Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Первый год обучения в школе иногда определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школа под руководством взрослых предпринимает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, которые ходят в школу в возрасте шести и семи лет. Наблюдения физиоло-гов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенно-стей с трудом приспосабливаются к новым условиям, лишь частично (или совсем не справляются) с графиком работы и учебной программой.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА
К ШКОЛЕ
1.1 Общая характеристика адаптации к школе в психолого-педагогической литературе
Начало учебного года - один из самых сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологиче-ском, так и в физическом плане.
Поступив в школу, ребенок не сразу становится школьником. Это формирование, вхождение в школьную жизнь происходит в период начальной школы, и сочетание характеристик дошкольного детства с ха-рактеристиками ученика будет характеризовать весь период начальной школы. Все дети, которые ходят в школу, сталкиваются с различными трудностями.
Адаптация к школе - это перестройка когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. При поступлении в школу усло-вия жизни и деятельности ребенка радикально меняются; образовательная деятельность становится ведущей. В начальной школе учебная деятель-ность также осуществлялась дошкольником, но она имела для него второ-степенное значение, поскольку главную роль играла игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Школьные правила требуют гораздо большей степени произвольности по-ведения, чем в дошкольном учреждении. Необходимость налаживать и поддерживать отношения с учителями и сверстниками в рамках своей местной деятельности требует развитых коммуникативных навыков. В свя-зи с этим особое значение имеет готовность к школьному образованию, которая должна формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Дети, обладающие достаточным опытом общения, развитой речью, позна-вательными мотивами и способностью к произвольной регуляции поведе-ния, легко адаптируются к условиям школы. Дети, посещавшие детский сад, часто оказываются в более благоприятных условиях, поскольку там посредством педагогических воздействий целенаправленно формируются элементы готовности к школьному образованию. Дети, которые не посе-щали дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и инди-видуальным вниманием со стороны своих родителей. Они, как правило, имеют определенные преимущества в когнитивной сфере, но часто не име-ют достаточного опыта в отношениях и, как правило, занимают эгоцен-тричную личную позицию. Трудности, возникающие в результате недоста-точной подготовленности к школе, могут быть причиной дезадаптации ре-бенка [17].
Неумение правильно себя вести и ошибки в учебной деятельности, которые закрепляются, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. Поэтому многие исследователи придают большое значение готовности к школе и адаптации первоклассника к новым систем-ным условиям обучения в группе сверстников (Д.Б. Эльконин, М.М. Без-руких, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, С.П. Ефимова, Р.В. Овчарова, Н.Г. Лусканова).
К концу дошкольного возраста ребенок в некотором смысле стано-вится личностью. Он осознает, какое место он занимает среди людей и ка-кое место он займет в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. За это время он уже многого добился в межличностных отношениях: он ориентируется в семейных отношениях и способен занять желаемое и до-стойное место среди своих родственников и друзей. Он умеет выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками: обладает навыками само-контроля, умеет подчиняться обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов опреде-ляется не столько его собственным отношением к себе - я хороший, сколь-ко, прежде всего, тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих его людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу» является значительным достижением в развитии личности ребенка [23].
Одним из важнейших результатов умственного развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьным занятиям. А заключается она в том, что к моменту поступления ребенка в школу формируются психологические качества, присущие настоящему ученику. Ведь эти качества могут развиться только в процессе школьного обучения, под влиянием присущих им условий жизни и дея-тельности.
1.2 Возрастные особенности первоклассников
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, основ-ным видом деятельности которого является учебная деятельность.
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально зна-чимой, социально оцениваемой образовательной деятельностью.
В возрасте 6-7 лет подвижность нервных процессов увеличивается, наблюдается больший баланс процессов возбуждения и торможения, чем у дошкольников. Но процессы возбуждения все же преобладают над процес-сами торможения, что определяет такие характерные черты младших школьников, как возбужденность, повышенная активность, сильная эмоци-ональная возбудимость. Что касается физиологии, следует отметить, что в возрасте 6-7 лет созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять относительно сильные, энергичные движе-ния, чем те, которые требуют высокой точности, поэтому при выполнении небольших движений они быстро устают (пишут) [20, 23].
Повышенная физическая выносливость, повышенная работоспособ-ность являются относительными, но в целом большинство детей испыты-вают сильную усталость, вызванную дополнительными, необычными для этого возраста школьными нагрузками (им приходится много сидеть, если у них есть жизненная потребность двигаться). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко сни-зиться на 2-м уроке. Дети очень устают от занятий и занятий с повышен-ным эмоциональным напряжением. Все это следует учитывать с учетом уже упомянутой детской возбудимости.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят значительные изменения, кардинально меняется социальная ситуация развития, у ребен-ка появляется новый вид деятельности - образовательная деятельность.
