Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. После поступления в университет у молодых людей начинается новый и трудный этап в своей жизни. Студенчество - это особый момент, когда на плечи бывших школьников ложится установление контакта с новыми людьми, тяжелые учебные планы, удаленность от дома, привычки к новому образу жизни и другие связанные с этим тяжелые испытания.
Все это, как и многие другие факторы, вынуждает приспосабливаться к самому себе, правильнее - адаптироваться. Адаптация - сложный процесс, даже если он связан с простыми биологическими факторами, такими как адаптация к яркому свету, громким звукам и т.д.
Следует также помнить, что в предшествующем юности - подростковом возрасте важную роль играет процесс самосознания и самоопределения, и решаются задачи обретения независимости, вступления во взрослую жизнь и профессионального самоопределения. Потому ставится постановка целей (умение составлять жизненный план), формирование мировоззрения и социального статуса.
1. Теоретические аспекты педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе
1.1 Проблема педагогической организации процесса адаптации в современной педагогике
Адаптация - термин, введенный физиологами в научный оборот в конце 18 века; в самом общем виде он означает совокупность адаптивных реакций, основой которых является позитивное развитие окружающей среды, ее изменения и необходимые условия для создания успешной деятельности [19, с.73]. Это означает объект системного характера с саморегулирующимся качеством, то есть способностью компенсировать изменения своих собственных параметров в ответ на изменения параметров внешней среды.
Преподавательская организация процесса адаптации особенно важна для студентов первого курса. Необходимым условием успеха студента является установление новых правил для его жизни и учебы в университете. На первом году обучения первокурсники вливаются в студенческий коллектив, формируют навыки и умения разумно организовывать психологическую деятельность, узнавать род занятий по выбранной специальности, разрабатывать наилучшую систему работы, досуга и быта, а также развивать и воспитывать специалиста со значимыми личностными качествами [7, с.159].
Процесс адаптации студентов первого курса происходит на следующих уровнях:
1.Адаптироваться к новой системе образования;
2.Адаптироваться к изменениям в системе образования;
3.Вступить в новый коллектив.
Организация обучения студентов-первокурсников, адаптирующихся к новым условиям жизни в университете, включает:
1. Опыт, связанный с коллективным уходом из школы;
2. Отсутствие мотивации к выбранной профессии;
3. Неспособность осуществлять психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков самостоятельной работы; конспектирование, работа с основными источниками, словарями);
4. Страх выступать с публичными речами перед одноклассниками и известными университетскими профессорами;
5. Социально-экономические проблемы иногородних студентов: обеспечение жильем и экономическими средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны семьи и друзей [4, с.210-211].
1.2 Организация процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни
Одним из важных моментов в организации процесса адаптации по-прежнему остается кураторская работа со студентами первого курса. Для организации специфической работы университетов по адаптации первокурсников к новым условиям жизни должны быть приняты соответствующие формы и методы образовательной деятельности.
Мальчики и девочки, окончив школу, переходят на новый этап жизни. Этот этап включает в себя не только изменения в месте учебы и жительства, но и изменения в сложившемся коллективе. Первокурсникам нужно привыкнуть и адаптироваться к новым группам. Обычно они должны пройти через 4-5 лет и адаптироваться к новым правилам и распорядку университета.
Психологические и возрастные особенности студентов проявляются в виде эмоциональной незрелости, открытости, внушаемости и самоидентификации. За этот период они обнаруживают, что их окружение очень важно. Часто молодые люди и девушки из разных социальных слоев, а именно провинциальные и городские жители, принадлежат к одной и той же группе [16, с.90].
Процесс адаптации студентов-первокурсников очень значителен, сложен и отнимает много времени. Также важно, будут ли студенты усваивать знания с радостью и рвением, и, следовательно, смогут ли они гарантировать высокую успеваемость. Это зависит от того, как складываются отношения между учебной командой, студентами и профессорско-преподавательским составом, а также студентами и администрацией университета на ранних этапах обучения [2, с. 213-216].
1.3 Особенности процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям жизни
Адаптация, как приспособление человека к изменяющимся условиям жизни, является «узлом» его жизнедеятельности. Расстройства проявляются как внутренний дискомфорт, напряжение, тревога, чувство сниженной самооценки и уверенности в себе, которые препятствуют способности человека успешно взаимодействовать с окружающей средой и могут быть использованы как расстройство психического здоровья [2, с.48].
