Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Правовое государство - явление многомерное и развивающееся. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые характеристики и наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Общий принцип правового государства заключается в том, что оно связано законом [2, c. 201].
Правовое государство - это форма организации и деятельности такой государственной власти, которая основывается на нормах права по отношению к индивидам и их различным объединениям. При этом право играет преимущественную роль только в том случае, если оно служит мерилом свободы всех и каждого, если действующее право действительно служит интересам народа и государства, а его реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство не свидетельствует о том, что в обществе сохраняется верховенство права. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, основанные на многоукладной экономике, где различные имущественные хозяйства равноправны и имеют равную правовую защиту.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, причем отдельные производители выступают как собственники продуктов своего личного труда. Правовые принципы государства реализуются только при независимости собственности и наличии свободы, которые экономически гарантируют верховенство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулируемое гражданское общество, объединяющее свободных граждан, которые являются носителями общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов и общественных отношений создаются условия, необходимые для творческой реализации каждого гражданина, обеспечиваются возможности для работы, плюрализм мнений, права и свободы личности [7, c. 198].
Переход от тоталитарных методов управления к правовому государству связан с коренной переориентацией социальной деятельности государства, отказом от примата "нечеловеческого" производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочные социальные основы государства определяют стабильность его правовой базы. Правовое государство - это тоже социальное государство. Нравственные основы правового государства формируются общечеловеческими принципами гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство действительно утверждает высшую нравственную ценность человеческой личности, гарантирует ее решающую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью.
Конкретно это выражается в демократических методах управления, справедливой судебной системе, примате прав и свобод личности по отношению к государству и защите прав меньшинств.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании понятия и сущности правового государства.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы понятия и сущности правового государства.
Целью исследования является анализ понятия и сущности правового государства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю идей правовой государственности;
2.дать понятие и рассмотреть признаки правового государства;
3.проанализировать особенности формирования правового государства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Гавриков В.П., Какимова М., Кожевников В.В., Морозова Л.А., Никодимов И. Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А., Пиголкин А.С., Протасов В.Н., Радько Т.Н., Хропанюк В.Н., Шагиева Р.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем понятия и сущности правового государства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке мер, направленных на совершенствовании сущности правового государства.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1.История идей правовой государственности
Вопрос о построении правового государства всегда интересовал древних, средневековых и современных мыслителей, о нем не переставали думать философы, юристы и историки, независимо от их взглядов, суждений или названия государства.
Смысл идеи верховенства права различался от мыслителя к мыслителю, от политика к политику и от общественного деятеля к общественному деятелю. Но независимо от их взглядов и суждений о верховенстве права, его существование неизменно связывалось с гуманизмом, торжеством закона, законностью и справедливостью. Зачатки теории верховенства права в виде гуманизма, установления и поддержания свободы, верховенства закона и идеи права можно проследить в рассуждениях мыслителей, философов, историков и юристов Древней Греции, Рима и Индии [18, c. 54].
Древнегреческий философ Платон утверждал, что там, где закон не имеет силы и находится под контролем других, неизбежно состояние близкое к разрушению, а там, где закон устанавливается в интересах нескольких людей, не создается никакого государства и возникают лишь внутренние конфликты.
Подобные идеи, заложившие основы теории правового государства, были развиты в работах античного мыслителя Аристотеля. Именно ему, занявшему позицию защитника прав человека и частной собственности и выработавшему взгляд на государство как на продукт естественного развития и высшую форму человеческого общения, принадлежит крылатая фраза "Платон мне друг, но больший друг - истина".
Аристотель, выражая свое отношение к государственной власти, праву и законности, всегда придерживался идеи, что власть должна осуществляться только в соответствии с законом и что не должно быть никакого насильственного подчинения, противоречащего идее закона. Там, где нет "власти закона", заключал Аристотель, не может быть государственного устройства любой формы. Закон должен быть превыше всего. Идеи древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме тесно перекликаются со взглядами древнеримских политических и социальных мыслителей и философов на человека и его взгляды.
Это особенно ярко проявляется в трудах Цицерона, знаменитого римского оратора и государственного деятеля. Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон понимал, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются по воле или диктату, а принадлежат самой природе [17, c. 165].
Цицерон понимал "истинный закон" как рациональное положение, соответствующее природе, применимое ко всем людям, служащее идеям добра и справедливости и в то же время запрещающее всякое восстание и преступления против этого закона. Основой теории правового государства стал сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому закон должен применяться не только к определенным категориям граждан, но и ко всем.
Также принципом было то, что никакой закон не должен быть принудительным или угрожающим.
В рассуждениях А. Сенеки, одного из древнеримских философов, проявляются гуманистические мотивы и идеи духовной свободы всех людей. По мнению Сенеки, все люди равны между собой. Эта гуманистическая мотивация постепенно трансформировалась в государственно-правовые взгляды или доктрину о том, что в государстве или обществе должны преобладать закон и право, а не зло, насилие и произвол, которая развивалась не только в Древней Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии.
В Китае философы и юристы издавна считали, что в государстве должен царить правопорядок. Они считали, что правители должны быть справедливыми и добиваться порядка в государстве не силой, а спокойным и грамотным руководством. Эти доктрины государства и права легли в основу всего процесса развития последующих гуманистических взглядов и идей, а впоследствии стали основой для теории правового государства.
Большую роль в развитии доктрин государства и права в Средние века сыграл теолог Фома Аквинский, чьи труды были чем-то вроде энциклопедии официальной идеологии церкви. От Аристотеля он почерпнул идею о том, что человек по своей природе является коммуникативным существом и что он не может полностью выразить себя в одиночестве, поэтому ему присуще стремление к объединению и жизни в рамках государства. Это и является причиной образования государства [13, c. 96].
Цель государства - общее счастье и обеспечение условий для достойной и разумной жизни. Суть теории Фомы Аквинского заключается в том, что правитель должен быть добродетельным, то есть править по справедливости. В противном случае Церковь будет указывать на несправедливость правления. Но поскольку у Церкви нет реальной возможности заставить правителя изменить свое мнение, она обращается к народу, который имеет право свергнуть несправедливого правителя путем восстания.
Суть власти - это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля тех, кто находится на вершине человеческой иерархии, управляет низшими слоями. Этот порядок установлен Богом, и по своей сути власть установлена Богом. Поэтому она всегда приносит только то, что является хорошим, добрым и благородным. До тех пор, пока действия правителя отклоняются от воли Бога и противоречат интересам Церкви, до тех пор народ имеет право сопротивляться его действиям. Правитель, который правит вопреки основам Божьего закона и морали и чрезмерно усложняет жизнь народа, выходя за рамки своих возможностей, такой правитель становится тираном.
Фома Аквинский проводил различие между тиранией и монархией и считал монархию лучшей формой правления. Он различал два типа монархии: абсолютную монархию и политическую монархию. По мнению Аквинского, последняя имеет много преимуществ перед первой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная и учебная литература
2. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
3. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
4. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
5. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
6. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
7. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
8. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
9. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
10. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
11. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.
12. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
13. Теория государства и права : учебник / И.Л. Честнов. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 233 с.
14. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
15. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 582 с.
16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. - 324с.
17. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.
18. Юдина, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Юдина ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С.274.