Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Российская действительность сегодня включает в себя множество социальных проблем, требующих внимания и тщательного изучения, профилактики. К таковым проблемам следует причислить возросшую детскую преступность, наркоманию, последствия принятия закона о домашнем насилии, табуированность темы сексуального воспитания. Данные темы для обсуждения и анализа напрямую или косвенно касаются детей и семей, в которых они воспитываются.
Семья, как общепринято, является неотъемлемой «ячейкой общества», значение существования которой как явления, нельзя недооценивать. От кровнородственных связей внутри племён до современных различных её вариаций – совокупность людей, объединённых общим бытом, родственной или/и брачной связью, общей историей, обладающих правами и обязанностями, с точки зрения закона – такой микро коллектив претерпевал множество изменений. Поскольку вся история с самого начала любого цивилизованного общества начиналась с появления собственности, к которой причислялась и семья как показатель достатка и залога выживания, то этот вид микросоциума уже тогда подчинялся «законам». Право кровной мести раскрывало взаимоотношения между семьями и обществом, формируя правила допустимого и запретного, включая санкции за нарушение. Сейчас существует семейный кодекс. Что общего между далёкими друг от друга по формулировке и семантическому наполнению сводами правил? Они касаются взаимоотношений участников микросоциума. Данный социальный институт обладает множеством функций, одна из которых – продолжение рода, что делает невозможным комфортное существование человечества в будущем, без такого формирования. Семья, являясь общечеловеческой ценностью, является, в случае психологической, педагогической, эмоциональной зрелости её участников – развивающей, безопасной средой для физического выживания и морального роста, развития личности, в общем, и личности ребёнка, в частности.
Особенности детско-родительских отношений, в рамках работ, раскрывали зарубежные учёные: З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулди, Э. Эриксон. Свой вклад также внесли отечественные авторы: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин [8].
Зарождение и развитие «Я» - концепции, усвоение общечеловеческих норм морали и нравственности, усвоение культурных и исторических особенностей, воспитание личностных качеств – всё это возможно в семье, в которой ребёнок любим, желанен, родители физически, эмоционально и морально, финансово готовы к воспитанию нового поколения. В противном случае – это усвоение и дальнейшая репрезентация девиантных форм поведения ребёнком, развитие травм и комплексов, не способствующих становлению здоровой и полноценной личности, унижения внутри семьи и, при худшем сценарии, осознание собственной ненужности с дальнейшим неблагоприятным исходом. Последствия таких внутрисемейных отношений, в том числе, не исчезают из лент новостей, в частности, новости о стрелках в школах и растущем числе суицидов, в преддверии и после сдачи государственных экзаменов.
Итак, влияние родителей на детей велико. И в подростковом возрасте поддержка и психокоррекционная, консультативная работа важна для всех участников данного социального института. При её своевременном оказании, родители способны эффективно коммуницировать с подростком, для которого чаще всего значимыми взрослыми больше не являются. Снижение напряжённости, профилактика детско-родительских конфликтов, нахождение общего языка и формирование навыков корректной реакции на поведение друг друга, среди членов семьи - в этом и заключается актуальность данной темы.
Цель: изучить особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности подросткового возраста в отечественной литературе.
2. Изучить психологические особенности подросткового возраста в зарубежной литературе.
3. Исследовать детско-родительские отношения в подростковом возрасте в отечественной литературе.
4. Исследовать детско-родительские отношения в подростковом возрасте в зарубежной литературе.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки и их родители
Методы и методики исследования:
Для решения исследовательских задач были использованы следующие
методы:
- метод теоретического анализа психологической литературы по изучаемой проблеме;
- методы логической обработки (анализ, обобщение, сравнение);
- теоретический анализ детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Исследование психологических особенностей подросткового возраста в отечественной литературе
Подростковый возраст являлся предметом исследования, начиная с XIX века, его особенности, временные рамки, характерные черты до сих пор не выявлены и не описаны достаточно полно. Единого определения ни у данного возрастного этапа, ни у его участников – подростков, так же не установлено. По этой причине в данной работе будут приведены основные понятия как мастодонтов психологии, так и более современных исследователей, на основании анализа данного материала будут установлены собственные дефиниции, основанные на предложенных другими учёными. Основываясь уже не на общих, размытых определениях, а на конкретных и соответствующих нынешней реальности, будут рассмотрены как научные труды зарубежных психологов, так и отечественных. В рамках данной работы будут выявлены актуальные психологические особенности подросткового возраста, исследованы детско-родительские отношения.
