Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, одной из сторон формирования является становление трудовой деятельности в ее наиболее простых видах.
Возникающая трудовая деятельность детей (разные виды труда) используются в целях всестороннего воспитания личности и формирования эмоционально-ценностного отношения детей к труду как социально значимой ценности. На современном этапе особое значение имеют воспитательные возможности трудовой деятельности детей дошкольного возраста; приобщение к труду маленьких граждан необходимо начинать с раннего детства, которое начинается с самообслуживания, совместной трудовой деятельности со взрослыми, при этом воспитывается уважение к труду взрослых детского сада и семьи. В новых документах в области образования отмечается, что с дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и управлять ими, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности личностных структур сознания .
Дошкольное детство - это время рождения личности. Этот возраст характеризуется формированием основных личностных механизмов и структур, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности мышления и поведения, позволяющие ему быть уникальной личностью. По мнению некоторых авторов, начало формирования личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года. Некоторые проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело в том, что личность - это не поддающаяся четкому описанию структура, по отношению к которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном случае.
Вероятно, личность - это форма человеческого существования, которая вначале занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем занимает все больше и больше места и, наконец, становится абсолютно доминирующей.
В то же время развитие личности не представляет собой какого-либо самостоятельного процесса.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, процесс развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и рассматривается в единстве с ним .
Исходя из этого утверждения, основные направления развития психики (методы и механизмы реализации деятельности) взаимодействуют с областями развития личности (направленность, ценностные ориентации, уровень устремлений, самосознание и способы взаимодействия с миром). Общей чертой психики и развития личности является их систематический, интегративный и компенсаторный характер. Источником психического развития является социальный опыт, благодаря которому ребенок получает материал для формирования психических качеств и особенностей личности через посредника (взрослого). Однако развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от социальных условий, но и от внутренней позиции, т.е. определенного отношения, сформированного ребенком к миру людей, к миру вещей и к самому себе. В частности, внутреннее отношение является определяющей характеристикой развивающегося личность, которая позволяет ей выйти за рамки накопленного опыта .
Старший дошкольный возраст отличается открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения.
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью .
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых.
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
1.2 Игровая деятельность дошкольников: онтогенез
В онтогенезе игры выделяют следующие этапы:
1. Этап режиссерской игры, который приходится на возраст 3-4 года. Воображение уже появилось, но оно очень несовершенно, и его доминирующим компонентом является предметная среда. Сначала взрослый задает ребенку условную ситуацию, а ребенок ее принимает, только потом начинает ставить ее самостоятельно. Он уединяется с мелкими предметами и разыгрывает с ними несложные сюжеты, являясь и режиссером, и актером одновременно, проговаривает или действует за каждого персонажа. Благодаря режиссерской игре ребенок научается видеть целое раньше части (замысел, а потом его реализация) и соединять единым рассказом несколько предметов. В этом виде игры воображение «предшествует» игре. Оно характеризуется «предметностью».
2. Этап образной игры, который характерен для детей 4-5 лет. В этом виде игры ребенок учится перевоплощаться и примеривать функции предметов на себя. Он свободно принимает на себя роль автобуса, лошадки и т.п. Движущей силой этого уровня воображения становится собственный прошлый опыт, т.е. этот компонент воображения является доминирующим для детей данного возраста. Соотношение игры и воображения на этом этапе уже другое по сравнению с предыдущим: здесь воображение является итогом игры.
3. Этап сюжетно-ролевой игры (дети 5-6-летнего возраста). В этом виде игры дети берут на себя роли взрослого человека. Это более сложная игра, где от ребенка уже требуется умение играть с партнером. Роль взрослого определяется не только созданием условий, обогащением опыта ребенка, но и оказанием помощи в выделении ключевой функции каждой профессии, осмыслением ее социального назначения.
Сюжетно-ролевая игра может возникнуть только при условии освоения ребенком предыдущих видов игры, в которых он научился режиссировать (создавать сюжет) и изображать отдельные роли (образная игра). Игра и воображение здесь слиты воедино, игра и есть «воображение в действии».
