Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Хореография – это древнее искусство, которое всегда привлекало внимание детей и молодежи. Сегодня она занимает одно из важных мест на современной культурной сцене и включает в себя различные танцевальные направления. Большое значение имеют обучение и воспитание хореографических коллективов, которые проявили себя как перспективные формы эстетического развития молодых людей.
Широкое распространение хореографического искусства нашло свое отражение в создании разнообразных учреждений искусств, где создаются специальные отделения и школы. Как правило, обучение и воспитание детей и подростков в хореографических коллективах зависит от квалификации и опыта руководителей. Основной задачей руководителя является приобщение молодежи к хореографии и формирование у них ценностных ориентаций на прекрасное.
В процессе обучения и воспитания хореографических коллективов важную роль играет не только умение передать технику танца, но и педагогические способности, профессиональные знания и мастерство. Руководитель должен обладать знаниями психологии и общей культуры поведения, что поможет ему добиться взаимопонимания и настоящей связи со своими воспитанниками. Только так можно достичь высоких результатов в обучении и воспитании хореографических коллективов.
Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры руководителя и его авторитете как никогда актуально, так как успешно решать сложные учебные задачи может лишь педагог-хореограф, являющий собой образец высоконравственной личности. Только человек, чей педагогический такт безупречен, может раскрыть учащимся красоту человеческих поступков и открыть яркий мир искусства.
Актуальность работы обусловлена еще и тем, что для успешной работы коллектива художественной самодеятельности необходима не только талантливая команда, но и железная дисциплина. Каждый участник должен быть полностью преданным проекту, поддерживать своих коллег и относиться с уважением к руководителю. Ключевой фактор успеха – общая заинтересованность в результате работы коллектива. Руководитель должен быть знатоком искусства и уметь вовлекать своих учеников в творческий процесс, демонстрируя свою страсть к работе. При этом важно, чтобы руководитель был авторитетным и дружелюбным, слушал и поддерживал участников коллектива. В такой атмосфере дисциплина становится неотъемлемой частью продуктивной работы.
Правильная постановка авторитета и профессионального такта помогает осуществлению личностно¬ориентированного подхода в воспитании, создает условия для особого общения, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений как в группе, так и с отдельным воспитанником [8].
Особый вклад в разработку вопросов педагогического такта внесли такие ученые, как В. И. Андреев, В. И. Писаренко, В. И. Бакштановский, И. Я. Писаренко, Д. А. Белухин, П. К. Холмогорцев, Т. В. Мишаткина, В. Н. Чернокозова, И. И. Чернокозов и другие. Именно в исследованиях данных авторов раскрываются основы педагогической этики и профессионального такта, компоненты и уникальные характеристики этой системы.
Цель работы – изучить профессиональные компетенции, которыми должен обладать руководитель хореографического коллектива и выявить значение педагогического такта и авторитета руководителя как основных составляющих взаимоотношений руководителя и участников хореографического коллектива.
Для выполнения поставленной цели были выделены следующие задачи работы:
1. Изучить особенности педагогического взаимодействия руководителя и участников творческого коллектива;
2. Определить значение педагогического такта и авторитета в отношениях между руководителем и участниками хореографического коллектива;
3. Выявить основные функциональные компоненты управленческой деятельности руководителя хореографического коллектива;
4. Привести рекомендации по организации педагогической работы с хореографическим коллективом.
Объект исследования: педагогический процесс в хореографическом коллективе.
Предмет исследования: авторитет и педагогический такт руководителя хореографического коллектива.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по проблеме значения педагогического такта и авторитета руководителя хореографического коллектива. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
1.1. Особенности педагогического взаимодействия руководителя и участников хореографического коллектива
Хореографический коллектив – это объединение, основанное на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность в реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве.
Хореографические коллективы различаются по множеству критериев, среди которых выделяются три основных.
Во-первых, возрастная категория, которая может варьироваться от детских коллективов до взрослых.
Во-вторых, направленность, где можно выделить классические, народные, современные, бальные и спортивно-эстрадные виды.
В-третьих, тип коллектива, который может быть кружком, ансамблем или хореографической студией. Каждый из этих типов имеет свою численность и основной вид деятельности, от концертно-исполнительской до учебно-тренировочной работы. Важно отметить, что каждый хореографический коллектив уникален и имеет свои особенности, которые делают его неповторимым.
