Фрагмент для ознакомления
2
Под продуктивным творчеством понимают созидательную работу, нацеленную на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт. Этот продукт должен соответствовать первоначальному замыслу. Исследования показывают, что занятие продуктивным творчеством благоприятно сказывается на развитии и инициативе ребенка и помогает его успешной социализации [6]. Возможности использования развивающих настольных игр в процессе развития творческих способностей старшего дошкольника достаточно большие. Любая продуктивная игра является игровым и обучающим методом при развитии у детей дошкольного возраста творческих способностей. Игры служат средством всестороннего развития личности ребенка. Особую роль в этом процессе играют дидактические игры. Они отличаются от любой другой игры тем, что имеют свою обучающую и развивающую цель, что позволяет определить, есть или нет конкретный результат.
А.И. Сорокина предложила следующую классификацию дидактических игр:
1. Игра-путешествие.
2. Игра-поручение.
3. Игра-предположение.
4. Игра-загадка.
5. Игра-беседа.
По своему содержанию дидактические игры делятся, на:
-игры по ознакомлению с окружающим;
- игры по развитию речи;
-игры формированию математических представлений;
-игры для развития творческих способностей;
-музыкальные игры и др.
Сегодня классификация дидактических игр чрезвычайно широка и разнообразна, поскольку они являются достаточно популярным игровым и обучающим средством в ДОУ. Дидактические игры с предметами очень разнообразны как по игровым материалам, так и по содержанию. В качестве дидактических материалов можно использовать [19]:
- игрушки;
-предметы обихода;
-орудия труда;
- произведения декоративно-прикладного искусства;
-объекты природы, в частности, овощи, фрукты, листья, семена и др.
Игры с предметами дают возможность педагогу решать различные воспитательно - образовательные задачи, в том числе и творческого характера. В игре дети учатся правильно называть предметы, оценивать их свойства и качества, описывать их, отгадывать про них загадки и др. Всё это позволяет поддерживать у детей определённую мотивацию. Чем выше мотивация, тем большую фантазию и способности проявляют дети.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети исполняют определенные роли. Они могут стать продавцом, или покупателем при игре в магазин, пекарем в пекарне, доктором в больнице. Игры-инсценировки хорошо помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях. Детям нравится лечить своих кукол, или обустраивать им комнаты. Из сказок дети познают, что такое хорошо и что такое плохо, получают информацию о литературных произведениях и учатся правильно себя вести на примере куклы Маши, которая пошла в гости.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля педагоги используют игры с дидактическими игрушками моторного характера. Это могут быть разнообразные игры с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками и др.
Специалисты отмечают, что роль таких игр достаточно велика для детей перед их близким походом в школу. Для ребёнка всегда важны развитие координации движений предплечья, кистей и особенно пальцев рук. Зрительный контроль, за подобного рода, движениями будет являться важной предпосылкой при подготовке ребенка к овладению письмом. Достаточно велика при этом роль воспитателя, который проводит с детьми подобного рода игры.
В детях необходимо воспитывать такие личностные качества как осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве и др. всё это способствует развитию у детей творческих способностей [13]. Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. При этом, у ребенка развивается творческий потенциал и воображение. Развивается речь, он учится красиво и правильно говорить. Развивается скорость реакции, моторика, смекалка и память. Ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту. Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам. Важная задача взрослого – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение.
Настольно-печатные игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, обучающим и творческим задачам, оформлению и др. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать их знания и системно развивать мыслительные процессы. Среди разнообразных настольных игр, которые педагоги используют при работе с дошкольниками, часто преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок. Их необходимо подбирать по сходству. Детям предлагают игры, в которых необходимо из множества картинок подобрать пары совершенно одинаковых. Затем воспитатель задачу усложняет. Картинки нужно объединить по смыслу, к примеру, найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая. При этом педагог даёт детям возможность фантазировать. Старшим дошкольникам воспитатель может предложить отыскать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски и др.
При игре в лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото может быть самой разнообразной. Это может быть «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Сказки». Тематика домино также охватывает разные области «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды» и др.
В играх типа «Лабиринт» используют игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме «Айболит», «Золотой ключик» и др. Дети путешествуют по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Подобного рода игры развивают пространственную ориентацию детей, предполагать, какой будет конечный результат и выдвигать свои гипотезы. Достаточно широко в практике ДОУ распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, или складных кубиков. Изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Такие игры способствуют развитию у ребёнка логического мышления, сосредоточенности, внимания. Дети любят собирать различные пазлы, что предполагает развитие у них выдержки и внимания. В них картинки разного содержания разделены на множество частей. Количество этих частей может составлять от 30-ти до 250. Таким образом, можно говорить о том, что именно игры позволяют обеспечивать всестороннее развитие и воспитание детей.
В разных возрастных группах дошкольников педагогическое руководство при работе с настольными играми имеет свою специфику. Прежде всего, должны быть учтены возрастные особенности детей, в соответствии с их психофизиологическими особенностями. При этом существуют общие единые условия и правила, которые педагог всегда должен учитывать в своей работе:
1. Необходимо создать соответствующие условия для игры.
2. Необходимо учить детей бережно обращаться с играми и аккуратно их складывать по окончании деятельности.
3. Необходимо заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей.
Воспитатель всегда сам подбирает соответствующий материал и настольные игры. Прежде чем дети приступят к игре, задача педагога заключается в том, чтобы продумать, как должен быть размещён материал в пространстве, чтобы детям было удобно им пользоваться. Особого внимания педагога требуют настольно - печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие элементы. Педагогу следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей, поскольку именно игра позволяет ребёнку творчески подходить к любому процессу. Для этого педагогу целесообразно проводить обучение игровым действиям, выполняя иногда эти действия вместе с ребенком. Не исключены ситуации взаимообучения детей друг с другом.
Новые настольные игры желательно привносить постепенно. Дети не должны терять интерес к старым играм, поскольку их фантазия развивается тогда, когда ребёнок часто повторяет уже знакомые ему действия, но здесь важно следить за тем, чтобы ребёнок не терял интереса к знакомой игре. При дидактических играх всегда имеется возможность вводить усложненные варианты игры. Может быть изменена игровая задача, или могут быть включены новые персонажи. Педагог на своё усмотрение может изменять правила игры, или вводить в игру новые действия. При этом достаточно важно наблюдать за тем, чтобы дети не теряли интереса к игре, поскольку в этом случае не произойдёт решения каких-либо задач. Такая игра не будет являться дидактической. В поле зрения педагога всегда должны оставаться задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Именно всё это, в совокупности обеспечит комплексное развитие инициативы детей.
Достаточно сложно бывает в процессе игры усложнять игровые действия детей и вызывать активность их мыслительных процессов. В любом случае педагогу следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные и умелые игровые действия. Ребёнка можно похвалить за выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
2. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
3. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
4. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
5. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
6. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
7. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
8. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
9. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство развития дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – No5. – 50-54 с.
10. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (Дата обращения 11.04.2023).
11. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (Дата обращения 11.04.2023).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (Дата обращения 11.04.2023).
13. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (Дата обращения 11.04.2023).
14. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками [Текст] / Л.Л. Тимофеева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 42 с.
15. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
16. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю. А. Клепалова. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
17. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
18. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
19. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг. - 2003. - 147 с.
20. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки [Текст] / Н.Н. Михайлова. - Учебно-методическое пособие. - М.: Мирос. - 2002. - 208 с.
21. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (Дата обращения 11.04.2023).
23.Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
24. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
25. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.