4. Игра с правилами - это следующий этап развития игры, и приходится он на возраст 6-7 лет. Здесь выполнение правил связано с их осмыслением и воспроизведением в воображаемой ситуации. Кроме того, такая игра учит детей договариваться. Доминирующим компонентом воображения выступает особая внутренняя позиция ребенка. Он становится более свободным, непосредственно независимым от предметного мира и от своего прошлого опыта. Ребенок приобретает способность управлять созданным образом.В соотношении игры и воображения последнее предшествует игре.
5. Режиссерская игра второго уровня. Этот этап приходится на школьный возраст (дети 7-8 лет). Воображение выступает источником игры, и ребенок действует исходя только из внутренней позиции, своего замысла. Это своеобразный «театр для себя». В дневниках В.С. Мухиной замечательно представлена ситуация, когда один из сыновей лежит на диване и на вопрос: «Что ты делаешь?» отвечает: «Играю».
От уровня развития познавательных способностей старших дошкольников зависит успех их обучения в школе, и успех развития в целом. Следовательно, с учетом интересов и потребностей детей старшего дошкольного возраста необходимо находить способы и средства развития их познавательных способностей. Все приобретенные знания и умения закрепляются в играх.
1.3 Особенности развития коммуникативных умений у старших дошкольников
В научных трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева мы можем видеть психолингвистический подход, который формируется на принципах механизма речепорождения и представлениях о структуре речевой деятельности, включающее возникновение (под влиянием мотива), формирование и формулирование мысли.
В дошкольной педагогике огромное внимание уделяется обучению детей сочинять творческие рассказы, истории и сказки (Э.П. Короткова, А.И. Шибицкая, Л.В. Ворошнина, О.С. Ушакова и др.).
Согласно разделу ФГОС ДО «Речевое развитие», выделена образовательная область, в соответствии с которой, у детей развивается связная речь, а также речевое творчество.
В деятельностном подходе Л.А. Петровской «коммуникативная компетентность» понимается как совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия .
Основными показателями эффективности коммуникативной компетентности старших дошкольников являются: грамотность речи, логичность изложение, умение обобщать и делать соответствующие выводы, образность речи, ее понятность участникам коммуникации и др. Таким образом, коммуникативная компетентность сложное образование, которое имеет свою структуру.
ГЛАВА 2 ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, ЭТАПНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ
2.1 Игра-драматизация как инструмент развития коммуникативных умений старших дошкольников
В системе образования одним из главных приоритетов в современном развитии являются коммуникативные возможности детей в образовательном процессе. Для детей коммуникативные умения являются индикатором общего развития дошкольника и уровня его социализации.
Игра - драматизация дает возможность развить коммуникативные умения у дошкольников, при условии, что педагог будет знать методику организации и проведения игр-драматизаций, индивидуально-психологические и возрастные особенности дошкольника .
Значение игр-драматизаций состоит в том, что в них воспитываются нравственные чувства, эмоциональная отзывчивость, становление системы средств выразительности, как вербальных, так и невербальных. Таким образом, игра-драматизация помогает совершенствовать диалог и монолог, выразительных средств речи. В игре-драматизации стремление ребенка к познанию собственных возможностях перевоплощения. В этом и проявляются особенности игры-драматизации как творческой деятельности, формирующей коммуникативные способности. Игра-драматизация для детей проявляется как средство самореализации и самовыражения ребенка.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут - признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д. Игры-драматизации специфичны тем, что они связывают разные виды искусства и могут опираться на нравственные принципы поведения. В играх-драматизациях применяются диалоги, которые носят нравственную основу.
2.2 Методика организации и проведения игры драматизации
Методика организации и проведения игры драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников имеет четко выстроенную логику последовательных действий для ее реализации. Данная логика выстраивается с помощью этапов и их составляющих.
