Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько десятилетий проблема стресса в профессиональной деятельности активно изучается в России и за рубежом. Технический прогресс усложнил многие сферы деятельности, поэтому профессиональный стресс становится все более актуальным. Уже давно доказано, что долгосрочное воздействие стресса на человека может привести к тому, что сотрудники разного уровня будут часто совершать ошибки и оказывать негативное влияние на их здоровье, часто приводя к эмоциональному выгоранию.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в любой организации бизнес-процессы усложняются, а внешние и внутренние кризисы привели к тому, что проблемы, решенные вчера, сегодня остаются более сложной задачей. В то же время постоянно происходят изменения, и человеческому разуму становится все труднее адаптироваться.
Скорость изменений приобрела характеристики, которые многие сотрудники не могут понять и приспособиться к ним. Ускоренная девальвация всех ценностей, включая организационную, привела сначала к безразличию, а затем и к цинизму на всех уровнях управления в организации.
Люди потеряли уверенность в стабильности социальных и материальных условий и безопасности на рабочем месте. Конкуренция за престижные и высокооплачиваемые рабочие места усилилась, а угроза безработицы при большой кредитной нагрузке, с одной стороны, заставила сотрудников работать более интенсивно, а с другой стороны, в сложных условиях качество профессиональной деятельности снизилось.
Стресс - это состояние организма, которое в некоторой степени способствует принятию и адаптации. Стресс - это физическая реакция организма на потребности окружающего мира и его последствия. Рабочий стресс - это то, что происходит, когда сотрудники подвергаются воздействию негативных факторов окружающей среды во время выполнения профессиональной деятельности.
Чтобы воздействие стресса на сотрудников не превышало их адаптивности, следует позаботиться о предотвращении негативных последствий стресса. Это задача самих работодателей и работников, поскольку она связана с важной социальной ценностью: физическим и психическим здоровьем трудоспособного населения страны.
На сегодняшний день ключевая роль в управлении стрессом должна отводиться контролю уровня его возникновения, который осуществляется путем диагностики работоспособности по характерным признакам работников. Современный менеджер должен обладать навыками управления стрессом, поскольку это главное условие его эффективной профессиональной деятельности.
Цель исследования: проанализировать особенности стресса в профессиональной деятельности менеджеров коммерческих организаций в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть содержание профессионального стресса и основные подходы к его изучению;
2. Изучить особенности профессиональной деятельности менеджеров и проявлений стресса;
3. Привести описание выборки исследования;
4. Раскрыть методы исследования;
5. Изучить процедуру исследования;
6. Провести описание и анализ результатов исследования особенностей профессионального стресса и эмоционального выгорания менеджеров;
7. Раскрыть исследование личностных особенностей менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин;
8. Привести анализ взаимосвязи между подверженностью профессиональному стрессу и личностными характеристиками менеджеров в разбивке по полу.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что подверженность профессиональному стрессу и психическое истощение в профессиональной деятельности менеджеров во многом определяется их личностными характеристиками и по разному проявляется в деятельности менеджеров в зависимости от пола.
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: стресс в профессиональной деятельности менеджеров коммерческих организаций.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: В. Э. Мовсесян, Ю. Пахомов, В.Д. Пекелис.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты стресса.
Во второй главе проведен анализ методов и процедуры исследования.
В третьей главе приведены результаты исследования.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список источников содержит 30 наименований.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Содержание профессионального стресса и основные подходы к его изучению
Г. Селье был первым ученым, который описал неспецифические проявления стресса в реакции человека на различные внешние воздействия в виде различных стрессоров. Это состояние характеризуется мобилизацией внутренних физических и психологических ресурсов. Вместе с мобилизацией эти состояния могут привести к острым и отсроченным расстройствам на физическом и психическом уровнях.
Учеными было установлено, что воздействие стрессоров в течение нескольких лет приводит к увеличению числа острых состояний и реакций тела и психики (психоз, сердечный приступ) [5, с. 162-187].
Если действие стрессора не прекращается, то заболевание начинает развиваться на соматическом уровне в виде хронических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, болезни почек, иммунные заболевания и т.д.). Воздействие стрессоров человека может привести к психологическому стрессу, который может повлиять на все аспекты жизни человека: физической, психологической и социальной. Профессиональный стресс - это многомерное явление, проявляющееся в физиологической и психологической реакции на сложные рабочие ситуации, которая формируется и развивается в условиях профессиональной деятельности.
Развитие стрессовой реакции работников возможно не только при некоторых показателях «слаборазвитого» коллектива, но и в прогрессивной и хорошо управляемой организации. Это связано не только с особенностями рабочего коллектива, но и с содержанием профессиональной деятельности, межличностными отношениями между сотрудниками и руководством. Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция тела и разума, когда у людей возникают требования, которые не соответствуют их профессиональному опыту (уровню знаний, навыков и умений).