На основе этой новой деятельности развиваются фундаментальные психологические новообразования: мышление становится центром созна-ния. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и постепенно начинает определять работу всех других психиче-ских функций (памяти, внимания, восприятия). По мере развития мышле-ния интеллектуализируются и становятся произвольными и другие функ-ции.
Развитие мышления способствует появлению нового свойства лично-сти ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, в классе, оценки себя как ученика: хорошо - плохо. Ребенок получает эту оценку «самого себя» из-за того, как к нему относятся окружающие его люди.
Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления, в свою очередь, приводит к каче-ственной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируе-мые, произвольные процессы [12].
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит определенными категориями.
Затем наступает этап формальных операций, который связан с опре-деленной степенью развития способности к обобщению и анализу. К сред-нему уровню ученики должны научиться самостоятельно рассуждать, де-лать выводы, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, уста-навливать простые законы.
Если учеников 1-2 классов в первую очередь отличают внешние при-знаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его цель (для чего он предназначен), то ученики 3-4 классов уже начинают пола-гаться на знания и идеи, которые формируются в результате его действия.
Ученик младших классов в своем развитии переходит от анализа от-дельного предмета, явления к анализу связей и отношений между объекта-ми и явлениями. Последнее является необходимым условием для понима-ния учащимися явлений окружающей жизни.
Ученикам особенно трудно понять причинно-следственные связи. Ученику младшего возраста легче установить связь между причиной и следствием, чем между следствием и причиной. Это и понятно: причина устанавливает прямую связь со следствием, в то время как рассмотрение фактов предполагает анализ многих причин, чего ребенок часто еще не может сделать.
Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует к концу младшего школьного возраста рефлексии (изучению природы самих понятий), которая трансформирует познавательную дея-тельность и характер отношений с другими людьми и с самим собой.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Анализ работы с родителями при помощи первоклассникам в адаптации к школе
Первый год в школе - это тоже своего рода испытательный срок для учителей, когда отчетливо видны все их недостатки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неспособность помочь. Еще чаще они сами становятся виновниками школьного стресса по уважи-тельным причинам, потому что адаптация к школе происходит не сразу. Чтобы по-настоящему привыкнуть к занятиям, не требуется ни дня, ни не-дели.
Опытный педагог и внимательные родители знают и понимают важ-ность того, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были «прерывистыми». С самого начала учитель объясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку разницу между его новым положением, правами, обязанностями и тем, что проис-ходило до школы [11].
Т. Воликова пишет, что формы работы учителя со своими родителя-ми разнообразны:
- Индивидуальные: семейные визиты учащихся на дом, беседы с ро-дителями в школе, дни родительских консультаций в школе;
- Групповые: (родители могут формировать группы в соответствии с образованием, образовательной культурой, поведением и показателями успеваемости своих детей.) Здесь различают: совместную работу учителя и родителей в классе, когда родители помогают учителю руководить уро-ком, и работу с активами класса.
- Коллективные: встречи в классе, родительские собрания, встречи для обмена родительским опытом, консультации, вечера вопросов и отве-тов, совместные внеклассные мероприятия.
Содержание всех форм школьной работы с семьей заключается в ор-ганизации их активного педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Вся последующая работа во многом зависит от связей и взаимоот-ношений, которые будут возникать на первом уроке на начальном этапе.
По словам В.Н. Ибрагимовой, содержание работы учителя с родите-лями первоклассников определяется тремя основными задачами:
1. Познакомиться с опытом семейного воспитания детей, чтобы изу-чить готовность первоклассников к школе, сохранить преемственность между семейным дошкольным воспитанием и школьным образованием, а также найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его досуга.
3. Вовлечение родителей в организацию воспитательной работы в школе, на уроках.
Рекомендуется обсудить с родителями их вопросы. Например: об ор-ганизации времени учебы и отдыха первоклассника, о воспитательной ра-боте в отношении первоклассников и о задачах родителей, об особенно-стях младшей школы.
В первом или втором классе важно поощрять родителей знакомиться друг с другом, обмениваться адресами и номерами телефонов. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Ра-бота будет лучше, если она будет основываться на индивидуальных бесе-дах. Необходимо организовывать больше совместных праздников, утрен-ников и других мероприятий. Очень важно прислушиваться к родителям, позволять им высказываться, высказывать свои жалобы школе, учителю и руководству школы.