В традиционном плане адаптация студентов-первокурсников рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные виды деятельности студентов:
1.Адаптация к условиям образовательной деятельности (адаптироваться к новым формам преподавания, контроля и приобретения знаний, адаптироваться к различным системам труда и отдыха, адаптироваться к независимому образу жизни и т.д.);
2.Адаптация к группе (вхождение в коллектив однокурсников, их правила, традиционная ассимиляция);
3. Адаптация к будущим профессиям (усвоение профессиональных знаний, навыков и умений, а также качеств).
Характеристики процесса адаптации включают следующие моменты:
1. Профессиональная адаптация заключается в адаптации к структуре высшего образования, содержанию и компонентам образовательного процесса, а также характеристикам выбранной специальности. Трудности профессионального характера имеют такие основные формы: неуверенность в мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка, уникальность университетской системы образования, перегруженность курсов большим количеством экзаменов и зачетов, перегруженность курсов новой информацией, сложность и новизна предмета и т.д. [15, с. 61].
2. Социальная адаптация: процесс интеграции личности в набор ролей и форм деятельности студентов как особой социальной группы. Социальная адаптация связана с трудностями, такими как: трудности в организации быта, большая загруженность и неравномерное распределение, материальные трудности, жилищные проблемы, слабое здоровье и необходимость совмещать учебу и работу [15, с. 65];
3. Психологической адаптацией считается привыкание к новым психологическим условиям, проявляющееся в формировании позитивных отношений с учителями и одноклассниками. Студенты-первокурсники могут столкнуться со следующими трудностями: негативный опыт, связанный с уходом с привычного места учебы, неспособность к психологической саморегуляции, трудности в установлении отношений с одноклассниками, трудности в общении с преподавателями и т.д.;
4. Адаптация преподавания, связанная с новыми организационными условиями университетского образовательного процесса. Это сопровождается такими трудностями, как отсутствие средств для чтения в образовательных учреждениях, изменения в контроле успеваемости и изменения в системе расследований [12, с. 16];
5. Биологический аспект адаптации, который в основном связан с реорганизацией в соответствии с новыми условиями и образом жизни.
2. Опытно-экспериментальная работа по организации обучения студентов первого курса университета культуры, адаптирующихся к новым условиям жизни
2.1 Общая характеристика исследования процесса адаптации студентов первого курса университета культуры к новым условиям жизни
С целью определения особенностей адаптации студентов-первокурсников к условиям жизни в новом университете было проведено анкетирование 118 групп студентов-первокурсников Московского государственного университета культуры и искусств.
Целью данного эксперимента является определение уровня организации обучения студентов-первокурсников, адаптирующихся к новым условиям жизни в университете.
Совместно со студентами была изучена методика Т.Д.Дубовицкой и А.В.Крыловой «Адаптация студента вуза». Этот метод направлен на изучение адаптации студентов университетов и включает в себя две шкалы: исследовательскую группу по адаптации и адаптационную образовательную деятельность.
Эта технология может быть использована для выявления учащихся, испытывающих трудности с адаптацией к группам и учебной деятельности. А также оказание методической психологической поддержки в адаптации студентов университета, исследовании и коррекции студентов, эффективности обучения и воспитательной работы, а также в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики и школы психопедагогики [16, с. 67].
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников
Обработка результатов осуществляется путем преобразования чисел в баллы на основе ключа, а затем суммирования баллов, полученных отдельно по каждой шкале и методу в целом. Прямое суждение (число 0 означает 0 баллов; число 1 означает 1 балл; число 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14. Обратное суждение (число 0 соответствует 2 баллам; число 1 соответствует 1 баллу; число 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.
Адаптация к группе. Подсчет суммы баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.
Адаптация к масштабам образовательной деятельности. Подсчет суммы баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.
Анализ результатов показан в таблице 2.1. Это показывает, что 7% студентов (1 человек) имеют более низкий уровень адаптации к исследовательской группе, 33% студентов (5 человек) имеют средний уровень адаптации к исследовательской группе и 60% студентов (9 человек) имеют более высокий уровень адаптации к исследовательской группе.
Кроме того, согласно результатам исследования, 7% студентов (1 человек) имеют более низкий уровень адаптации к учебной деятельности, 26% студентов (4 человека) имеют высокий уровень адаптации к учебной деятельности, а 67% студентов (10 человек) имеют средний уровень адаптации к учебной деятельности [12, с. 142-164].
