Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Понятие о фонематическом недоразвитии речи 5
1.2. Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи 13
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 20
2.1. Обзор диагностических заданий, методик 20
2.2. Методические рекомендации по данной теме 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что многие современные дошкольники в связи с неблагополучными социальными и экономическими условиями, а также рядом медико-социальных проблем, страдают различными отклонениями, которые затрагивают все сферы психической жизни.
Игра является очень важным видом деятельности для старших дошкольников. Именно в игре формируется правильная модель мироощущения, строятся социальные отношения, вырабатываются основные механизмы взаимодействия.
При этом для развития всех психических процессов игра также имеет первостепенное значение, поскольку посредством нее формируется возможность осуществлять различные действия, которые активизируют ряд психических процессов.
Цель исследования – провести анализ роли игры как средства формирования фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования – игра.
Предмет исследования – роль игры как средства формирования фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность фонематического недоразвития речи.
2. Выявить особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи.
3. Провести обзор диагностических заданий, методик для проведения исследования.
4. Разработать методические рекомендации по данной теме.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование, проектирование, тестирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, который позволил собрать теоретические данные для проведения исследования. Тщательный анализ этих данных даст возможность продолжить и расширить исследование в данной научной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения разработанных в рамках курсовой работы методических рекомендаций для работы со старшими дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие о фонематическом недоразвитии речи
Характеристика детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи.
Известно, что наиболее частым дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К этой группе относятся дети, имеющие неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, шипение, шипение и шипение; шипение и аффриката) с нормальным физическим слухом. Более глубокое изучение звуковой стороны речи этих детей показывает, что у части из них наблюдается несформированность всей совокупности ее элементов: звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова и восприятия фонем (звуков речи). Характер таких отклонений является фактором риска в отношении овладения навыками письма и чтения.
Фонетическое и фонетическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить заменой для ребенка двух или даже трех других звуков.
Замена одних звуков другими, которые имеют более легкую артикуляцию и поэтому представляют меньше затруднений для произношения ребенка.
Обычно трудные для произношения звуки заменяются более легкими, характерными для начального периода развития речи. Например, вместо звука р используется звук л, вместо звука ш — звук ф. У некоторых детей целая группа свистов и шипений может быть заменена звуками т и д («табак» вместо «собака» и т. д.).
Смешивание звуков. Для этого явления характерно неустойчивое употребление ряда звуков в различных словах. Ребенок может правильно употреблять звуки в одних словах, а в других заменять их другими, близкими по артикуляции или акустическим характеристикам.
Важно обратить внимание на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит правильно. Нередки случаи, когда восприятие так называемых «законсервированных» звуков (т. е. произносимых по необходимой артикуляционной схеме) нарушается или не развивается в должной степени.
Дети этой группы при внешне благоприятном произношении имеют значительные трудности в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются плохо успевающими в письме и чтении. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно сказывается на готовности детей к звуковому анализу слов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Электронный ресурс], - http://www.studfiles.ru/preview/5765355/
2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. – М. Сфера: 2008г. – 64с.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – М. КАРО: 2008г. – 96с.
4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб.: Детство - пресс, 2012.
5. Веракса Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Васильева М. А., Комарова Т. – М. Мозаика – синтез, 2015г.-368с.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987г. - 165 с.
7. Волина В. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 2012г. – 448с.
8. Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – Спб. Детство – Пресс, 2014г. - 256с.
9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Волкова Т.А. Сборник документации логопедического пункта ДОО. – Спб. Детство – Пресс, 2016г. – 64 с.
11. Володина Н.В. Говорю красиво. Для детей 6-7 лет. Эксмо-Пресс, 2013г. – 56с.
12. Гладких М. К., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи // Актуальные исследования. – 2022. – №16 (95). – С. 74-77. https://apni.ru/article/3996-osobennosti-fonematicheskikh-protsessov-u-sta (дата обращения: 13.04.2023)
13. Жилина Е.Ю., Пономарева Л.В. Современная логопедия. Методы диагностики и коррекции. – Новосибирск: Континент, 2021 – 421 с.
14. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 – 320 с.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб: ИД МИМ, 1997.
16. Круглов М.С., Лебедев М.А., Владимирский О.Е. Пути развития современной логопедии в России и в мире. Особенности и перспективы развития диагностики и коррекции ФФН. – Калининград: ИД Контент, 2021 – 348 с.
17. Медведев И.А., Крылова С.С., Терентьева М.А. Логопедия ХХI века. Методология и методы диагностики и коррекции нарушений слуха у детей. Монография. – СПб.: ВЦЭРМ им. А.М. Никифирова, 2022 – 315 с.
18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003 – 240с.
19. Новожилова Ю.М., Жилина Е.Ю. Развитие логопедии в России. Особенности. Тенденции. Перспективы. – Владивосток: Аксиома, 2022 – 428 с.
20. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 – 344с.
21. Семенова, А. В. Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова. // Молодой ученый. – 2019. – № 18 (256). – С. 47-48. – https://moluch.ru/archive/256/58592/ (дата обращения: 14.04.2023).
22. Ткаченко, Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
23. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – 69с.
24. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993 – 72с.
25. Шкатула, М. Ф. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики / М. Ф. Шкатула, Л. К. Фортова. // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 352-354. – https://moluch.ru/archive/152/43161/ (дата обращения: 14.04.2023).