Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время роль досуга и развлечений людей значительно возросла. В то же время в психологической науке нет теории туризма, нет психологического определения туризма. Явления, лежащие в основе туризма, не определены, внутренние психологические механизмы, обеспечивающие реализацию намерений людей, обеспечивающие их благополучие во время туров, не ясны.
Возникающие проблемы взаимодействия людей в туристической группе при выборе направлений, чувство неудовлетворенности туром: каковы его психологические причины? Эти проблемы, лежащие в основе социальной реальности, реализуют и определяют исследовательскую задачу, которая заключается в новом теоретическом понимании и эмпирическом исследовании внутренних психологических законов туризма, связанных с внешними формами туристской деятельности, основанными на отношениях человека с пространством, которые ранее рассматривались в психологической науке.
Работа посвящена поиску психологической основы туризма и выявлению содержания этой основы у людей, практикующих различные виды туризма. В научной литературе имеется довольно большое количество работ ученых, не занимающихся психологией, но использующих психологические концепции, методы и аргументы. Кроме того, существует явная нехватка теоретических моделей туризма на фоне преобладания эмпирических исследований. В целом, большинство работ, посвященных изучению туризма, оставляют впечатление фрагментарных, второстепенных исследований.
Противоречие между различными подходами к изучению психологического содержания туризма, с одной стороны, и недостаточностью изучения туризма как целостной реальности с богатым психологическим содержанием, с другой, определяет суть научной проблемы и, в частности, актуальность изучения психологических установок как основного психологического содержания туризма.
Мы исходим из того, что решение этой проблемы позволит человеку овладеть возможностями рационального и конструктивного управления своим свободным временем, сохраняя при этом психологическое благополучие, самореализоваться в планировании и проведении экскурсий, максимально полно реализовать свои намерения и желания. Основной характеристикой туризма как социальной практики является перемещение в пространстве с места постоянного проживания в другое место. Этот сдвиг является внешне наблюдаемой поведенческой чертой. За этим движением стоит психологическая составляющая туризма. Человек движется в пространстве, следовательно, человек вступает в отношения с пространством. Что касается человеческих отношений, то они характеризуются как устойчивая психологическая связь с различными аспектами объективной реальности, которая выражается в действиях и переживаниях; отношения являются основой психической деятельности человека.
При изучении отношений внешнее и внутреннее, субъективное и объективное объединяются, поскольку отношения с человеком происходят во внешнем мире, но выражают внутренний мир человека.
Важным признаком туризма является отсутствие целей трудоустройства и / или заработка в пункте назначения. Это означает, что целями могут быть что угодно, включая иррациональные цели, а могут и не быть вообще. Здесь мы выделяем личностную составляющую психологического содержания туризма.
Туризм - это междисциплинарная область исследований. Туризм может рассматриваться как перемещение и организация поведения человека в физическом пространстве в свободное время на основе формирования образов места, в которое он перемещается, и представления о том, куда он движется, окружающая среда, маршрут движения, который обретает свою привлекательность в системе личных мотивов, ценностей и психологических функций времяпрепровождения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить психологические особенности людей, выбирающих разные туристические маршруты.
Объектом исследования является процесс изучения психологических особенностей людей, выбирающих разные туристические маршруты.
Предметом исследования являются основы и принципы выбора разных туристических маршрутов людьми с определенными психологическими особенностями.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление психологических особенностей людей, выбирающих разные туристические маршруты.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и виды туризма;
- изучить туристические маршруты: их понятие и классификацию;
- детально проанализировать типы туристов и их особенности;
- изучить психологические особенности людей, выбирающих разные туристические маршруты.
Гипотеза исследования: предполагается, что люди с определенными психологическими особенностями выбирают разные туристические маршруты.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по туризму, интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА
И ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ
1.1 Понятие и виды туризма
В современном мире не существует универсального подхода к такому понятию, как туризм. Это связано с динамичным развитием его разновидностей и классификаций, а также со значительными изменениями, которые произошли в мире за последние несколько лет. В зависимости от области обучения туризм обычно интерпретируется по-разному. Например, туризм рассматривается с экономической точки зрения через призму его вклада в социально-экономические показатели страны.