Для студентов не существует неадаптивных образовательных мероприятий. Студенты, которые не имеют высокого уровня адаптации к учебной деятельности. 60% студентов (9 человек) имеют высокий уровень всесторонней адаптации, а 40% студентов (6 человек) имеют средний уровень всесторонней адаптации. Здесь нет студентов с низким, неполноценным и высоким уровнями всесторонней адаптации.
2.3 Методические рекомендации по педагогической организации процесса
Для того чтобы студенты наилучшим образом адаптировались к учебе в университете, важно понимать жизненные планы и интересы первокурсников, уровень претенциозности и самооценки; способность сознательно саморегулировать поведение.
В первый год переход после школы связан с формированием новой жизни. Кроме того, для студентов иногородних необходимо учитывать общежития и другие факторы, не зависящие от родительского контроля. Но самое главное, что первый год становления студента закладывает фундамент на следующие несколько лет.
Очень важна направленность будущих студентов в конкретный вуз. Внезапное изменение характера образовательного процесса в школах и университетах приводит к тому, что многие учащиеся, ранее привыкшие к постоянному контролю родителей и учителей, расслабляются, не могут организовать свое время и становятся кандидатами на отчисление во время первой аттестации [20, с.108].
Поэтому уже в первые несколько месяцев обучения в университете руководители деканата проводят встречи со всем курсом зав. Важна активная работа кафедры и ее группы, а также кураторов.
Первый этап - начальная диагностика.
Среди студентов первого курса и кураторов групп проводятся анкетирование и социологические опросы с целью выявления проблемных зон, связанных с адаптацией студентов первого курса. Посредством диагностики выявляются характеристики психологических проблем, препятствующих адаптации: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень претенциозности и коммуникативные характеристики студентов-первокурсников.
На основе комплексного психолого-диагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной работы, адаптированной к студентам. Эксперты Министерства социального образования работают подготовленными кураторами для реализации этого плана [13, с. 43].
Второй этап - психосоциальное воздействие.
Проводить социально-психологические мероприятия по адаптации студентов. Психотерапевтические мероприятия включают организацию групп, конференций и коммерческих игр. В первый год исследовательская группа тесно взаимодействует с кураторами.
Третий этап - окончательная диагностика
После завершения психотерапевтических мероприятий студенты первого курса могут быть подвергнуты заключительному экзамену по социальной психологии.
Четвертый этап: психотерапевтический эффект
При необходимости специалисты Министерства социального образования проводят работу со студентами первого курса, которые имеют низкий уровень адаптации после социально-просветительской работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении следует отметить, что цель исследования была достигнута.
В рамках первой главы отметим, что адаптация - термин, введенный физиологами в научный оборот в конце 18 века; в самом общем виде он означает совокупность адаптивных реакций, основой которых является позитивное развитие окружающей среды, ее изменения и необходимые условия для создания успешной деятельности. Это означает объект системного характера с саморегулирующимся качеством, то есть способностью компенсировать изменения своих собственных параметров в ответ на изменения параметров внешней среды.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов / С.Г. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 672 с.
2. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2019. - № 3. – С. 290-301.
3. Виттенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям / Е.В. Виттенберг. – СПб.: Наука, 2020. - 236с.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин – М.: Логос, 2019. – 315 с.
5. Долгова, В.И. Методология модернизации процессов формирования познавательно - профессиональной активности студентов / В.И. Долгова.- М.: Вестник ЧГПУ, 2020. - 71-80с.
6. Долгова, В.И. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко. - Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2021. - 100 с.
7. Жогова, А.Р. Адаптационные процессы / А.Р. Жогова. – М.: Вита, 2019. – 398 с.
8. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2019. - 811 с.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2020. - 285с.
10. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2019. - 412с.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 194с.
12. Мисса, И. Проблемы адаптации студентов первого курса в ВУЗе // Студенческий научный журнал. – 2020. - Т.1., №1. - С.89-93
13. Пряжников, Л.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Л.С. Пряжников.- 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, Воронеж, 2020.-274с.
14. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. - 2020. - №20. -20-21 с.
15. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб. пособие / А.А.Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2020.- 361с.
16. Смирнов, А. Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу / А.Г.Смирнов. - М.: Вита, 2019. -288с.
17. Терещенко, А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. – 2020. - С.89-103.
18. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И.Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2020.- 305с.
19. Филатова, Л.О. Преемственность общего среднего и вузовского образования // Педагогика. - 2020. - №8. - 63 - 68с
20. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие/ М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2019.- 292с.
21. Якиманская, И.С. Психология и педагогика: учебное пособие / И.С.Якиманская.- Оренбург: Издательство Руссервис, 2019. - 567 с.