Фрагмент для ознакомления
2
Ряд специалистов, таких как М.М. Безруков, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Е.В. Мазанова и И.Н. Садовникова, работают над коррекционными мерами при дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Все авторы указывают на необходимость целенаправленной работы над общей моторикой, артикуляционной моторикой, мелкой моторикой пальцев рук, а также пальчиковой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.
Следует отметить, что в методике Л.Н.Ефименковой логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста, имеющими речевые и языковые трудности, строится на следующих принципах.
1 Принципа системности (развитие функций фонематической системы осуществляется параллельно с развитием лексико-грамматической стороны речи, связной речи)
2 Принципа поэтапности (логопедическая работа проводится в 2 этапа: на первом году обучения и на втором году обучения)
3 Принципа дифференцированного подхода (методический материал предложено использовать с учётом речевых нарушений)
4 Введение в систему работы заданий по развитию неречевых процессов (мышления, зрительного и слухового внимания и памяти) [15]
Однако при разработке операций анализа и синтеза фонем Л.Н. Ефименкова не учитывала сложность используемого речевого материала (частоту употребления слов, слоговую структуру слов).
Коррекция навыков письма по ЕВ Мазановой включает 4 этапа:
1 Организационный этап (включает первичную диагностику, заполнение речевых карт и планов)
2 Подготовительный этап (работа над зрительным и слуховым восприятием, становлением зрительного и слухового анализа и синтеза, формированием мнезиса)
3 Основной этап (предназначен для укрепления связи между произношением и отражением в символах, автоматизации смешения и взаимозаменяемости букв, а также для различения смешения и взаимозаменяемости букв).
4 Итоговый этап (закрепление усвоенных умений и навыков)
Методика И.Н. Садовниковой раскрывает проблему нарушений письменной речи в теоретическом и практическом плане. Автор знакомит читателя с причинами возникновения этих препятствий у учащихся и предлагает оригинальную рабочую систему преодоления нарушений письменной речи с учетом современных требований к содержанию школьного образования [16].
В первом разделе освещаются предпосылки формирования письма и чтения в норме и механизмы нарушений, приводящих к стойким специфическим ошибкам в письменной речи; раскрываемая типология таких ошибок иллюстрируется примерами из ученических работ Представлена оригинальная система выявления и учета логопедом специфических ошибок письма Описаны критерии отграничения дисграфии от незрелости навыков письма, характерной для этапа овладения грамотой
Во втором разделе раскрывается система коррекционного обучения по преодолению нарушений письма по четырем основным направлениям Каждая глава предваряется необходимым методическим комментарием, определяющим задачи и способы организации предлагаемых видов работы Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, но при этом они соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе
Логопедические занятия по преодолению нарушения письма у младших школьников с аскультической дисграфией проводятся 2-3 раза в неделю Занятия могут быть как фронтального, так и индивидуального характера Продолжительность группового логопедического занятия с каждой группой – 40 минут; с группой с меньшей наполняемостью (подгруппой) – 40 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком – 15- 20 минут Структура логопедического занятия с младшими школьниками зависит от целей и коррекционных задач, поставленных логопедом, а также от выбранной формы занятия.
Логопедические занятия для преодоления акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста проводится два-три раза в неделю. Эти занятия включают как индивидуальные, так и фронтальные занятия. Логопедические занятия с группой детей младшего школьного возраста длятся 40 минут, а индивидуальные 15-20 минут на одного ребенка.
Логопедические занятия начинаются с организации моментов перед выполнения детьми заданий, затем следуют этапы развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, артикуляционной моторики и фонологического слуха.
Основная часть логопедического занятия должна включать задания, направленные на коррекцию нарушений письма. Как правило, эти задания основаны по программном материале учебника по русскому языку. Занятие обязательно должно содержать физкультминутку, которая помогает сохранить умственную активность школьников. Такие паузы помогают ребенку расслабиться и отвлечься от напряжений, которые дети испытывают во время занятий [16].
Заключительным этапом любой формы логопедического занятия является подведение итогов, на котором учащиеся обобщают то, чему они научились на уроке. Все занятие заканчивается рефлексией занятия, включая самоанализ и оценку учащихся
При определении содержания логопедических занятий и подборе речевого и практического материала необходимо стремиться к тому, чтобы занятия были не только интересными, но и максимально продуктивными и приводили к высокому уровню речевой активности детей. Необходимо поддерживать интерес детей в течение определенного периода времени путем использования развлекательных форматов занятий, игровых техник, чередования видов деятельности и систем поощрения [16].
Выводы по первой главе
Письменная речь - это сложный процесс. Для его развития важно, чтобы устная речь ребенка была в норме. В противном случае это оказывает отрицательное воздействие на освоение письмнной речи. Поскольку письменная речь формируется на начальном уровне, важно, чтобы дети владели грамотной устной речью, что поможет им приобрести навыки письменной речи.
Дисграфия – это нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Большинство детей с дисграфией отличаются от своих сверстников состоянием нервнопсихического здоровья.
