Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии 8
1.1. Понятие творческого потенциала 8
1.2. Роль технологии в развитии творческого потенциала 10
1.3. Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии: описание и применение 13
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Практическое применение методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе 18
2.1. Анализ педагогического опыта использования методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии 18
2.2. Результаты исследования влияния методов активизации мыслительной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся 24
2.3. Рекомендации по применению методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе 26
Выводы по главе 2 28
Заключение 31
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество требует от человека не только знаний и умений, но и способности мыслить творчески и находить нестандартные решения. В этом контексте важную роль играют методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе. Эти методы помогают не только развить творческий потенциал учащихся, но и повысить их мотивацию и интерес к изучению предмета. В данной работе рассмотрим эффективные методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии и их влияние на развитие творческого потенциала.
Учебный процесс на уроках технологии направлен на формирование у учащихся творческого мышления, аналитических способностей и практических навыков. При этом, использование разнообразных методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и сделать его более интересным и привлекательным для учащихся.
Среди таких методов можно выделить игровые приемы, конструирование и моделирование, использование технических средств обучения, коллективное творчество и другие. Каждый из этих методов позволяет на практике применить полученные знания и навыки, а также развить творческий потенциал и воображение учащихся [17].
Методы активизации мыслительной деятельности на уроках технологии являются важным инструментом для развития творческого потенциала учащихся в начальной школе. Их использование позволяет сформировать у детей умение находить нестандартные решения, творчески мыслить и развивать практические навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Тема "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии в начальной школе" является актуальной в современном образовательном пространстве. В настоящее время в связи с постоянными изменениями в технологической сфере и потребностью в новых знаниях и умениях, творческий потенциал становится важным критерием успеха в профессиональной и личной жизни.
В начальной школе учащиеся находятся в возрасте, когда формируются основы мышления и усваиваются ключевые навыки и знания, которые будут важными на протяжении всей жизни. В этом возрасте также происходит развитие творческого потенциала учащихся, и использование методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии может существенно повысить их уровень творческих способностей.
Стоит отметить, что в современном образовании всё большее значение придается развитию компетенций, связанных с творческим мышлением и решением нетипичных задач. В связи с этим, использование методов активизации мыслительной деятельности становится необходимым на всех уровнях образования, в том числе и на уроках технологии в начальной школе.
Исследование методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе является актуальным и важным в контексте современных требований к образованию и формирования у учащихся творческого потенциала.
Основной целью исследования является выявление эффективных методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе, которые способствуют развитию творческого потенциала детей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– Изучить теоретические основы технологии обучения, методов активизации мыслительной деятельности и развития творческого потенциала учащихся.
– Провести анализ существующих методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
– Определить эффективность использования различных методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе в контексте развития творческого потенциала учащихся.
– Разработать и апробировать собственную методику активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе и оценить ее эффективность.
– Сформулировать рекомендации по применению эффективных методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе для развития творческого потенциала учащихся.
Выполнение этих задач позволит получить ценные результаты и рекомендации для педагогов начальной школы по использованию эффективных методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии для развития творческого потенциала учащихся.
Объектом исследования являются процессы, связанные с активизацией мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе.
Предметом исследования являются методы активизации мыслительной деятельности учащихся, используемые на уроках технологии в начальной школе, и их эффективность для развития творческого потенциала учащихся.
В рамках исследования будут изучены теоретические основы технологии обучения, методы активизации мыслительной деятельности и развития творческого потенциала учащихся. Будут проведены анализ существующих методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе и определена их эффективность. Также будет разработана и апробирована собственная методика активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе и оценена ее эффективность.
В ходе исследования будут использоваться различные методы исследования, которые помогут достичь поставленных целей и задач.
– Теоретический анализ. Будут изучены научные статьи, книги и другие публикации, посвященные технологии обучения, методам активизации мыслительной деятельности и развитию творческого потенциала учащихся.
– Анализ педагогической практики. Будут проанализированы существующие методы активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
– Эксперимент. Будет проведен эксперимент по апробации собственной методики активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе и оценке ее эффективности.
– Анкетирование. Будет проведено анкетирование учащихся, чтобы определить эффективность использования различных методов активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
– Наблюдение. Будет проведено наблюдение за учащимися на уроках технологии в начальной школе, чтобы определить эффективность использования методов активизации мыслительной деятельности и выявить возможные проблемы.
Полученные результаты будут обработаны с использованием статистических методов и представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Валишевская Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии и ИЗО // Инновационные педагогические технологии. — Казань: «Бук», 2016. — 43 с.
2. Валишевская Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии и ИЗО // Инновационные педагогические технологии. — Казань: «Бук», 2016. — 43 с.
3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2020 – 206 с. URL: https ://e. lanbook.com / book /132569 (дата обращения: 07.12.2022). – Текст: электронный.
4. Гани С.В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классах // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010 – № 5 – С. 131– 140
5. Гузева, И.В. Методы активизации мыслительной деятельности на уроках технологии в начальной школе / И.В. Гузева, Н.А. Рогова // Педагогика. - 2016. - № 7. - С. 83-87.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В Давыдов. – М.: Педагогика, 1986 – 240 с.
7. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности в современном образовании//О.Б.Даутова.–2015 [Электронный ресурс]. URL:–http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (дата обращения: 01.02.2017).
8. Демидова Т.И., Козлова С.А., Тонких А.П. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, – 192 с.
9. Дубникова Е. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью новых информационных технологий // Марийского государственного университета. – 2012 №9 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-pomoschyu-novyh-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 06.03.2017).
10. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2018. — 448 с.
11. Казакова, Н.В. Применение метода проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе / Н.В. Казакова // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 28-32.
12. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М.Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2006 – 294 c.
13. Крылова, Л.И. Метод исследовательской деятельности как средство формирования творческого потенциала учащихся на уроках технологии / Л.И. Крылова // Технология и оборудование для сельского хозяйства. - 2018. - № 5. - С. 39-43.
14. Полетаева, О.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в начальной школе / О.В. Полетаева, И.Н. Кудрявцева // Новые технологии в образовании. - 2019. - № 3. - С. 41-45.
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". URL: http :// publication . pravo . gov . ru / Document / View /0001202107050028?index =0& rangeSize =1
16. Резник, Н.А. Метод проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе / Н.А. Резник, И.В. Павлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2020. - № 2. - С. 98-103.
17. Суханова, Л.А. Роль технологии в развитии творческого потенциала учащихся на уроках технологии в начальной школе / Л.А. Суханова // Современные технологии обучения и воспитания. - 2018. - № 2. - С. 25-28.
18. Уянаева Э. А. Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста / Э. А. Уянаева // Психология и педагогика — 2017. — № 44. — С. 70–75.
19. Уянаева Э. А. Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста / Э. А. Уянаева // Психология и педагогика — 2017. — № 44. — С. 70–75.
20. Чекина, Л. Ф. Психология развития : учебное пособие для вузов / Л.Ф. Чекина. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2022 – С.167-177. - URL:https://e.lanbook.com/book/189528 (дата обращения: 07.12.2022).