Фрагмент для ознакомления
2
Словообразование как специализированный раздел науки лингвистики включает в себя два компонента: морфологию и собственно словообразование. Морфология — это наука о морфемах, которые являются важной частью языка, т.е. учение о строении и составе слов.
Объектом словообразования является слово и способ его образования.
Система словообразования в языке тесно связана с другими частями (уровнями) языка, а именно с лексикой и грамматикой. Связь со словарем проявляется в пополнении словарного запаса языка новыми словами. Связь с грамматикой, особенно с морфологией, проявляется в образовании новых слов по законам структуры русской грамматики.
Иными словами, новые слова, образованные в языке, всегда образуются как определенная часть слова (существительное, прилагательное, глагол) со всеми грамматическими признаками этой части слова.
Долгое время образование слов рассматривалось не отдельно, а как часть грамматической системы языка. В этом смысле словообразование, наряду со словоизменением, признавалось "аналогичным явлением" (например, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) и считалось важнейшим аспектом изучения грамматики родного языка. Однако очевидно, что этот процесс не является "односторонним", поскольку в процессе словообразования от слова, отличающегося от него, образуются другие слова, а тождество слов (словарный запас) в процессе словообразования не разрушается, т.е. одно и то же слово используется в разных грамматических формах. Тем не менее, некоторые ученые-лингвисты (например, Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Смирницкий, А.А. Зализняк) утверждают, что граница между словообразованием и словоизменением не является абсолютной. Более того, утверждается, что между этими процессами существует множество промежуточных явлений [19, с. 45].
Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоит слово, то есть семантические части слова - корни, приставки, суффиксы и окончания, их структура и роль в словообразовании, а также законы, по которым происходит мотивация одного слова к другому [25].
С одной стороны, лексическое словообразование — это особый способ развития лексики и один из основных путей обогащения словарного состава языка, с другой стороны, оно является частью морфологической системы языка, так как образование слов осуществляется путем соединения и сочетания морфем.
Словообразование — это образование слова из другого слова с помощью определенных операций и предполагает концептуальные и формальные изменения характеристик слова.
Слова, образованные в результате этого процесса, называются производными словами. Исходное слово называется словом-мотивом. Словообразование как лингвистический процесс также называется деривацией, а результат - производным словом.
Основной концепцией словообразования является мотивация словообразования.
Другим важным понятием словообразования является значение словообразования. В основном это относится к значению прилагательных, используемых на том или ином этапе словообразования. Возможно множество одинаковых слов, с различными словообразовательными мотивами. Существует два основных подхода к выведению значения словообразования. В первом подходе оно определяется как "семантическая редукция", как повторяющееся семантическое различие между образованным словом и словом-мотивом. Во втором подходе она определяется как общая часть семантики каждого производного слова. Производные, образованные от одного и того же действия, относящиеся к одной и той же части речи и имеющие одно и то же значение, образуют тип глагольной формы.
1.2 Психологические и лингвистические основы словообразования у дошкольников
Словообразование— это отрасль языкознания, которая описывает пути и способы образования слов и их структуру; А.А. Леонтьев в своей работе пишет, что изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов и создание новых слов в языке, а правильный анализ слов способствует усвоению орфографии, овладевающей написанием слов [1].
Анализ литературы по данной теме исследования выявил наиболее дискуссионные вопросы, связанные со словообразованием. Эта тема особенно важна, так как логопедия уделяет большое внимание развитию словообразования у детей. Существует острая необходимость не только в совершенствовании традиционных приемов и методов, но и в поиске новых, более эффективных и научно обоснованных методов в словообразовании.
Известно, что интенсивный процесс овладения значением производного слова происходит в дошкольном возрасте и подчеркивается важность этого этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте А.М. Шахнарович и Н.М. Юлиева в своих работах утверждают, что словообразовательная деятельность подготавливается и обеспечивается развитием способности понимать значение слов [21].
Лингвистика и психолингвистика давно интересуются процессом словообразования у детей. В современных научных кругах он рассматривается как особая система процессов, связанных с образованием новых словесных единиц, и как неотъемлемый компонент языковой компетенции в целом.
Интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал проявляться в начале двадцатого века. Практически все исследователи, изучавшие речь детей в разные периоды времени, отмечают характерные особенности детей, которые наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте. Ученые считают, что в этом возрасте, прежде всего, проявляется особое внимание, чуткость к речи окружающих, удивительная способность придумывать новые, оригинальные названия, отличные от названий взрослых; К.И. Чуковский говорит, что "критическое отношение к значению и форме слов, имеющих большое значение для одаренных детей, наблюдается почти у всех без исключения детей, а не только у одаренных" [19]. Это привело к появлению в активной речи детей большого количества производных, не имеющих аналогов в нормативном языке, например: 'напесочил', 'говно', 'страшный', 'друзистранка', 'игроман', 'покупатель' и другие. Многие исследователи обратили внимание не только на их частоту, но и на то, что эти "обычные детские слова" встречаются у разных детей случайным образом.
Лингвисты, психологи, педагоги, физиологи и другие ученые интересуются этим феноменом детской речи и пытаются найти ему объяснение, давая ему различные названия. "Общий детский язык", "формирование по внутренней привычке" (К.И. Чуковский), "формирование по аналогии" (А.Н. Гвоздев), "новый язык" (А.М. Шахнарович), "инновация детского языка" (С.Н. Цейтлин) и т.д. придуманы самим ребенком. Эти названия также свидетельствуют о неоднородности научных взглядов на природу и механизмы словообразования и словопроизводства у детей. Они признаются как обязательный этап в развитии языка, но ученые по-разному трактуют их природу
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 128 с.
2. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. 235 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. 473 с.
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. 225 с.
5. Виноградов, В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания [Текст] / В.А. Виноградов, Н.Д. Арутюнов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. 363 с.
6. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. 348 с.
7. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. 456 с.
8. Волкова, Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. 278 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. 743 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 578 с.
11. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка /А.Н.Гвоздев. – СПб.: Акциден, 1995. 364 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. 185 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1998. 320 с.
14. Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. 330 с.
15. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. 189 с.
16. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. 445 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. 378 с.
18. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. 594 с.
19. Реформатский, А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. 732 с.
20. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 287 с.
21. Смирнова, И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. 666 с.
22. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. 220 с.
23. Ушакова, Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. 125 с.
24. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. 227 с.
25. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. 299 с.
26. Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. 229 c.