Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы использования информационных технологий в ДОУ обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в РФ», введением Федеральных государственных стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.).
Информационные технологии сегодня используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из потребностей сферы дошкольного образования методического обеспечения по использованию информационных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
Вопрос об использовании информационных технологий в образовании в последние десятилетия широко обсуждается в педагогической науке. Большой вклад в понимание сущности информационных технологий и их роли в образовательном процессе внесли российские и зарубежные ученые, такие как О.И. Агапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, О.А. Кривошеев, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович, Г. Клейман, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Проблемой использования информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста занимались А.А. Столяр, А.В. Горячев, Н.В. Ключ, Е.В. Иванова, Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонова, С.Л. Новоселова, О.Ю. Тараненко, Т.П. Хризман и др.).
Анализ литературы показывает, что проблема использования информационных технологий в работе ДОУ актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в систему образования. При этом следует отметить, проблема внедрения информационных технологий в работу с детьми дошкольного возраста в настоящее время активно разрабатывается, ведется поиск педагогических условий использования информационных технологий в дошкольном образовании.
На данный момент существует ряд противоречий и проблем. С одной стороны, заметен интерес педагогов в применении информационных технологий; сделаны попытки научного обоснования возможностей их внедрения на дошкольной ступени образования. С другой – отсутствие материальных средств не позволяет дошкольным учреждениям оборудовать компьютерные кабинеты в соответствии с нормативными требованиями, создать полный и разнообразный фонд электронных материалов.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между возрастающей потребностью общества в использования информационных технологий в образовательном процессе ДОУ и недостаточной разработанностью теоретического и методического аспекта данного вопроса. Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему исследования: «Роль информационных технологий в образовательном процессе ДОУ».
Цель исследования – разработать рекомендации по применению информационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: информационные технологии в образовании.
Предмет исследования: особенности применения информационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность информационных технологий.
2. Определить возможности использования информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста и родителями в ДОУ.
3. Проанализировать состояние работы по применению информационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
4. Составить рекомендации по использованию информационных технологий в работе педагога дошкольного образования.
Практическая значимость: разработанные рекомендации могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми и родителями.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 9», г. Комсомольск-на-Амуре.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 32 источников, приложения.
Глава 1 Теоретические основы исследования роли информационных технологий в образовательном процессе ДОУ
1.1 Сущность информационных технологий
В современной педагогике актуальной является проблема информатизации образования. Различные аспекты данной проблемы рассматривают С.М. Авдеева, Е.В. Вовк, Л.В. Гаспарян, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Евстигнеева, И.Г. Захарова, О.Л. Зверева, О.А. Котлярова, П.А. Лобанова, Е.Ю. Никитина, И.В. Роберт и другие. В данных исследованиях присутствуют различные подходы к определению информационных технологий (компьютерных, информационно-коммуникативных технологий).
И.В. Роберт считает, что информационные технологии в современном образовании реализуются через применение компьютера и технических средств обучения. Информационные и компьютерные технологии, по мнению И.В. Роберт, понятия идентичные [27]. С данной точкой зрения не согласны некоторые исследователи, в частности К. Колин считает, что информационные технологии – это более широкое понятие, которое включает в себя компьютерные технологии как одну из элементов информатизации [18].
И.Г. Захарова отмечает, что информационные технологии – это вид технологий, в основе которых лежит процесс сбора, обработки и передачи определенных данных для получения информации о состоянии объекта или явления окружающей действительности. Информационные технологии можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле информационные технологии включают в себя все возможные виды деятельности, связанные с информацией. В узком смысле это технологии, которые направлены на решение конкретных задач, в частности, в решении задач в сфере образования [10].
И.В. Роберт считает, что информация – это определенные сведения, которые уменьшают или полностью снимают существовавшую до их получения неопределенность (энтропию). Технология понимается как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. Соответственно, информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах сбора, обработки и передачи определенных сведений – информации [27].
В определении ЮНЕСКО информационные технологии рассматриваются как:
1) комплекс научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;
2) вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [11].
Н.А. Евстигнеева отмечает, что информационные технологии включают в себя методы и программно-технические средства, которые позволяют осуществлять следующие операции:
– сбор информации;
– обработка информации;
– хранение информации;
– распространение информации;
– отображение информации [9].
А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева отмечают, что ИКТ включают не только информационные, но и коммуникационные технологии. Это означает, что ИКТ используется не только сбор и обработка информации, но и ее использование в целях взаимодействия и коммуникации [5].
По мнению О.А. Касеевой, информационно-коммуникационные технологии – это технологии, связанные с телекоммуникацией и направленные на интеграцию субъектов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации. На информационно-коммуникационных технологиях основано дистанционное образование [17].
Информационно-коммуникационные технологии используются в различных отраслях и сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Чаще всего в образовании используются отдельные программные продукты – Ms Word, Excel, PowrPoint и другие, не относящиеся к разряду специальных, но доступных для педагогических целей. Н.Н. Иванова, О.А. Антонюк отмечают, что при умелом использовании данных программ можно улучшить качество образовательного процесса [14].
Текстовый редактор Ms Word широко используется в работе педагога дошкольного образования. Он дает возможность для оформления различных докладов, конспектов, сценариев мероприятий для родителей, карточек с заданиями и педагогическими ситуациями. Текстовые документы требуют умений педагога по правильному составлению, оформлению и редактированию. Также требуются навыки работы с источниками информации, их анализом, обработкой и представлением в графическом виде.
