Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде гражданская идентичность школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку гражданственность можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания гражданской идентичности, поскольку школьник стремится подражать взрослым. Школьникам присуща подражательность, внушаемость и эмоциональная отзывчивость. Именно школьный возраст открывает большие возможности для воспитания гражданина в самом широком спектре, в том числе и гражданского воспитания. Для этого существуют различные способы и методы, в том числе и виртуальные экскурсии. Методологические основы развития и воспитания гражданской идентичности личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемы нравственного и гражданского воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Большое значение для формирования гражданской идентичности школьника имеют все те формы и методы, которые используют педагоги в воспитательном процессе старших школьников.
В современной образовательной среде урочная и внеурочная деятельность регламентируется требованиям ФГОС соответствующей ступени. Старшие школьники имеют достаточно насыщенный график образовательной деятельности. Педагог не всегда имеет возможность посещать с ними экскурсии, музеи, или выставки. На помощь в этом случае приходят виртуальные экскурсии, которые в условиях цифровизации имеют практически безграничные возможности.
Цель работы: теоретически обосновать становление гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
Объект исследования: процесс становления гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
Предмет исследования: гражданская идентичность старших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия гражданская идентичность.
2. Рассмотреть виртуальную экскурсию как способ формирования гражданской идентичности у старших школьников.
3. Описать организационно – педагогические условия становления гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
4. Предложить методические рекомендации по становлению гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, обобщение опыта, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 14.04.2023).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
4. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
5. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического и гражданского воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 1998. – No6. – С. 15-17.
6. Буторина, Т.С. Становление гражданской идентичности средствами образования и воспитания [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
7. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
10. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17 - 20.
11. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
12. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
13. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2008.-354с.
15. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. -180с.
16. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
17. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
18. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
19. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова . - Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.- 228 с.
20. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 14.04.2023).
21. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63с.
22. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.
23. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18.
24. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 14.04.2023).
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018 . –230 с.