Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оградить его от опасности, но и подготовить к встрече с возможными трудностями, сформировать представления о наиболее опасных ситуациях, привить ему навыки безопасного поведения в быту.
Современные исследователи отмечают низкую адаптацию дошкольников к нормальным социальным условиям, высокую тревожность и отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к проблемам в общении со сверстниками, усугублению проблем общения в семье. Специалисты различных научных направлений выделяют образование как механизм, формирующий у человека ответственное отношение к собственной безопасности. Это обучение должно проходить на всех этапах жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркин считает, что главная задача педагогов и родителей не в том, чтобы этого делать. не только защитить ребенка, но и подготовить его к встрече с различными трудными и часто опасными жизненными ситуациями. Поэтому на протяжении всего дошкольного детства остаются две важнейшие задачи, решаемые в рамках организации семейного и дошкольного воспитания и обучения: обеспечение безопасности жизни детей и выбор наиболее благоприятных методов и содержания воспитательной работы для формирования безопасного поведения в повседневной жизни.
Научные труды таких авторов, как Н. Н. Авдеева, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркин, В.Н. Мошкина, Л.Л. Тимофеева, Т.Г. Хромцова и др., отражают формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста. Проблема формирования основ безопасного поведения в повседневной жизни дошкольников является актуальной и – кроме того - недостаточно разработанной. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Воспитание безопасного поведения дошкольников в быту»
Цель исследования – рассмотреть возможности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту.
Объект исследования – процесс формирования основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы эффективного воспитания безопасного поведения дошкольников в быту.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «безопасное поведение в быту» в специальной литературе: исторический аспект, сущность, подходы и трактовки.
2. Определить характеристики безопасного поведения дошкольников в быту.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть специфику воспитания безопасного поведения дошкольников в быту.
5. Разработать методические рекомендации по воспитанию безопасного поведения дошкольников в быту.
В исследовании используются теоретические методы исследования:
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метода педагогического проектирования.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что
- выявлены педагогические возможности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту;
- разработанный инструментарий может быть использован для дальнейшего изучения воспитания безопасного поведения дошкольников в быту.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Структура курсовой работы включает в себя вступление, две главы, состоящие в свою очередь из трех и двух параграфов соответственно, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ
1.1 Понятие «безопасное поведение в быту» в специальной литературе: исторический аспект, сущность, подходы и трактовки
С середины XIX века в классической педагогике, помимо общих вопросов обучения и воспитания детей, большое значение приобретают вопросы воспитания здорового образа жизни, здоровья на рабочем месте, санитарно-гигиенических навыков и привития навыков безопасного поведения. В большинстве случаев опасные ситуации возникают по вине человека, который нарушает принятые в обществе правила поведения.
По мнению К.Д. Ушинского, образование уменьшает количество опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает количество причин страха путем измерения опасности и определения ее последствий, снижает напряженность страха, обусловленного этими опасностями [50]. Еще в советский период проблема защиты жизни была признана очень важной в отечественной дошкольной педагогике, что находит свое практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания.
Так считают О. Дегтяренко [22], Н. Ковальковской [30], Е. Краснопольской [33]. По их мнению, в воспитательной работе детей дошкольного возраста необходимо познакомить с некоторыми вопросами безопасности в быту, к которым относятся правила обращения с потенциально опасными предметами. Большинство педагогов-исследователей рекомендуют использовать игровые методы и приемы для обучения детей правилам безопасности. В качестве таких методов и приемов рекомендуется использовать дидактические игры, игры-драматизации, игры с проблемными ситуациями, игры-моделирование, прикольные игровые коробки, игры с персонажами.
В условиях введения Федерального стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) возникает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности детей. от других. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рука об руку, образование должно быть проводником в культурный мир, особенно в культуру безопасности [3].
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей в возрасте до 7 лет в последнее время находит отражение в методической литературе и образовательных программах дошкольных учреждений: они выполняют не только традиционные задачи охраны и укрепления здоровья, но и формируют у ребенка знания и навыки безопасности. В дошкольном возрасте увеличивается двигательная активность и физические возможности ребенка. А при повышенной любознательности стремление к самостоятельности нередко приводит к травмоопасным ситуациям в быту. Это подтверждает медицинская статистика. На этот возрастной период приходится самый высокий процент семейного травматизма: семейный травматизм составляет от 50 до 75% всех детских травм (С.Я. Долецкий, С.М. Мартынов, В. Немсадзе); 42% больных — дети в возрасте до семи лет. Раны и ушибы, электротравмы, ожоги, отравления, проглатывание инородных тел являются наиболее распространенными бытовыми травмами. Поэтому крайне важно создать в дошкольном образовательном учреждении и в семье условия, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста систематически приобретать знания, умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни.
Основы безопасности жизнедеятельности - это область знаний, изучающая угрозы людям, закономерности их проявления и способы защиты от них. В Законе о безопасности Российской Федерации указано, что безопасность «...состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [34]. В словаре В.И. Даль дал следующее определение: «Безопасность есть отсутствие опасности, надежность» [21].
В словаре С.И. Ожегов трактует безопасность как состояние, при котором человеку не угрожает опасность, имеется защита от опасности [37], т.е. понятие безопасности имеет прямое отношение только к потенциальным жертвам опасности. Под безопасностью обычно понимают в педагогике состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, компании от потенциальных и реальных угроз или их отсутствия [44]. В современных словарях психологии безопасность понимается как «Состояние человека или характеристика подходящей среды, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, чтобы не бояться говорить то, что он думает, и делать то, что он хочет в данный момент» [43].
