Фрагмент для ознакомления
2
Под полетностью голоса понимается способность голоса быть услышанным на больших расстояниях. При этом расход энергии диктора должен быть минимальным.
Дикция относится к основе разборчивости и внятности речи. Насколько четким и внятным будет произношение, зависит от правильного и активного функционирования артикуляционного аппарата [10].
Просодические особенности речи относятся к интенсивности произнесения слогов и слов, мелодике, соотношению пауз и интервалов между высказываниями и общему тембру. Все они не зависят от качества речи. Самой короткой просодической единицей языка является слог или мора.
Элементарной единицей языка является синтагма, т.е. часть речи, объединенная смысловым и интонационным значением. Она представлена как ритмический элемент разговорного языка. В то же время она тесно связана со значением и, следовательно, с интонацией и синтаксисом [15].
Лепет, крик и псевдослова не имеют лингвистического значения, но выполняют коммуникативную функцию у маленьких детей.
Ранним этапом в развитии доречевого языка является рефлекторный плач ребенка. Появление младенца на свет знаменуется плачем, который является первой вокальной реакцией ребенка на этот мир. Плач младенца стимулирует деятельность артикуляционной, голосовой и дыхательной частей языкового аппарата. Плач - это уже интонационный голос ребенка, который ассимилируется в общую интонационную систему языка в начале первых двух лет жизни и проходит процесс завершения и дифференциации на более поздних этапах развития.
В возрасте 2-4 месяцев ребенок начинает издавать короткие звуки, такие как гудение и хмыканье. Эти звуки не имеют смысла, но обладают определенной интонацией, которую ребенок использует для привлечения внимания взрослых. Прежде всего, дети усваивают и передают те виды интонации, которые чаще всего используют взрослые. Гуление становится средством общения со взрослыми с конца первых трех месяцев жизни, когда интонация гуления становится достаточно понятной, благодаря своей интонационности.
После двух месяцев ребенок уже дифференцирует звуки. В сочетании с изменениями в выражении лица модулированные звуки и отрывистые крики начинают служить средством выражения физического состояния ребенка, и, по данным Р.В. Тонковой-Ямпольской, определенные зоны коры головного мозга активизируются при крике ребенка. Когда ребенок слышит свой крик, импульсы поступают в слуховые и речедвигательные зоны. Отсюда они передаются к артикуляционным органам и постепенно становятся движущей силой дальнейшего развития [14].
Процесс накопления лепета достигает максимума с 6 месяцев, после чего этот процесс начинает замедляться и появляется мало новых звуков. С 7-8 месяцев до 1 года артикуляция развивается незначительно, но ребенок начинает понимать язык. В возрасте 11 месяцев они начинают выстраивать лепетную цепочку из слогов.
Дети начинают осваивать языковую систему интонации уже на стадии гуления. По мнению Гвоздева, уже на стадии однословного предложения дети начинают использовать понижающую интонацию для выражения спокойных высказываний. Примерно в это же время начинают появляться и различные виды восклицательной интонации, а ко второму году формируется интонация вопросительных слов.
Таким образом, просодия, выражающаяся в эмоционально экспрессивной вокализации, является необходимым условием для развития языка у детей [2].
Данные развития показывают, что интонационные средства воспринимаются и приобретаются детьми на гораздо более ранней стадии, чем формирование языковой речи: согласно исследованиям Тонковой-Ямпольской, процесс овладения интонационной системой языка начинается уже на стадии гуления этап начинается у детей; по данным А.Н. Гвоздева, дети уже используют понижающую интонацию для выражения тихих высказываний при составлении однословных предложений. Примерно в это же время появляется тип восклицательной интонации, а на втором году жизни появляется интонация вопросительных слов.
1.2. Особенности просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Различные сложные нарушения речи при нормальном слухе и интеллекте, но с нарушениями в формировании всех компонентов речевой системы, связанных со звуком и смыслом, называются общими нарушениями речи ОНР - сложное нарушение речи, при котором у ребенка с нормальным слухом и в основном сохранным интеллектом наблюдается позднее начало развития языка, пассивное и активное лексическое развитие, задержка формирования семантического поля, нарушение звукопроизношения и нарушение фонематического слуха, неграмматичность и неадекватное формирование связной речи, что является сложным языковым расстройством. Это выражается в трудностях манипулирования языковыми единицами для выражения их значения. Во многих случаях речь ребенка с ДИБС монотонна и лишена экспрессии, основные типы интонации передаются с трудом, ребенок испытывает трудности не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и дифференциации. Они также испытывают трудности в использовании основных типов интонации: вопросительных предложений, неполных повествований и эмфатической интонации [2].
Просодические аспекты речи детей с ОНР характеризуются следующими особенностями Интонация речи - сниженная экспрессивная окраска. (Голос может быть тихим или чрезмерно громким, неспособность регулировать высоту или интенсивность голоса, неспособность имитировать высокие или низкие звуки, неспособность имитировать звуки животных). Тон речи может быть нарушенным и носовым. Темп речи становится более быстрым. У некоторых детей есть фоновый фальцет в грудном регистре, с ингаляционным дыханием и подъемом плеч. Ребенок говорит на вдохе - в этом случае речь захлебывается. Дикция нечеткая, речь невыразительная. При повествовании речь ребенка монотонна, постепенно становится все более трудной для понимания, голос становится блеклым. Нарушено формирование интонационной структуры предложения, а процесс слуховой дифференциации интонационной структуры более нарушен, чем процесс самостоятельной реализации.
Е.Е. Артемова классифицировала степень развития просодических аспектов речи дошкольников с ОНР на четыре класса [1]
1 степень (низкий) - серьезные нарушения просодических компонентов. Значительный недостаток качества голоса, интенсивности и высоты тона, замечаемый самим ребенком и окружающими. Коммуникация нарушена. Ребенок не способен выполнять задания, требующие произвольного изменения ритмических или тональных характеристик. Интонационные нарушения устойчивы во всех видах речевой деятельности.
Степень 2 (неадекватная) - Изменения в речи незначительны. Изменения просодических особенностей затрагивают некоторые или все ее компоненты. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий по воспроизведению различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимых ситуациях, значительно более выразительна.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями Монография. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] кн. для логопеда / Г.А. Быстрова. Э.А. Сзова, Т.А.Шуйская – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с
5. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
6. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.
7. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.
8. Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 1978. - № 4. – С. 73–83.
9. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: кн. для логопеда / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб.: Речь, 2015. – 320 с.
10. Лопатина, Л.В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стёртой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. Н. Позднякова // Логопедия. – 2004. - № 1. – С. 36-43.
11. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Владос, 2004. – 272 с
12. Рубинштейн С.Л. Леушина А.М. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) с.93.
13. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
14. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
15. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2000. – 14 с.
16. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, 60 студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной–– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ
17. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
18. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
19. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у дошкольника ВЛАДОС, 1995.-198 с. 25.
20. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. –33-46.