Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Выразительная пластика, музыка и дизайн объединяются в единое целое, где особое внимание следует уделять подготовительному периоду обучения будущих танцоров на занятиях хореографического отделения. Развивая у учеников подготовительных классов различные двигательные навыки, нужно создавать условия для овладения сложными техниками во время дальнейших занятий.
Младший школьный возраст - это период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет. Для этого возраста характерно, что учебная деятельность формируется в качестве основной. В рамках образовательной деятельности возникают два фундаментальных психологических новообразования - возможность сознательной регуляции психических процессов и составление внутреннего плана действий. Главное - это развитие знаний, развитие интеллектуально-познавательной среды.
Особенности этого возраста обязывают меня как учителя выполнять ряд специальных заданий: первая задача - всесторонне развить организм учащихся, затем сформировать правильную осанку, овладеть моторикой и умением владеть этими навыками. В этом возрасте преподаватель-хореограф обязан поддерживать энергетический обмен в организме детей, повышать их морально-волевые качества, координацию движений, скорость и точность реакции, интеллект, смелость, умение ориентироваться в двигательной ситуации, самоконтроль, ловкость. Особенно важно прививать учащимся сознательную дисциплину, организованность, трудолюбие, ответственность, умение концентрироваться, чувство долга. В детских учреждениях решение этих задач начинается с первых уроков классического танца и продолжается на протяжении всего занятия.
Многие хореографы предлагают учащимся освоить значительное количество сложных элементов и упражнений, особенно на начальном этапе обучения, которые соответствуют уровню сложности средних, а иногда и высших классов профессиональных хореографических училищ. В то же время неизбежно страдает качество исполнения. Такой подход в корне вреден и мешает развитию скелетных мышц ребенка. Введение ненужных сложностей в тренировках приводит к недостаточному развитию мышц, суставов и связок, что неизбежно приводит к травмам.
Последнее обстоятельство возлагает на преподавателя ответственность за применение упражнения и требует от него специальных знаний, четкого понимания учебных задач и степени допустимых нагрузок. В практике преподавания нужно придерживаться условий, которые указывают на то, что элементы упражнения должны быть очень ограниченными, но при их выполнении следует ожидать, что учащиеся получат качественное образование.
Для учащихся начальной школы, в силу специфичности их мышления и повышенной эмоциональной возбудимости, программа классических танцев предусматривает небольшой объем материала на начальном этапе занятий по основам классического танца. Постепенно элементы классического танца насыщаются определенным содержанием и получают разнообразное воплощение в музыкальных темпах и художественных образах. Основная задача в первом и третьем классах художественной школы - освоить основы классического танца. На уроках ритмики развиваются выворот, танцевальный шаг (умение поднимать рабочую ногу до 90 и выше), правильное положение тела, гибкость, устойчивость, легкий прыжок в высоту, четкая координация движений, ритмичность и музыкальность.
Все это элементы, необходимые для дальнейшего развития танцевальной техники. В то же время преподаватель сталкивается с проблемой обучения базовым навыкам прослушивания музыки и передачи ее образного содержания в движении. Занятия прививают ученику способность к самостоятельной работе. Нужно направлять деятельность ученика до тех пор, пока его способности не станут сильными навыками, которые позволят ему точно, быстро и правильно выполнять свои академические задания. Поскольку ученики овладевают «мышечной памятью» и имеют представление о внешней линии и форме движения, нужно постоянно совершенствовать методы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей, степени их физического развития, возраста, пола, темперамента и других факторов.
Чем меньше разнообразия движений мы позволяем ребенку делать, тем меньше ловкости и грации мы ему придадим. Чем больше простых движений или комбинаций мы предложим, тем лучше ученик научится на первом этапе обучения, тем больше у него будет навыков и грации. Для детей младшего школьного возраста занятия включают в себя простые общеобразовательные упражнения, подвижные музыкальные игры. В сочетании со специальными направленными упражнениями они способствуют улучшению двигательных качеств детского организма, а также формированию мышечного корсета тела. Но, несмотря на все вышеперечисленные особенности, основой обучения классическому танцу является все та же система движений классического танца А.Я. Вагановой, хотя и в несколько скорректированном варианте, учитывающем ограниченные физические данные большинства детей, обучающихся на ДДТ.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия изучения экзерсиса классического танца детям младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс изучения экзерсиса классического танца детям младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения экзерсиса классического танца детям младшего школьного возраста.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для изучения экзерсиса классического танца детям младшего школьного возраста.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть урок хореографии как форму организации учебного процесса;
- изучить психолого-педагогические особенности детей младших классов;
- проанализировать приемы и методы изучения экзерсиса классического танца в детском хореографическом коллективе;
- выявить проблемы и пути их решения, возникающие в ходе изучения экзерсиса классического танца учащимися младших классов.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Урок хореографии как форма организации учебного процесса
В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно разделить на: обучающие, тренировочные, контрольные, разогревающие, демонстрационные.
Обучающий урок. Основная задача такого рода занятий - освоение отдельных элементов и звеньев. Одновременно решаются проблемы физического развития, воспитания музыкальности и выразительности.
Практический урок в основном присущ подготовительному периоду обучения. Его характерными особенностями являются использование отдельного метода выполнения упражнений с их многократным повторением и разделением звеньев на отдельные компоненты, выполнение нескольких подготовительных упражнений, ведущих к «общему» движению.
За многие годы подготовки этот вид обучения находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленной специальной подготовки при разработке новых композиций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей. - Л.: Искусство, 1983. - 208с.
2. Барышникова, Т.А, Азбука хореографии [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышникова.–Санкт-Петербург: ВЛАДОС, 2013. –128с.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца 5-ое изд. / А.Я. Ваганова. - Л.: Искусство, 1980. - 192с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2007. – 182с.
5. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей [Текст] / О. В. Ерохина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 223 с.
6. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2007. – 374 с.
7. Пермякова, М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / М.Ю. Пермякова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 203-206.
8. Пуртова, Т.В., Учите детей танцевать [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.В. Пуртова; -М.: ВЛАДОС, 2013. –234 с.
9. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей [Текст]/ Под ред. М.Н. Поволяевой. – М.: Б.и., 2010.
10. Смирнов, С.И. Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств [Текст]/ С.И. Смирнов. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
11. Смирнова, М.В. Классический танец [Текст]: книга для учителей /М.В. Смирнова. – М., 2014;. –230с.
12. Тарасов, Н.И. Классический танец [Текст]/ Н.И. Тарасов. – СПб.: Издательство «Лань». 2005. – 496 с.
13. Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В.Н. Холопова. – М.: Лань, 2002. – 368 с.
14. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст]/ О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92.
15. Чуксин, А.Н. Особенности деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом [Текст]/ А.Н. Чуксин // Культура и образование. – Декабрь 2013. – № 4