К.Ю. Белая и В.Н. Зимонина под безопасностью понимают условия, в которых находится человек, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к действиям, считающимся негативными [7]. По мнению Л.Л. По Тимофеевой, культура безопасности – это комплексное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки в соответствии с правилами безопасного поведения, позволяющие распознавать, прогнозировать опасные ситуации, понимать пути их устранения и брать на себя ответственность. за его жизнь и жизнь. другие люди [47].
Л.Л. Тимофеева считает, что основной целью работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них основ культуры безопасности, что будет способствовать всестороннему развитию различных форм личностной активности детей; их самостоятельность, творчество во всех формах детской деятельности. Приобретенные знания формируют умение самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, в чрезвычайных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы личной безопасности [48].
Согласно Ананьеву, безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования индивидуума и не причиняющее вреда другим людям [3]. По мнению С.Л. Рубинштейна, поведение есть особая форма действия. Оно превращается в поведение, когда побуждение к действию переходит с субъективного уровня на уровень
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авдеева Н.Н. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [Текст] / Н.Н. Авдеев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Академия, 2007. – 107 с.
2.Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.Н. Авдеев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 144 с.
3.Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В.А. Ананьев. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. – 220 с.
4.Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности [Текст] / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. – М.: Знание, 2016. – 120 с.
5.Андреева Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та: науч. журн. – 2010. – № 4. – С. 112-116.
6.Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – С. 13-20.
7.Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Знание, 2015. – 124 с.
8.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
– 64 с.
9.Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с.
10.Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 2. – С. 25-32.
11.Боровлева А. Пожарная безопасность [Текст] / А. Боровлева // Дошкольное воспитание. – 2007. –№4. – С. 114-119.
12.Васильева Н. Островок безопасности [Текст] / Н. Васильева // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 4. – С. 117-121.
13.Голик М. Влияние сказок и мультфильмов на формирование системы ценностей у старших дошкольников [Текст] / М. Голик // Гендерные отношения в современном российском обществе. – СПб, 2002. – С. 264-268.
14.Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников [Текст] / Н.С. Голицына. – М., 2010. – 65 с.
15.Горина Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина, А.А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010 – Т.12, №5. – С. 35-39.
16.Григорович Л.А. Опасные ситуации в жизни детей [Текст] / Л.А. Григорович // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 7. – С. 15–20.
17.Григорьева Н. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 35-45.
18.Григорьева О.Н. Проект «Учимся безопасности» [Текст] / О.Н. Григорьева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 38-47.
19.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Маейр. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
20.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 9-15.
21.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. – Вологда: ВОУНБ, 2012. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/index.htm
22.Дегтяренко О. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений [Текст] / Е. Радина, Т. Рыцлина// Дошкольное воспитание. – 1932. – №5. – С. 18-33.
23.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : Детсво-пресс, 2014. – 280 с.
24.Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 63-68.
25.Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
26.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.
27.Иванова Л.В. Безопасность малыша [Текст] / Л.В. Иванова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – (Советы Доброго Доктора).
28.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
29.Каюрова А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС [Текст] / О.В. Скокова, Т.С. Шеховцова // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 384-386.
30.Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка [Текст] / Н. Ковальковская // В помощь просвещенцу. – 1923. – № З. – C.29-30.
31.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет. [Текст] / Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168с.
32.Котик М.А. Психология и безопасность [Текст] / М.А. Котик. – Таллин: Валгус, 2010. – 122 с.
33.Краснопольский Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Э. Краснопольского // Вестник просвещения. – 1925. – №10. – С.31-38.
34.О Безопасности. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2010. 29 декабря. Режим доступа: https://rg.ru/2010/12/29/bezopasnost- dok.html (дата обращения: 22.04.2023).
35.Об Образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Текст] // СЗ РФ. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.
36.Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 4-17.
37.Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Просвещение, 2009. – 582 с.
38.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Академия, 1997. – 944 с.
39.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 327 с.
40.Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 8. – С. 52-84.
41.Радзиевская Л.И. Ты один дома: Для дошк. и мл. шк. возраста [Текст] / Л.И. Радзиевская. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 16 с.
42.Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / О.Н. Русак. – СПб.: Питер, 2009 – 115 с.
43.Современный словарь по психологии [Текст] / Сост. Н.И. Болотников. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 670 с.
44.Статмэн П. Безопасность вашего ребенка [Текст] / П. Статмэн. – СПб.: Респекс, 2004. – 384 с.
45.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Знание, 1978. – 96 с.
46.Тимофеева Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2014. – №9. – С. 8-13.
47.Тимофеева Л.Л. Проблема обеспечения психологической безопасности дошкольников [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Проблемы социализации растущего человека в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф. (Белгород, 25-26 сентября 2013 г.). – Белгород, 2013. – С. 105-110.
48.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа [Текст] / Л.Л. Тимофеева. – СПб.: Детство- пресс, 2015. – 160 с.
49.Усачев А. Школа безопасности [Текст] / А. Усачев, А, Березин. – М.: Знание, 2016. – 140 с.
50.Ушинский К.Д. Страх и смелость [Текст] / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1989. – 584 с.
51.Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – С. 126-135.
52.Шакурова Г. Один дома [Текст] / Г. Шакурова, Н. Мельникова, Л. Захарова // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 44-52.