2.2 Рекомендации для родителей
«Как помочь ребенку адаптироваться к школе»
Поступление в школу - это поворотный момент в жизни каждого ре-бенка. Начало школьного образования кардинально меняет весь его образ жизни: необходимо систематически и усердно работать, соблюдать распо-рядок дня, придерживаться различных норм и правил школьной жизни, соответствовать требованиям учителя. Все дети, наряду с их чувствами ра-дости, восторга или удивления по поводу всего, что происходит в школе, испытывают страх, замешательство и напряжение, которые переполняют их. Период адаптации к школе, связанный с адаптацией к ее основным требованиям, проходит для всех первоклассников. Только для некоторых это длится месяц, для других - триместр, а для третьих - весь первый год обучения в школе. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от условий, имеющихся в его распоряжении для освоения учебной деятельности
Адаптация - довольно длительный и сложный процесс. И не только первоклассник, но и родитель, и учитель сталкиваются с трудностями. И когда мы поймем их, когда мы научимся чувствовать друг друга, мы сде-лаем этот процесс проще для всех, особенно для наших детей.
Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создать комфортные условия и поддержать желание ребенка учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.
Чтобы успешно учиться, мы должны убедиться, что наши требования приняты и поняты ребенком. Родители могут многое сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с удовольствием.
Самое главное, они будут заинтересованы в школьных мероприяти-ях каждый день. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах.
Если дети не могут разумно ответить на, казалось бы, простые во-просы, не нужно волноваться, не расстраиваться. То, что приветствуется в семье или детском саду, может оказаться нежелательным в школе. Такое изменение требований очень сложно с психологической точки зрения.
Имея дело с первоклассником, примите во внимание тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка такое изменение отноше-ния к себе может быть очень болезненным: он дезориентирован, не пони-мает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Нужно поддержать его в этой сложной ситуации.
Ребенок не должен бояться совершить ошибку. Невозможно чему-либо научиться, не совершив ошибок. Не нужно пытаться развить в ребен-ке страх совершить ошибку. Чувство страха - плохой советчик. Это подав-ляет инициативу, желание учиться и просто радость жизни и удовольствие от учебы.
Нужно помнить: для ребенка нормально быть неспособным что-то делать и чего-то не знать.
Не нужно сравнивать ребенка с другими, нужно хвалить его за успе-хи и достижения. Признавать право вашего первоклассника на индивиду-альность, право отличаться от других. Никогда не сравнивать мальчиков и девочек, не ставить их в пример друг другу: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше эмоционально и ин-теллектуально мальчиков того же возраста.
Нужно помнить: ваш ребенок не будет учиться в школе так, как вы когда-то учились. Никогда не нужно ругать ребенка оскорбительными словами за то, что он не в состоянии что-либо понять или сделать.
Необходимо проявлять максимум внимания к ребенку, радоваться даже самым маленьким его успехам. Быть его другом, и тогда ребенок до-верит родителю самое сокровенное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие большого количества научных и практических работ по те-ме адаптации к школе указывает на ее актуальность, но в то же время осо-бенности социально-психологической адаптации первоклассников к школьному образованию раскрыты не в полной мере. Это связано с осо-бенностями возраста детей, посещающих школу, многообразием факто-ров, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым системати-ческим условиям обучения в группе сверстников, нежеланием учителей начальной школы выбирать содержание и личностно-ориентированные методы и технологии в условиях вариативного образования.
Условия, улучшающие адаптацию первоклассников к школе, в настоящее время не полностью реализованы в образовательных учрежде-ниях, и до сих пор существует формализованный подход к ученику, кото-рый требует, чтобы он чувствовал себя комфортно в школе, а не в школе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., и др.; Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Вол-гоград: Перемена, 1995.
2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педаго-гическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
3. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 1988. – 153с.
4. Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. – 1993, №1.
5. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Арте-мов. – М., 1990. – 180с.
6. Балл, Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. 1989, №1.
7. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: При-чины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.
8. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
9. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 1968. – 267с.
10. Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образователь-ной деятельности // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 25–28.
11. Воликова, Т.В. Учитель и семья / Воликова Т.В.. – Москва, 1987.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 5 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 251 с.
13. Герц Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. – 2008. – № 4. – С. 59-66.
14. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.
15. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
16. Ибрагимова, В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса / Ибрагимова В.Н. // Начальная школа. – 1988. – №10.
17. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / Кулагина И.Ю. – 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
19. Маркович Д. Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Пачатковая школа. – 2009. – № 7. – С. 18-22.
20. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / Матюхина М.В. - М., 1984; Маркова А.К. Формирование мотивации уче-ния в школьном возрасте. – М., 1983.
21. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с.
22. Первые дни ребёнка в школе. Советы психолога : Адаптация и дезадаптация / Готовимся к школе. – М. , 2010. – С. 139-144.
23. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. –Пермь, 1993.
24. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании: Учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 1996.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Эльконин Д.Б. – М., 1989.