Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Вопросы помощи детям с нарушениями речи приобретает в последние года особую актуальность. В последние времена отмечается значительный прирост младших школьников, которые страдают от нарушения речи.
Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации, среди детей, которые поступают в первый класс, более 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и только 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада.
В педагогических науках, так же как и в другой области науки, перестраивается практика, а также методы работы, в большинстве случаев широкое распространение отдается различным играм. Игра считалась одним из важным средств в воспитании и обучении детей, еще задолго до того, как стала активно рассматриваться наукой. Играм отводится особое место, так как считается более созвучной природе ребенка. Для ребенка игра – моделирование взаимоотношений взрослого мира, выработка схемы взаимоотношения со сверстниками. Дети с увлечением сами выдумывают игры, благодаря которым самые обычные, бытовые вещи могут перенестись в особый приключенческий мир.
Для обучающихся начальных классов игры осуществляют исключительное значение: игра считается и источником знаний, и объектом трудовой деятельности, и учеба, и серьезной формой воспитания.
Дидактическую игру рассматривают таккие педагоги и исследователи, как: А.П.Усова, Е.И.Радина, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславская, Е.Ф.Иваницкая, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцова, В.Н.Аванесова, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгер. В их исследованиях утверждается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основная форма, а также методика по руководствами дидактическими играми.
Проблема исследования: выявить каким образом дидактические игры влияют на развитие памяти у детей с нарушениями в речи во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс развития памяти у учащихся с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: дидактическая игры как средство развития памяти у детей с речевыми нарушениями младшего школьного возраста.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и методического материала составить сборник дидактических игр на развитие памяти у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по психологии и педагогике затрагивающую данную проблему: рассмотреть сущность понятия памяти, возрастные особенности проявления речевого нарушения у обучающихся начальных классов.
2. Составить сборник с дидактическими играми, которые направленны на развитие памяти у младших школьников.
3. Разработать соответствующие рекомендации по использованию данного сборника.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями во внеурочной деятельности
1.1. Характеристика памяти и её видов
Память содержит в себе загадочные и таинственные свойства. Об этом утверждает многочисленный факт связанный с невероятной памятью некоторых людей. Память неотъемлемая часть повседневной жизни человека, но, несмотря на ее кажущуюся понятность, в психологии существует много неизведанного – в механизме и особенности проявления.
В основу подхода была заложена концепция Л.С. Выготского – формирование высшей психической функции, как основной процесс в освоении ребенком культурного опыта человечества.
Мнения Л.С. Выготского поддерживались многими отечественными психологами: А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, Л.В. Занковым, П.И. Зинченко, A. Лурии. Результат в их исследованиях позволяют раскрыть структуру памяти и ее процесс как сложной активной деятельности, которая опирается на прием по организации усваиваемого материала [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических и гуманитарных вузов./В.П. Глухов, - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007.
3. Сухинина С.В. «Ребёнок в игре». – М.: Новая школа, - 2004.
4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Академия., 2005.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Захаров, И.А. как предупредить отклонения в развитии ребенка/ И.А. Захаров. – М.: Издательство «Просвещение», 2002. – 270с.
7. Психолого – педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 320с.
8. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/ И.П. Подласый. – М.: Издательский дом «Академия», 2002. – 228с.
9. Шевченко, С.Г. Концептуальные основы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей/С.Г.Шевченко. – М.: Издательство «Педагогика», 2001. -370с.
10. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
11. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
12. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
13. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер, Т.А. Власова. – М.: Просвещение, 1973.
14. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова. – СПб., 2004.
15. Ульенкова, У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / У.В. Ульенкова. – СПб., 2004.
16. Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л.М. Шипицина. – СПб.: РЕЧЬ, 2008. – 48 с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.
18. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Назарова. М., 2002г.
19. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
20. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр "Академия", 2005. — 464 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)