Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, одной из сторон формирования является становление трудовой деятельности в ее наиболее простых видах.
Возникающая трудовая деятельность детей (разные виды труда) используются в целях всестороннего воспитания личности и формирования эмоционально-ценностного отношения детей к труду как социально значимой ценности.
На современном этапе особое значение имеют воспитательные возможности трудовой деятельности детей дошкольного возраста; приобщение к труду маленьких граждан необходимо начинать с раннего детства, которое начинается с самообслуживания, совместной трудовой деятельности со взрослыми, при этом воспитывается уважение к труду взрослых детского сада и семьи. В новых документах в области образования отмечается, что с дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в ДОО, а переход на ФГОС ДО требует инновационных подходов к организации обучения и воспитания, в том числе и изменить отношения взрослых к трудовому воспитанию дошкольников. В связи с этим перед дошкольными организациями стоит задача пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения форм и методов организации образовательного процесса, роли воспитателей и родителей; что нашло отражение в ряде нормативных документов. Сегодня образовательная ситуация России проектирует вариативный процесс развития ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности дошкольников, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение педагогических условий организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- описать особенности развития дошкольников;
- изучить особенности трудового воспитания дошкольников;
- рассмотреть основные формы и организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, условия для реализации поручений;
- изучить роль дежурства и коллективного труда в развитии трудовых навыков дошкольников, инновационный подход приобщения дошкольников к труду в рамках реализации ФГОС ДО.
Объект исследования – дошкольный возраст. Предмет исследования – средства и формы развития трудовых навыков у дошкольников.
Глава 1 Теоретические основы трудового воспитания дошкольников
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и управлять ими, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности личностных структур сознания.
Дошкольное детство - это время рождения личности. Этот возраст характеризуется формированием основных личностных механизмов и структур, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности мышления и поведения, позволяющие ему быть уникальной личностью. По мнению некоторых авторов, начало формирования личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года. Некоторые проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело в том, что личность - это не поддающаяся четкому описанию структура, по отношению к которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном случае.
Вероятно, личность - это форма человеческого существования, которая вначале занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем занимает все больше и больше места и, наконец, становится абсолютно доминирующей.
В то же время развитие личности не представляет собой какого-либо самостоятельного процесса.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, процесс развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и рассматривается в единстве с ним.
Исходя из этого утверждения, основные направления развития психики (методы и механизмы реализации деятельности) взаимодействуют с областями развития личности (направленность, ценностные ориентации, уровень устремлений, самосознание и способы взаимодействия с миром). Общей чертой психики и развития личности является их систематический, интегративный и компенсаторный характер. Источником психического развития является социальный опыт, благодаря которому ребенок получает материал для формирования психических качеств и особенностей личности через посредника (взрослого). Однако развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от социальных условий, но и от внутренней позиции, т.е. определенного отношения, сформированного ребенком к миру людей, к миру вещей и к самому себе. В частности, внутреннее отношение является определяющей характеристикой развивающегося личность, которая позволяет ей выйти за рамки накопленного опыта .
Старший дошкольный возраст отличается открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения.
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью.
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых.
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
В старшем дошкольном возрасте развивается устная речь и ее элементы. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй.
Воспитанники развивают словотворчество, выражают лексику и ее богатство, развивается связность речи. Трансформируется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок.
Основным фактором коммуникации является процесс познания.
Согласно совместной программе академического, социального и эмоционального обучения (CASEL), социальное и эмоциональное развитие (также называемое социально-эмоциональным обучением) состоит из следующих пяти основных компонентов:
1. Самосознание: способность точно распознавать свои эмоции, мысли и их влияние на поведение. Это включает в себя точную оценку своих сильных и слабых сторон и обладание обоснованным чувством уверенности и оптимизма.
2. Самоуправление: способность эффективно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях.
3. Социальная осведомленность: способность принимать точку зрения и сопереживать другим людям из различных слоев общества и культур, понимать социальные и этические нормы поведения, а также признавать семейные, школьные и общественные ресурсы и поддержку.
4. Навыки взаимоотношений: способность устанавливать и поддерживать здоровые и полезные отношения с различными людьми и группами. Это включает в себя активное слушание, сотрудничество, сопротивление неадекватному социальному давлению, конструктивное урегулирование конфликтов, поиск и предложение помощи, когда это необходимо.
5. Ответственное принятие решений: способность делать конструктивный и уважительный выбор в отношении личного поведения и социальных взаимодействий на основе учета этических норм, соображений безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя и других.
В дошкольном возрасте дети учатся ходить по очереди, делиться игрушками и материалами, играть рядом друг с другом, разговаривать со сверстниками, говорить о своих чувствах и чувствах других. Они также начинают самостоятельно следовать учебным и домашним правилам.