Анализ уже существующих исследований подростков, подросткового периода, «пубертата», соответствующего возрастного кризиса показывает, что в научном сообществе существует пять основных проблем, требующих решения, для того, чтобы разночтения вышеуказанных дефиниций были упразднены. В данной работе они упоминаются с целью создания единого ориентира, при составлении собственных категориальных понятий, на основе уже существующих, для полного и достаточного раскрытия особенностей именно подросткового возраста, а не портрета подростков в вакууме.
Во-первых, большинство концепций подросткового возраста как предмета исследования, были специфическими: касались тинэйджеров XX века из образованных слоёв общества; предмет исследования подменялся, что прослеживается в разночтении в ведущей деятельности [3; с. 314]. У Д. Б. Эльконина это «интимно-личностное общение со сверстниками», у Д. И. Фельдштейна – «общественно полезная деятельность», у В. В. Давыдова – «общественно значимая деятельность». Специфическим целям соответствуют различное «содержание и формы реализации» [3; с. 315]; уникальность социальной ситуации развития для каждого подростка; отсутствие подробностей, которые прослеживаются в работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, использовавших включённое наблюдение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозерова Л. А., Поляков С. Д., Жидяева О. О. Социокультурные особенности поколения Z : опыт эмпирического исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 16–23.
2. Божович Е. Д. Психлогические особенности развития личности подростка "Знание". — М. : Знание, 1979. 40 с.
3. Вершинина В. В., Данилов С. В. Образ подростка в психологии: специфика возраста или исследований? // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 313–320.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
5. Ганичева Е. Ю. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologo-pedagogicheskoy-kompetentnosti-roditeley-podrostkov-v-usloviyah-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 15.04.2023).
6. Гуртовая М.И. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОДРОСТКОВ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressivnogo-komponenta-vo-vzaimodeystvii-podrostkov (дата обращения: 15.04.2023).
7. Катеринина А. А. Психология подросткового возраста : учебное пособие / А. А. Катеринина. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. – 159 с. – ISBN 978-5-8424-0770-5.
8. Кириленко И. Н., Овсяник С. Б. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология // Гуманизация образования. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-zarubezhnyh-nauchnyh-shkolah-psihoanaliz-biheviorizm-geshtaltpsihologiya (дата обращения: 15.04.2023).
9. Михайленко О.Н. Детско-родительские отношения в отечественной и зарубежной литературе: сборник трудов конференции. // Педагогика, психология, общество: новая реальность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 22 янв. 2021 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 159-166. – ISBN 978-5-907411-03-6.
10. Мухина Т.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов техн. вузов / Т.Г. Мухина. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227с. ISBN 978-5-528-00022-0.
11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 460 с. ISBN 978-5-534-00249-2.
12. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2023).
13. Рашидов Х.У. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Экономика и социум. 2021. №10 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2023).
14. Рогова Е. Е., Дараган Р. В. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Science Time. 2015. №12 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 15.04.2023).
15. Салпагаров М. Р. СЕПАРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/separatsiya-kak-obekt-issledovaniya-psihologicheskoy-nauki (дата обращения: 15.04.2023).
16. Соколова А.П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-trudnosti-v-otnosheniyah-podrostkov-s-roditelyami (дата обращения: 15.04.2023).
17. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М. : Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
18. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви).— М.: Педагогика, 1986.—160 с.
19. Стейнберг Л. Переходный возраст. Не упустите момент / Лоуренс Стейнберг ; пер. с англ. Юлии Константиновой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017 — 304 с. ISBN 978-5-00100-021-1.
20. Сукиасян С. А., Харитонова И. В. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте // Universum: психология и образование. 2020. №6 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 15.04.2023).
21. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00489-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511139 (дата обращения: 13.04.2023).
22. Урусова А. М., Бостанова С. Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №5 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-i-stressoustoychivost (дата обращения: 15.04.2023).
23. Харитонова Т.И. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 15.04.2023).
24. Чихова К.И. Проблемы детско-родительских отношений подростков в контексте психологического консультирования // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции 27 января 2021 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – 124 с.
25. Jordan Peterson. Becoming Independent From Your Parents. Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=kXi9bwI6cY8 (дата обращения 14.04.2023).