Исходя из результатов исследований по этому вопросу в европейских странах, работники выделяют следующие причины профессионального стресса: высокие темпы работы (56% работников), сложные дедлайны (60%), монотонность работы (40%). Таким образом, 15% работников испытывают головные боли, 23% - боли в шее и плечах, 23% жалуются на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боли в спине, беспокойство и депрессию. В последние 30-40 лет, в силу целого ряда причин, психологический стресс, связанный с трудовой деятельностью и общественной жизнью человека, особенно активно изучался в России и за рубежом [22, с. 142-164]:
1. Концепция биологического и медицинского стресса, впервые описанная Г. Селье в 1930-х годах, получила широкое распространение. Г.Селье впервые развел понятия «физического» и «психологического» стресса. Основываясь на этой концепции, в последние годы были проведены исследования влияния стрессовых факторов производственной деятельности на функциональное состояние человека и трудоспособность. Данные исследований являются основой для развития проблем психологического стресса в рабочем центре.
2. Изучение психологического стресса активизировалось в связи с появлением глобальных проблем: увеличилось количество стихийных бедствий, катаклизмов и техногенных катастроф (взрывы, дорожно-транспортные происшествия, промышленные объекты).
3. В последние годы люди уделяют все больше внимания изучению «человеческого фактора» в профессиональной деятельности. Были изучены психологические процессы, природа и индивидуальные особенности личностных состояний специалистов различных опасных, ответственных и «вредных» профессий. Это особенно применимо к сфере деятельности, где технология и содержание профессиональных задач, а также условия рабочего процесса очень сложны.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу /Абабков В.А., Перре М. – СПб.: Речь, 2019. – 169 с.
2. Абабков, В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / В. А. Абабков. – М.: «Речь», 2019. – 192 с.
3. Водопьянова, Н.Е.. Психодиагностика стресса/ Н.Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2021. — 336 с.
4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2019.– 258с.
5. Грановская, P.M. Психологическая защита / Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2019. – 476 с.
6. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб. : Питер, 2019. –157 с.
7. Деева, О. С. Зарубежные и отечественные способы профилактики профессиональных стрессов в организации / О. С. Деева, Т. А. Труфанова // Материалы IV Международная научно-практическая конференция. – 2019. – С. 80–88.
8. Джуэлл, Л. Индустриально - организационная психология. Учебник для вузов / Л. Джуэлл. – СПб.: Питер, 2019. – 89 с.
9. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2019. –752 с.
10. Имяреков, С. М. История управленческой мысли: учеб. пособие / С. М. Имяреков. – Саранск: Тип. «Рузаев. печатник», 2019. – 200 с.
11. Имяреков, С.М. Стресс в профессиональной деятельности менеджера: сущность, причины, профилактика / С.М. Имяреков, Д.П. Евдокимов // STUDIUM. – 2019. – №3 (48). – С. 6-10
12. Каменюкин, А.Г. Стресс-менеджмент / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – Питер; Санкт-Петербург; 2019. – 80 с.
13. Китаев, Л. А. Стресс и психологическая экология / А. Китаев-Смык // Природа. – 2019. – №7. – С. 98-105.
14. Константинов, В.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов: теория и эмпирические исследования / В.В. Константинов: монография.– М.: Изд-во «Перо», 2019. – 236с.
15. Лукашевич, Н. П. Теория и практика самоменеджмента / Н. П. Лукашевич. – М.: Юристъ, 2019. – 360 с.
16. Малкина, И.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика / И.Г. Малкина // Психологическая помощь в кризисных ситуациях.– М.: Наука, 2019. – 269 с.
17. Мовсесян, В. Э. Управление стрессом как один из способов повышения работоспособности сотрудников / В. Э. Мовсесян // Наука через призму времени. – 2019. – № 6. – С. 42–47.
18. Пахомов, Ю. Психотренинг: игры и упражнения / Ю. Пахомов, Н. Цзен // Библиотека психологии и психотерапии. – 2019. – С. 269-272.
19. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис. – М.: Ленанд, 2019. – 312 с.
20. Пучкова, Г. Р. Стресс в работе менеджера / Г. Р. Пучкова // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: Материалы IV Международная научно-практическая конференция. – 2019. – С. 265–267.
2. Реан, A.A. Психология адаптации личности. / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов.– СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 479 с.
22. Ромек, В.Г. Стресс и травматический стресс / В.Г. Ромек // Психологическая помощь в кризисных ситуациях.– 2019. – С. 129-135.
23. Ротенберг, В.С. Вреден ли эмоциональный стресс / Ротенберг В.С. // Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: кн. для учителей. – 2021. – С. 129-138.
24. Ротенберг, В.С. Сон и стресс / В.С. Ротенберг, Л.А. Китаев-Смык // Вопросы психологии. – 2019. – №5. – С. 216.
25. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса: Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ) / М.Е. Сандомирский, – М.: Наука, 2019. –336с.
26. Спивак. В.А. Организационное поведение: учеб. пособие / В.А. Спивак. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.
27. Талызина, Е.Н. Развитие психологической устойчивости преподавателей системы дополнительного профессионального образования / Е.Н. Талызина. – М.: Наука, 2019. – 27 с.
28 Шебеко, В. Если вас охватил стресс: бежать от него или управлять им? / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 12. – С. 10-17.
29. Шингаев, С. М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров / С. М. Шингаев // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 71. – С. 290–295.
30. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – 2019. – C.335