Таким образом, хореографический коллектив – это целостная и сложная педагогическая система, которая совершенно уникальна в своем роде. Этот вид творческой деятельности помогает развивать у участников умение творчества, самообразования и мотивации к познанию мира вокруг нас.
Создание и развитие хореографического коллектива – это длительный и трудоемкий процесс, который требует огромных усилий и терпения. Но, чтобы добиться желаемых результатов в творческом росте коллектива, необходимо с самого начала насытить его элементами, создать надежный фундамент знаний и умений для дальнейшего профессионального роста.
Ключевым фигурантом в хореографическом коллективе является руководитель, который в значительной мере влияет на развитие и успех коллектива. Именно через него участники получают необходимые знания, запоминают техники, а также реализуют все задумки и идеи.
Руководитель хореографической команды – это личность, которая не только обладает фундаментальными знаниями в сфере танцев (как теоретических, так и практических), но и умеет следовать новым тенденциям. Какое мировоззрение и эстетический подход выбирает руководитель, такого рода влияние оказывает на творческий потенциал и социально-культурные идеи танцевальной группы [4].
Хореографический коллектив – это особая среда, где важнейшую роль играют морально-психологические факторы, взаимодействие участников и общие творческие устремления. В связи с этим, эффективное руководство коллективом требует новых методов и подходов. Кроме того, стоит отметить, что у хореографического коллектива есть своя неповторимая специфика, которая также влияет на организацию и педагогический процесс.
Хореография – не просто искусство, а настоящий вызов для физической подготовки танцовщика. Ведь без проработки мышечного аппарата, терпения и настойчивости, достичь желаемого результата практически невозможно. Однако, совершенствуя свои танцевальные навыки, исполнителям приходится столкнуться с неизбежными болями и перенапряжениями, которые могут навсегда отбить у них желание заниматься хореографией. Особенно это актуально для младших учеников и начинающих танцоров, которые могут испытывать беспокойство и неучастие к занятиям. В этой ситуации задача педагога заключается в том, чтобы помочь ученикам преодолевать боль и наслаждаться творческим процессом. Грамотное объяснение важности физической подготовки и поддержание интереса к хореографии становятся главными инструментами в работе с хореографическим коллективом.
Хореографический коллектив – это сложная, многоплановая система, которая объединяет детей различных возрастов, физических параметров и характеров. Для того, чтобы такая объединенная деятельность была успешной, требуется руководитель, который мог бы вдохновить каждого участника на творчество, и при этом умело управлять всей командой.
Включение каждого члена коллектива в решение общих задач позволяет достичь различных форм взаимодействия и стимулирует развитие личности в каждом из них.
Коллектив хореографов в первую очередь строится на дружбе между участниками, которая в свою очередь помогает безграничному творчеству и позволяет каждому участнику проявить свои индивидуальные качества. Однако, нельзя забывать о необходимости налаживания долгосрочных и эффективных взаимоотношений между педагогом и участниками коллектива. При этом, «будничная дружба» между родителями и детьми является первоначальной и основной формой организации взаимоотношений в хореографическом коллективе [9].
Важность педагогического такта и авторитета преподавателя не может быть переоценена, ведь именно они играют ключевую роль в формировании коллектива и достижении общих целей.
Стиль управления – это неотъемлемая составляющая успешного руководства. Он является отображением индивидуальности и профессионализма руководителя, проявляющегося в его способности вдохновлять коллектив на инициативу и креативный подход. Неповторимый стиль каждого руководителя проявляется в его эффективном контроле за результатами работы подчиненных. Кроме того, важным
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, М. В. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих руководителей хореографических коллективов / М. В. Александрова, Т. П. Моринова // Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования, Санкт-Петербург, 09 июня 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. – С. 13-17.
2. Ануфриева, Н. И. Традиции и инновации в методике формирования профессионально-личностных качеств будущего руководителя хореографического коллектива / Н. И. Ануфриева, Г. Л. Таранда // Scientific notes of Russian State Social University. – 2022. – Т. 21, № 2(163). – С. 136-143.
3. Баранова, Д. А. Особенности деятельности руководителя детского хореографического коллектива / Д. А. Баранова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы ХVIII Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 30 мая – 5 июня 2022 года. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2022. – С. 244-248.