Первый этап «Репродуктивное воспроизведение» характеризуется следующей целью – обогащение всестороннего опыта старших дошкольников по теме и идеи произведения для драматизации. Средствами на этом этапе будут выступать:
– расширение и обогащение знаний, и представлений детей о профессиях, и их ролях в театре;
– развитие и мотивация интереса к театрализованной деятельности через непосредственную продуктивную деятельность дошкольников, а именно создание театрализованных атрибутов;
– расширение представлений о художественной литературе и развитие навыков и умений по восприятию, анализу ее структуры;
– развитие восприятия и анализа личности, а также поступков героев в сюжете литературных произведений, сопоставление их с общественными правилами и нормами поведения, личным опытом;
– побуждение дошкольников к свободному и осознанному высказыванию своих суждений в процессе обсуждения, как литературных произведений, так и музыкального сопровождения театрализованной деятельности;
– обучение и развитие четкого выстраивания своего монолога, соблюдая логику и последовательность в своих суждениях .
ГЛАВА 3 СЦЕНАРИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Игры-драматизации «Яблоко», «Месяцы»
Большой интерес у детей вызывает игра-драматизация «Яблоко» (по одноименному произведению советского писателя Владимира Григорьевича Сутеева). Посредством данной игры удается достигать одновременно несколько важных целей. Так, у детей вырабатываются навыки выразительной и красивой речи, дети учатся передавать характер героев в процессе перевоплощения. Также у детей формируются навыки применения разного темпа и ритма речи, силы голоса. Дети учатся строить дружеские взаимоотношения в среде сверстников, становятся более внимательными и отзывчивыми по отношению друг к другу, учатся замечать чувства других людей. У детей развивается творческое воображение. Кроме того, дети учатся бережно относиться к атрибутам, декорациям и костюмам.
Для игры-драматизации «Яблоко» воспитателями совместно с коллегами и родителями воспитанников изготовливаются жилет и шапочка зайца, крылья и клюв для вороны, комбинезоны и шапки для медведя и ежа. Также понадобится изготовить декорации: лесная поляна, дерево, пень и др.
Перед проведением игры-драматизации дети готовятся: распределяют роли вороны, медведя, зайца и ежа, учат свою роль. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети выучили слова драматизации наизусть, а важно предоставлять им свободу творчества. Дети должны запомнить основную сюжетную линию и последовательность действий, но они могут менять слова в соответствии с их возможностями и творческим воображением.
Чтобы дети были более подготовлены к участию в игре-драматизации, проводится предварительная работа с детьми. В частности, воспитатель читает детям сказки В.Г. Сутеева, в том числе его произведение «Яблоко». Дети рассматривают иллюстрации к сказкам. Рассматривание иллюстраций является, на наш взгляд, очень важным, так как создает у детей эмоциональное восприятие героев произведения за счет визуального образа. Известно, что мышление детей дошкольного возраста является наглядным, поэтому детям необходимо увидеть изображения сказочных героев, которых потом им предстоит играть. Чтобы в полной мере задействовать наглядное мышление детей, воспитатель предлагает им самостоятельно создать афиши к театральному представлению: дети рисовали ежа, медведя, зайца и ворону в контексте сюжета произведения. Также дети принимали участие в изготовлении декораций.
Отдельным направлением предварительной работы к театрализации сказки «Яблоко» будет пересказ детьми сказки, а также выполнение этюдов. Пересказ сказки помогает развитию памяти детей, закреплению в сознании детей хода и основной идеи произведения. Выполнение этюдов подготавливало к театрализации, у детей развивается умение воспринимать эмоции других людей и понимать собственные эмоции.
Необходимо отметить, что большое значение для развития творческого воображения и артистичности у детей имеет предварительный показ воспитателем роли каждого участника театрализации. Так, в период предварительной подготовки воспитатель может показать детям, как можно показать эмоции героев сказки, для этого можно применять артикуляцию, мимику, а также громкость, интонацию и темп голоса. Детям очень нравится такое упражнение: произнести один и тот же текст из сказки, но с разным выражением. Благодаря такому упражнению дети учатся управлять своей речью, развивают артистичность, а также само выполнение такого упражнения вызывает радость у детей.