С культурной точки зрения туризм рассматривается через модели поведения людей, их образ жизни и традиции. Эксперты в области географии рассматривают туризм через его пространственные аспекты. Их областью изучения являются такие факторы, как направление туристических потоков, использование природных ресурсов, распределение людей по стране, изменение окружающей среды после пребывания туристов. Что касается классификации туризма, то, прежде всего, необходимо различать внутренний и внешний туризм (географический) [8].
Внутренний туризм осуществляется внутри страны; международный туризм включает поездки за пределы государства. Следует отметить, что иностранный туризм сопряжен с рядом трудностей, таких как визовый контроль в некоторых странах или эпидемиологическая ситуация (которая сегодня особенно актуальна). Внутренний туризм не требует таких формальностей, как получение визы.
Международный туризм, в свою очередь, делится на две подгруппы, такие как въездной туризм и выездной туризм. Разница между этими типами заключается в направлении туристического потока. То есть выездной туризм означает выезд из страны, в которой он находится, а въездной туризм означает приезд человека в определенную страну. Есть и другие названия для этих типов, например, рецептивный - это принимающая страна, в которую они едут, и инициативный, то есть ведущий из своей страны. Сегодня, в эпоху цифровизации, каждый может сам организовать свой досуг, купить билеты, забронировать отели и т. д. Но есть и те, кто обращается за помощью к туристическим агентствам по этому поводу.
В связи с этим туризм делится
Фрагмент для ознакомления
3
Александрова, Л. А. (2014). Субъективная витальность как предмет исследования. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 1, 133–163.
2. Березина, Т. Н. (2012). Многомерная психика. Внутренний мир личности. Москва: ПЕР СЭ.
3. Гозман, Л. Я., Кроз М.В., Латинская М.В. (1995). Самоактуализационный тест. Москва: Рос. пед. агентство.
4. Голд, Дж. (1990). Психология и география: основы поведенческой географии. Москва: Прогресс.
5. Дёмин, А. Н., Пивкин, Д. Ю. (2014). Разработка опросника «Психологическая структура занятости». Психология. Экономика. Право, 4, 18–29.
6. Додонов, Б. И. (1978). Эмоция как ценность. Москва: Политиздат.
7. Екинцев, В. И., Черданцева А.В. (2011). Туристическая деятельность как проявление саморазвития человека. Психология в экономике и управлении, 1, 70–74.
8. Замятин, Д. Н. (2014). Пространство и движение. Социологические исследования, 4, 20–29.
9. Зинченко, В. П., Мамардашвили, М. К. (2004). Проблема объективного метода в психологии. Постнеклассическая психология, 1, 45–70.
10. Карелин, А. (2007). Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо.
11. Кусков, А. С., Голубева, В. Л., Одинцова, Т. Н. (2005). Рекреационная география. Учебно-методический комплекс. Москва: МПСИ, Флинта.
12. Леонтьев, А. Н. (1983). Образ мира. В В.В. Давыдов (ред.) Избр. психолог. произведения (с. 251–261). Москва: Педагогика.
13. Литвин, А. В. (2016). Противопоставление и единство человека и географического пространства. Психолог, 2, 1–8. doi: 10.7256/2409–8701.2016.2.18955
14. Литвин, А. В. (2013). Особенности ментальной географической карты в подростковом возрасте. Психология. Экономика. Право, 1, 54–59.
15. Мясищев, В. Н. (1995). Психология отношений. Москва-Воронеж.
16. Петухов, В. В. (1984). Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестник Московского Университета, 4, 13–20.
17. Рябикина, З. И., Ожигова, Л. Н. (1999). Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности. Человек. Сообщество. Управление, 4, 5–27.
18. Фернхем, А., Хейвен, П. (2001). Личность и социальное поведение. Санкт-Петербург: Питер.
19. Эльконин, Б. Д. (1994). Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). Москва: Тривола.