4. Богданов, Г. Ф. Руководитель хореографического любительского коллектива: природа профессии, круг деятельности, обучение / Г. Ф. Богданов. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 215 с.
5. Борисенко, Т. С. Художественно-творческая деятельность руководителя любительского хореографического коллектива: от замысла к воплощению / Т. С. Борисенко, И. Б. Игнатова // Художественное образование и наука. – 2020. – № 1(22). – С. 6-14.
6. Гонозова, О. Д. Модель управления любительским хореографическим коллективом / О. Д. Гонозова // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 25 января 2020 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. – С. 96-101.
7. Дружинин, С. В. Влияние стиля педагогического общения руководителя на формирование психологического климата в хореографическом коллективе / С. В. Дружинин // Социокультурная обусловленность современного хореографического образования: Вызовы времени, инновационный опыт, перспективы развития: Материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 52-57.
8. Зелюка, О. А. Руководитель хореографического коллектива как фактор формирования культурной личности / О. А. Зелюка // – 2019. – № 2(36). – С. 28-32.
9. Касьянова, Н. В. Некоторые особенности работы руководителя-постановщика в любительском хореографическом коллективе в общеобразовательном учреждении / Н. В. Касьянова // Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России: Сборник научных статей и материалов заседаний круглых столов / Составитель А.С. Макурина. – Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2019. – С. 129-132.
10. Клименко, А. В. Функции и задачи педагогического руководства хореографическим самодеятельным коллективом / А. В. Клименко // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 декабря 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 92-95.
11. Максимова, А. А. Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе / А. А. Максимова, Д. Н. Васильева // Развитие личности средствами искусства: материалы VI Международной научно-практической конференции, Саратов, 19–20 апреля 2019 года. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 297-304.
12. Мамедова, Л. М. Основные психолого-педагогические задачи руководителя хореографического коллектива в формировании личностных качеств обучающихся / Л. М. Мамедова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6 т., Белгород, 28 апреля 2022 года. Том 4. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. – С. 424-429.
13. Михайличенко С.Д., Чичухин Р.О. Организация образовательной среды в танцевальном спортивном клубе, обеспечивающей мотивацию творческой самореализации у обучающихся // Наука и инновации – современные концепции: матер. Междунар. науч. форума: сб. науч. ст. / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. Уфа: Инфинити, 2020. С. 114–119.
14. Мочалова, Н. В. хореографический коллектив как ресурс формирования личности / Н. В. Мочалова, Д. Д. Калимуллин // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры: Материалы научно-практических конференций, Казань, 16–18 октября 2019 года / Под научной редакцией Р.Ш. Ахмадиевой, З.М. Явгильдиной. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2019. – С. 572-579.
15. Никитин, В. Ю. Специфика применения способов педагогического воздействия в работе руководителя детского любительского хореографического коллектива / В. Ю. Никитин // Культура и образование. – 2019. – № 2(33). – С. 129-139.
16. Овчаренко, Е. Б. Профессионально-педагогические способности и личностные качества руководителя хореографического коллектива / Е. Б. Овчаренко, Г. П. Молявко // Теория, история и практика образования в сфере культуры: материалы XX Международной научно-методической конференции, Барнаул, 14 октября 2021 года – 15 октября 2022 года / редкол.: О. П. Кутькина (гл. ред.) [и др.]; Алтайский государственный институт культуры. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2021. – С. 161-163.
17. Солошенко, Е. С. Психология хореографического образования / Е. С. Солошенко // Культурные тренды 2.0: Россия и Германия: Сборник докладов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 27 октября 2020 года / Отв. редакторы Н. В. Бараниченко [и др.]. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. – С. 398-402.
18. Терехина, А. Р. Приоритетные качества руководителя хореографического коллектива / А. Р. Терехина, И. А. Богданец // – 2019. – № 6-2(46). – С. 121-122.
19. Фицукова, Н. В. Хореографический коллектив: понятие, условия целостности, роль руководителя / Н. В. Фицукова, И. А. Королева // Человек в мире искусства: векторы развития и образования: Сборник научно-методических трудов. Выпуск II. Научное издание / Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Том Выпуск 2. – Саратов: Издательство "Научная книга", 2020. – С. 88-91.
20. Чжан, Б. Психолого-педагогические особенности работы в детском хореографическом коллективе / Б. Чжан // Современные проблемы музыки и хореографии: Сборник статей и материалов I Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 96-98.