Дети учатся социальным навыкам, наблюдая за взаимодействием других людей и общаясь со взрослыми и сверстниками. Выделяются следующие социально-эмоциональные этапы развития ребенка в дошкольном возрасте:
3 года. Копирует поведение взрослых и друзей, проявляет привязанность к друзьям без всяких подсказок, делает свой ход в игре в порядке очереди, проявляет заботу о плачущем друге, одевается и раздевается самостоятельно, понимает идею «мое» и «его» или «ее», показывает широкий спектр эмоций, легко отделяется от членов семьи, может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня.
4 года. Любит делать что-то новое, все более и более творчески подходит к игре понарошку, чаще выбирает играть с другими детьми чем в одиночку, сотрудничает с другими детьми, играет в «маму» или «папу», часто не может сказать, что реально, а что понарошку, говорит о том, что ему нравится и чем он интересуется
5 лет. Хочет порадовать друзей, хочет быть похожим на друзей, возрастает склонность соглашаться с правилами, любит петь, танцевать и играть, осознает свой пол, может сказать, что реально, а что понарошку, показывает больше независимости, иногда он требователен, а иногда склонен к сотрудничеству
Данные возрастные этапы не рассматриваются как жесткие контрольные списки для оценки развития детей, но являются скорее, ориентиром для ожидаемых определенных умений и навыков поведения у дошкольников. Взрослые, в свою очередь, должны быть готовы удовлетворить их меняющиеся потребности, а также понять и определить типичные паттерны роста и развития детей.
Некоторые дети могут иметь заболевания, влияющие на их социально-эмоциональное развитие, включая задержку развития, расстройства аутистического спектра, неврологические и перцептивные расстройства, речевые нарушения. Для детей с нарушениями в развитии должен быть составлен индивидуальный образовательный маршрут, который поможет им достичь своих целей социального развития. Очень часто эти дети нуждаются в изменениях или адаптации учебного плана, обстановки в образовательной организации и ежедневного распорядка дня.
Дети учатся социально-эмоциональным навыкам в контексте своих взаимоотношений, за кем-то наблюдая, кому-то подражая, так или иначе реагируя на социальное поведение других. Дети также учатся на том, как другие реагируют на их эмоции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые документы
1) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 14.04.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 14.04.2023)
Статьи, учебники, монографии
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Буре Р.С. Дошкольник и труд. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 134 с.
3) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
4) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002.
5) Киндякова А.И. Система поручений как фактор развития ответственности у мальчиков в среднем дошкольном возрасте// Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 07 дек. 2018 г. / Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. В.Г. Барабаш. – Шадринск : ШГПУ, 2019. С. 109-111
6) Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. М.: Академия, 2017. 144 с.
7) Костенко Я. С., Панина Л. Ю. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурств//ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРАКТИКИ. Материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума. Под редакцией М.В. Шакуровой. 2019. С. 216-218
8) Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 160 с.
9) Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 77 с.
10) Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст] : учеб. пособие / К. Муздыбаев. – СПб. : Питер, 2004. – 348 с.
11) Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002. – 456 с.
12) Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] : учеб. Пособие / В. Г. Нечаева. – М. : Просвещение, 2015. – 230 с.
13) Нисканен Л. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. No 4. С. 11-18.
14) Паламарчук О. В. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности// Вестник СНО ДОННУ. Вып. 14. Том 2: Социально-гуманитарные науки (Педагогические науки), часть 3. – 2022. С. 209-210
15) Пантелеева Н. Г. Проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе//СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных трудов. Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии, Кафедра дошкольного образования. Москва, 2022. С. 111-121
16) Положевец Е.В. Трудовые действия как комплекс качеств, формирующих умение трудиться//ВЕСТНИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2020. № 15. С. 65-67
17) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
18) Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избранные произведения в пяти томах, - Т. 3. - Киев: «Радянська школа», 1979-1980. - С. 301-627.
19) Титова Т. А., Фролова Е. В., Крот Н. С. Значение брака и семьи в традиционной культуре русского народа//ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. 2019. № 2. С. 40-42
20) Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. С. 8-26
21) Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 6. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. 528 с.
22) Швец Н. С. Инновационный подход приобщения дошкольников к труду в рамках реализации ФГОС ДО// Электронный научный журнал «Севастопольский педагогический вестник» (No 4, 2020): Сб. материалов научно-практической конференции «Меньковские чтения» 20 апреля 2020 года: сборник материалов/ Под редакцией С.Л. Данильченко, И.И. Козубенко. Севастополь: ГАОУ ПО ИРО, 2020. С. 71-73