У детей с проявлением акустической дисграфией наблюдаются ошибки на уровне букв и слогов, ошибки на уровне слов и ошибки на уровне предложений. Ошибки на уровне букв и слогов были связаны с трудностями зрительного анализа, трудностями анализа звуков и оптическими ошибками. Ошибки на уровне букв были связаны с трудностями в анализе и синтезе звуков, с трудностями в слоговой структуре слов и с недостаточным словарным запасом. Ошибки на уровне предложений связаны с аграмматизмом, бедностью синтаксической структуры.
В зависимости от несформированности определённых процессов письма дисграфия делит на: аграмматическую, оптическую, акустическая дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
По проведенному анализу методики по коррекционной работе по преодолению нарушения письма у детей младшего школьного возраста с акустической дисграфией И.Н. Садовниковой и выяснили, что все методика сводятся к уточнению артикуляции звуков, развитию фонематических процессов, формированию грамотной письменной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова АА Логопедия Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна - М: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016 - 765 c
2. Ахутина, Т В Диагностика речевых нарушений школьников: практ пособие / Т В Ахутина, Т А Фотекова — 3-е изд, испр и доп — М: Издательство Юрайт, 2019 — 157 с
3. Бахтиярова Ш. ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ // Экономика и социум. 2021. №11-1 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disgrafiya-profilaktika-i-korrektsiya-2 (дата обращения: 12.04.2023).
4. Величенкова ОА Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников (+ CD-ROM) / ОА Величенкова - М: Национальный книжный центр, 2015 - 124 c Воропаева Ирина Николаевна Дисграфия - профилактика и коррекция // Проблемы педагогики. 2019. №5 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disgrafiya-profilaktika-i-korrektsiya (дата обращения: 03.04.2023)
5. Гафарова З.Н. Современные направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников // Форум молодых ученых. 2017. №10 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-logopedicheskoy-raboty-po-korrektsii-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.03.2023).
6. Горошко, Е В Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованя и основной образовательной программы дошкольного образования / Е В Горошко // Вестник науки и образования – №4(40) – Т1 - 2018 – С 86- 89
7. Даньшина НГ Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина НГ - М: АРКТИ, 2018 - 358 c
8. Елецкая, ОВ Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи – С- П: Речь, 2006 – 176 с
9. Елецкая О В, Логинова Е А Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия - 2005 - №1(12) – 42 с
10. Ефименкова, ЛН Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / ЛН Ефименькова М: Гуманит изд ВЛАДОС,URL :https: //cyberleninka.ru/ article/n/ nasuschnye-voprosy logopedicheskoy-pomoschi-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 17.04.2023).
11. Иванова А.Ю. Предупреждение и профилактика дисграфии как специфического нарушения письма // Форум молодых ученых. 2021. №5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-i-profilaktika-disgrafii-kak-spetsificheskogo-narusheniya-pisma (дата обращения: 09.04.2023).
12. Иншакова Ольга Борисовна Современные представления об этиологических механизмах дисграфии // Специальное образование. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-ob-etiologicheskih-mehanizmah-disgrafii (дата обращения: 12.04.2023).
13. Иншакова Ольга Борисовна, Белякова Лидия Ивановна Значение психосоматического фактора в динамике дисграфии // Специальное образование. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-psihosomaticheskogo-faktora-v-dinamike-disgrafii (дата обращения: 25.03.2023).
14. Карпенко НП Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис канд психол наук (190007) - М, 2000 22 с https://search.rsl.ru/ru/record/01009451274
15. Лалаева РИ Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / РИ Лалаева, ЛВ Венедиктова - М: Союз, 2017 - 224 c
16. Лалаева РИ Нарушения письменной речи, дислексия и дисграфия: методич наследие в 5 кн кн4 / РИ Лалаева М: Владос, 2007 304 с https://www.labirint.ru/books/41068/
17. Мелюханова Е.Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. 2017. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.04.2023).
18. Мисаренко ГГ Технологии коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед, 2004, №4 с13 - 25
19. Парамонова, ЛГ Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / ЛГ Парамонова СПб: изд центр ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 128 с https://infourok.ru/uchebnik-paramonova-kniga-disgrafiya-5005957.html
20. Поварова, И А Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников: учеб пособие для академического бакалавриата / И А Поварова, В А Гончарова — 2-е изд — М: Издательство Юрайт, 2019 — 139 с
21. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. – М., 2003. – 296 с. https://pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml
22. Хватцев, МЕ Логопедия: книга / МЕ Хватцев М: Владос, 2009 272 https://search.rsl.ru/ru/record/01004417055
23. Хоршева Н. А. Предупреждение нарушений письменной речи в ходе специальных логопсихологических занятий с дошкольниками // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-narusheniy-pismennoy-rechi-v-hode-spetsialnyh-logopsihologicheskih-zanyatiy-s-doshkolnikami (дата обращения: 11.03.2023).
24. Шаходат Бахтиярова Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией // Scientific progress. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-fonematicheskogo-sluha-u-mladshih-shkolnikov-s-akusticheskoy-disgrafiey-1 (дата обращения: 14.04.2023
25. Яковлева Наталья Николаевна Развитие фонематических компонентов речи у обучающихся с дисграфией // Специальное образование. 2021. №2 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fonematicheskih-komponentov-rechi-u-obuchayuschihsya-s-disgrafiey (дата обращения: 17.03.2023).
26. Яструбинская, ЕА Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / ЕА Яструбинская // Логопедия 2004 - №2 (4) С 60-70