Театрализация игры-драматизации «Яблоко» начинается с того, что под музыку заходит Осень, дети угадывают ее. После этого Осень предлагает детям поиграть, что создает у детей радостное настроение, а также снимает возможное волнение перед участием в театрализации.
3.2 Сценарии театрализованных игр
Театрализованные игры
Игра «Зеркало»
Цель: развивать монологическую речь.
Ход игры: Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало.)
В группу вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.
Игра «Договорим то, чего не сказал автор»
Цель: развивать диалогическую и монологическую речь детей, воспитывать коммуникативные качества.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Начинает воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Дети хором произносят слова сказки:
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла...
- Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.
Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:
- Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...
Или:
- Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить
Игра «Сугроб» (Игра-пантомима)
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Ход игры: Дети имитируют движения по тексту: «На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, театрализованная игра как средство развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте характеризуется значительными качественными и количественными изменениями с минимальной затратой временного промежутка.
Именно с помощью как организации предметно - пространственной среды, так и самом осуществлении театрализованной деятельности можно увеличить продуктивность развития коммуникативных умений. Коммуникативные умения не могут осуществляться вне теоретической и практической направленности в формировании знаний, умений и навыков, что в свою очередь может обеспечить развивающая предметно-пространственная среда, грамотное педагогическое руководство, сама инициативность детей и их родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 15.04.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.04.2023)
Статьи, учебники, монографии
3) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. Бикетова И. Н., Глдкова Н. С., Деркачева В. В., Срыпаль Э. А., Степаненко И. А. Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством технологии игрового моделирования// Актуальные исследования. Международный научный журнал. 2022. No 49 (128). С. 64-70
4) Атаманова, А. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством игры - драматизации / А. Ю. Атаманова, Т. С. Фомина // Студенческий. – 2019. – No 8(52). – С. 38 - 41.
5) Вологдина И. В., Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 92-99
6) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-55
7) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
8) Егорова, М. С. Игра - драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / М. С. Егорова, Ф. С. Газизова // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – No 6(51). – С. 42 - 45
9) Егорова, М. С. Опытно - экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у дошкольников посредством игр - драматизаций / М. С. Егорова, Ф. С. Газизова // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – No 6(51). – С. 46 - 50.
10) Еремина Ю. С., Картотека игр, направленных на развитие коммуникативной культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 5. — С. 64-66
11) Женисова М.К., Акишева А.К. Психологические особенности детей дошкольного возраста//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 1. С. 117-120
12) Касымова, А. Ф. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / А. Ф. Касымова // NovaUm.Ru. – 2020. – No 25. – С. 322 - 323.
13) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
14) Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2003.
15) Медведева И.А. Организация и проведение игры-драматизации как способа развития коммуникативных умений старших дошкольников// НАУЧНАЯ ИНИЦИАТИВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 68-72
16) Мигунова Е.В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Лань, 2020. – 172 с
17) Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. – Москва: Лист Нью, 2004.
18) Петровская А.В. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с
19) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2020.
20) Рудакова Н.Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2013. No 3. С. 20-26
21) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
22) Сыченко Т. А., Афанасенкова Е. Л. Развитие коммуникативной компетентности старшего дошкольника посредством театрализованной деятельности//ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. Москва, 2022. С. 828-832
23) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020.
24) Туковская, С. А. Формирование коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста с помощью игр - драматизаций / С. А. Туковская //Закономерности и тенденции инновационного развития общества: Сборник статей Международной научно - практической конференцииа. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 124 - 127
25) Фалунина Е.В. Условия развития коммуникативных умений у старших дошкольников в ДОУ// СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей XIХ (XXXV) Всероссийской научно-методической конференции. Братск, 2022. С. 126-131
26) Харитонова, К. М. Методика организации и проведения игры драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников / К. М. Харитонова // Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов II Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 30 – 32
27) Яковлева, А. А. Развитие коммуникативных умений у детей 5 - 6 лет в играх-драматизациях / А. А. Яковлева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам LXXVI студенческой международной научно - практической конференции. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2019. – С. 105 - 109.