Д. Пексков, Е. Лукша. - URL: https://edu2035.org/pdf/GEF.Atlas-ru.pdf
2. Бацын В. К. От «государственной мифологии» к реальному знанию // Народное образование. – 2020. - № 6. - С. 9-14.
3. Беляев Ю. Г. Актуальные модели воспитания: век XXI // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - № 5. - С. 26-39.
4. Борзова Е. В. О неопределенном будущем профессии учителя иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. № 6 (56). - С. 124136.
5. Гендин А. М. Предмет и основные функции социальной прогностики // Философские науки. - 2020. - № 4. - С. 41-49.
6. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б.С. Гершунский. - Киев: Вища школа, 2020. - 197 с.
7. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение / В.И. Загвязинский. - М.: Знание, 2020. - 77 с.
8. Зеленина Л. М., Сидон Л. М. Организация опытно-экспериментального прогнозирования // Советская педагогика. - 2020. - № 3. - С. 57-61.
9. Иванова С. В. О школе будущего из прошлого (о методологии исследований академика М. Н. Скаткина) // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - № 6. - С. 7-21.
10. Караковский В. А. Воспитание в школе будущего: общие подходы к проблеме // Воспитательная работа в школе. - 2019. - № 3. - С. 9-12.
11. Костяшкин Г. Э. Проблемы опытно-экспериментального прогнозирования // Советская педагогика. - 2020. - № 6. - С. 47-52.
12. Кутьев В. О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. - 2020. - № 3. - С. 7-14.
13. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. - М.: Педагогика, 2019. – 100 с.
14. Мазниченко М. А. Технология создания опережающего контекста педагогической деятельности с помощью мифа // Школьные технологии. - 2019. - № 5. - С. 17-25.
15. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко. - URL: https://worldskills.ru/media-czentr/dokladyi-i-issledovaniya.html
16. Национальный проект «Образование» // Официальный сайт Минпросвещения России. - URL: https://edu.gov.ru/national-project
17. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. - URL: http:// window.edu.ru/resource/178/37178/files/04-o.pdf
18. Селиванова Н. Л. Воспитание: тенденции развития теории // Вопросы воспитания. - 2019. - № 1. - С. 33-34.
19. Стратегирование «понятного завтра»: проекции осмысленного будущего Школа антропологии будущего-2019 // Vogazeta. Вести образования. - URL: https://vogazeta.ru/artides/2019/ 12/5/trailer/10680-strategirovanie_ponyatnogo_zavtra_proektsii_osmyslennogo_buduschego
20 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. - URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS. NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf