Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современных социально-экономических и политических условиях, которые вызывают социальный стресс, дети и подростки часто подвергаются негативным психологическим воздействиям, которые оказывают деструктивное влияние на их психику и поведение, в частности вызывают высокий уровень тревожности, с которым бороться довольно сложно, учитывая, что, несмотря на большое количество описанных в научной литературы инструментов коррекции тревожности, не все они оказываются эффективными в современных условиях.
Степень разработанности проблемы. Вопросу тревожности и ее проявлений в детском и подростковом возрасте посвящено достаточное количество научных исследований, однако существующих данных недостаточно для разработки эффективных и целенаправленных практических рекомендаций по профилактике и коррекции тревожности детей школьного возраста, в частности, отсутствуют четкие критерии возрастной дифференциации инструментов коррекции.
Цель исследования – провести анализ понятия тревожности и особенности ее проявления у детей школьного возраста.
Объект исследования – тревожность.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности у детей школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия и виды тревожности.
2. Рассмотреть особенности проявления тревожности у детей школьного возраста.
3. Проанализировать проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Исследовать проявления тревожности у подростков.
5. Провести сравнительный анализ проявлений тревожности у младших школьников и подростков.
6. Разработать рекомендации по снижению тревожности у младших школьников и подростков.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Школа № 100», г. Москва, 4А и 8А классы.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей школьного возраста существуют возрастные особенности проявления тревожности, связанные с особенностями психического развития личности на каждом возрастном этапе.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме тревожности и ее проявлений у детей школьного возраста. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения исследований в данной научной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением различий в проявлениях тревожности у младших школьников и подростков и разработкой дифференцированных рекомендации по коррекции тревожности у детей данных возрастных групп. Эти рекомендации являются универсальными и могут быть использованы в практике работы общеобразовательных учреждений, психологов, а также применяться родителями.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения тревожности и ее проявления у школьников», раскрываются такие вопросы как сущность понятия и виды тревожности, а также особенности проявления тревожности у детей школьного возраста.
Вторая глава, «Сравнительный анализ проявлений тревожности у младших школьников и подростков», посвящена описанию организации и методов исследования, анализу проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста, исследованию проявлений тревожности у подростков, проведению сравнительного анализа проявлений тревожности у младших школьников и подростков, а также разработке рекомендаций по снижению тревожности у младших школьников и подростков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия и виды тревожности
В современной научной литературе тревожность рассматривается с двух основных точек зрения, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Виды понимания тревожности
При этом сущность тревожности описывается исследователями одинаково. Она представляет собой повышенное чувство волнения, страха и беспокойства, разница понятий кроется только в длительности этих переживаний, которые либо преследуют человека всю жизнь, либо являются кратковременным явлением, которое исчезает в тот момент, когда пропадают причины для стресса .
В любом случае повышенный уровень тревожности всегда вызывает у человека серьезный дискомфорт и зачастую не дает выполнять основные функции и действия, например, эффективно работать или учиться .
Более популярными в науке являются исследования тревожности как черты личности, потому что именно она является серьезной медико-социальной и психологической проблемой современного общества, которая требует коррекции и даже зачастую медикаментозного лечения .
Существует большое количество классификаций тревожности. Первая из них, основанная на природе возникновения, представлена на рисунке 1.2 .
Рисунок 1.2. – Виды тревожности по происхождению
В качестве основных клинических симптомов тревожности выделяют устойчиво пониженное настроение, отсутствие интересов, постоянное чувство страха, повышенная утомляемость, чувство кома в горле, нарушения сна, плаксивость, отсутствие стремления к коммуникации и многие другие .
В научной литературе также выделяется множество причин возникновения тревожности у человека, к которым относятся различные психические заболевания, эмоциональное перенапряжение и выгорание, посттравматическое стрессовое расстройство, болезни эндокринной системы, в частности, щитовидной железы, анемия, гипертония и т.д. .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова, А.С. Школьная тревожность и пути ее преодоления / А.С. Волкова // Материалы VII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2015. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014904 (дата обращения: 15.04.2023).
2. Звенигородская, М.А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М.А. Звенигородская // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – URL: https://moluch.ru/archive/294/66869/ (дата обращения: 15.04.2023).
3. Ибахаджиева, Л.А. Тревожность как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления / Л.А. Ибахаджиева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskoe-yavlenie-interpretatsiya-termina-osobennosti-proyavleniya (дата обращения: 14.04.2023).
4. Коларькова, А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей / А.В. Коларькова // Психология, социология и педагогика. 2014. – № 8. – URL: https://psychology.snauka.ru/2014/08/3436 (дата обращения: 15.04.2023).
5. Ляшенко, Н.В., Шалагинова, К.С. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / Н.В. Ляшенко, К.С. Шалагинова // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19517 (дата обращения: 15.04.2023).
6. Мисунов, С.Н. Понятие тревожности / С.Н. Мисунов // Вестник науки. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-trevozhnosti (дата обращения: 13.04.2023).
7. Умхажиева, Х.Т. Тревожность младших школьников в учебном процессе / Х.Т. Умхажиева // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – URL: https://moluch.ru/archive/290/65732/ (дата обращения: 14.04.2023).
8. Ширванова, Ф.В., Каримова, Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности / Ф.В. Ширванова, Д.Н. Каримова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti (дата обращения: 15.04.2023).