В настоящее время используется электронная форма документации. Это электронные журналы, электронные документы, электронные газеты. Педагог должен владеть умениями и навыками оформления данных документов, сочетания различных видов данных – текста, изображений, расчетов, схем, таблиц, графиков. Электронные документы можно передавать посредством ИКТ, обмениваться с коллегами, родителями, вносить в них коррективы и изменения.
Табличный редактор Ms Excel также находит широкое применение в работе педагога. Он дает возможность для систематизации и группировки большого количества данных, представления их в табличной форме. Данная программа дает возможность выполнять различные расчеты, строить графики и диаграммы. Электронные таблицы формируют у педагога умения систематизировать данные, обобщать их и использовать в своей профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Авдеева, С. М. ИКТ-технологии как средство привлечения родителей к актуальным проблемам воспитания детей / С. М. Авдеева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 7 (132). – С. 16–17.
2. Баландина, М. А. Персональный сайт учителя как средство сетевого взаимодействия педагога с учащимися, родителями и коллегами / М. А. Баландина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 3 (5). – С. 155–156.
3. Батенова, Ю. В. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса / Ю. В. Батенова, В. И. Долгова, И. Е. Емельянова, И. Ю. Иванова, Л. К. Пикулева, О. Г. Филиппова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 34–46.
4. Белоножко, В. В. ИКТ-инновации в работе с родителями в дошкольной образовательной организации / В. В. Белоножко // Педагогическое искусство. – 2018. – № 2. – С. 143–148.
5. Ганичева, А. Н. Цифровое взаимодействие с семьей как ответ на вызовы современности / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2021. – № 5. – С. 36–42.
6. Гаспарян, Л. В. Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями / Л. В. Гаспарян // Интернаука. – 2020. – № 39 (168). – С. 11–12.
7. Дмитриев, Ю. А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Ю. А. Дмитриев, Т. В. Калинина, Т. В. Кротова. – М. : МПГУ, 2016. – 186 с.
8. Добикова, Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий / Т. И. Добикова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 5 (6). – С. 14–19.
9. Евстигнеева, Н. А. Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе / Н. А. Евстигнеева // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2014. – № 22. – С. 316–323.
10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 360 с.
11. Зверева, О. Л. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : достоинства и недостатки / О. Л. Зверева // Мир университетской науки : культура, образование. – 2020. – № 5. – С. 17–22.
12. Зверева, О. Л. Опыт использования ИКТ во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников / О. Л. Зверева, В. С. Маракшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. – № 10. – С. 24–28.
13. Иванова, Л. А. Персональный WEB-сайт педагога дошкольного учреждения как ресурс профессионального развития и форма взаимодействия с родителями / Л. А. Иванова // Детский сад : теория и практика. – 2011. – № 11. – С. 82–90.
14. Иванова, Н. Н. Совершенствование ИКТ-компетентности в деятельности ДОУ в современных условиях в работе с родителями / Н. Н. Иванова, О. А. Антонюк // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – № 3. – С. 918–924.
15. Калинова, О. А. Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей / О. А. Калинова // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2 (149.2). – С. 82–84.
16. Караулова, Е. В. Педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий и дистанционных форм работы в деятельности учителя-логопеда / Е. В. Каракулова, М. А. Марейченко // Специальное образование. – 2021. – № 4 (64). – С. 170–182.
17. Касеева, О. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / О. А. Касеева // Символ науки : международный научный журнал. – 2016. – № 12-2 (24). – С. 181–183.
18. Колин, К. Информатизация образования : новые приоритеты / К. Колин // Alma Mater. – 2012. – № 2. – С. 16.
19. Комарова, И. И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / И. И. Комарова, А. В. Туликов. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 183 с.
20. Котлярова, О. А. Специфика использования современных сервисов и платформ при организации учебного процесса в дистанционном формате / О. А. Котлярова, Ю. В. Шумская // Современный ученый. – 2020. – № 5. – С. 73–79.
21. Кочеткова, В. В. Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников / В. В. Кочеткова, М. А. Сарычева, Е. Н. Лукашина // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 4 (7). – С. 118–119.
22. Кувшинова, Е. Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) / Е. Е. Кувшинова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 4. – С. 8–15.
23. Кушкарева, Е. Г. Персональный сайт педагога как средство сетевого взаимодействия участников образовательного процесса / Е. Г. Кушкарева // Образовательные инновации: опыт и перспективы / под ред. Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. – Саратов, 2018. – С. 133–136.
24. Лобанова, П. А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / П. А. Лобанова, С. Ф. Багаутдинова // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023396
25. Мамаева, Э. Г. Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями / Э. Г. Мамаева, Г. М. Льдокова // Студенческий форум. – 2020. – № 19-1 (112). – С. 69–71.
26. Никитина, Е. Ю. Педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Никитина, Д. П. Кушнерова. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 106 с.
27. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. – М. : Школа-Пресс, 2011. – 205 с.
28. Снаткина, Н. Ю. Информационная поддержка родителей посредством ИКТ / Н. Ю. Снаткина // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 365–367.
29. Совершенствование образовательной деятельности в ДОУ на основе требований ФГОС ДО : методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
30. Сорокина, О. С. Информационно-коммуникативные технологии как условие повышения педагогической культуры родителей / О. С. Сорокина // Наука среди нас. – 2018. – № 1 (5). – С. 178–182.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 21 января 2019 года). – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887
32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями на 16 апреля 2022 года). – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617