Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из основных показателей развития ребенка является правильная, хорошо развитая речь, достаточный для общения словарный запас. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В дошкольном возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сферы ребенка. Одним из показателей сформированности речи является большой словарный запас, поэтому одной из задач дошкольного образования является обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста.
При общем недоразвитии речи (ОНР) накопление словаря идет особым путем. Общее недоразвитие речи – одно из часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются нарушения лексической стороны речи. Дети с ОНР имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление лексики, в том числе словаря прилагательных.
Своеобразие развития лексики при общем недоразвитии речи показано в исследованиях Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. В научной литературе подчеркивается, что формирование словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи идет своеобразно, поэтому важное задачей работы с детьми является своевременное выявление проблем в развитии словаря, проведение логопедического обследования и разработка на этой основе плана и содержания работы по обогащению словарного запаса.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили формулировку темы исследования: «Изучение словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: рассмотреть особенности изучения словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: словарь прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности изучения словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности формирования словаря прилагательных у детей в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть сущность понятия «общее недоразвитие речи» и выявить особенности словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать логопедические методики изучения словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемы исследования, классификация, обобщение, систематизация).
Структура исследования: работа включает введение, одну главу из трех параграфов, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря прилагательных у детей в среднем дошкольном возрасте
Важность речевого развития детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Образовательная область «Речевое развитие» включает такую задачу, как обогащение активного словаря, т.е. пополнение словарного запаса детей [16].
Словарь как предмет исследования раскрывается в различных науках – в лингвистике (В.В. Виноградов, А.А. Реформатский), психологии (Л.С. Выготский, М.М. Кольцова), педагогике (А.А. Алексеева, Б.И. Яшина), логопедии (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина).
В лингвистике (языкознании) выделяется такой раздел, как лексикология (от греческого слова lexikos – «относящийся к слову»), который изучает словарный состав языка, его лексику. Лексикология занимается изучением словарного состава языка, рассматривает слово как единицу речи, структуру словарного состава, особенности лексического значения, связь с другими разделами языка, в первую очередь, с грамматикой. Также лексикология изучает особенности формирования словарного запаса, пути его пополнения, типы лексических единиц [2].
Лексика включает в себя несколько групп, которые классифицируются по разным признакам. Это различные части речи, лексика в зависимости от стиля речи и другие группы. Благодаря лексическому значению в языке присутствуют единицы, которые дают возможность обозначить различные предметы, действия, признаки, количество и т.д. Лексическое значение не только определяет свойства конкретного предмета или явления, но и позволяет группировать их на основе сходства. Лексическое значение объясняется в словарях, при этом указывается предметная направленность слова, отнесенность слова к общим, или нарицательным, и единичным, или собственным [2].
Среди частей речи выделяется имя прилагательное. Это часть речи, которая обозначает признак предмета. По значению и форме имена прилагательные разделяются на относительные, качественные и притяжательные. Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же числе, падеже, роде, что и существительные, к которым они относятся. Начальная форма имён прилагательных – именительный падеж в единственном числе мужского рода.
Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные). В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого. Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.
Словарь прилагательных может активным и пассивным. Активный словарь прилагательных включает в себя ту часть словарного запаса, которую человек использует в процессе ежедневного общения с другими людьми, во всех сферах жизнедеятельности. Пассивный словарь представляет собой часть словарного запаса, которая не используется в повседневной деятельности, является малоупотребительной в общении, но при этом понимается участниками взаимодействия [4].
По мнению Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, соотношение объемов активного и пассивного словаря прилагательных может быть различным. В норме объем пассивного и активного словаря примерно одинаковы, при нарушении речи соотношение объемов пассивного и активного словарей может быть различным. Особенно проявляется расхождение пассивного и активного словаря у детей с ОНР. У них пассивный словарь прилагательных превышает активный, что требует организации коррекционной работы по пополнению словаря, его активизации, переводу из пассивного в активный словарь [10].
М.Н. Минаева отмечает, что при рассмотрении проблемы развития словаря детей необходимо учитывать, что словарный запас оценивается с двух сторон – с точки зрения количественного роста и с точки зрения его качества, то есть овладения ребенком значением слов. В связи с этим необходимо оценивать не только количество понимаемых и употребляемых в процессе речевой деятельности прилагательных, но и осознание ребенком их лексического значения, правильного использования в контексте [12].
В психологии проблема пополнения словарного запаса рассматривается как одно из важных направлений психического развития ребенка. Словарный запас – это один из показателей нормативного развития личности. Л.С. Выготский отмечает тесную связь развития речи и мышления, при этом формирование словарного запаса отражает уровень познавательного развития ребенка, успешность овладения понятиями, что в свою очередь показывает уровень сформированности мышления [11].
В логопедии проблема обогащения словаря прилагательных раскрывается с целью преодоления нарушений развития лексической стороны речи у детей. От сформированности словаря зависит овладение другими сторонами речевой деятельности. Слово включает в себя не только лексическое значение, но и его звуковое оформление (фонетическая сторона речи), восприятие в ряде других слов (фонематическая сторона речи), использование в связной речи (грамматическая сторона речи) [3].
Таким образом, понятие «словарь» рассматривается в рамках различных наук, прежде всего, лингвистики, психологии, педагогики, логопедии. Обобщив различные точки зрения, можно сделать вывод о том, что словарь прилагательных – это совокупность слов, обозначающих признак предмета, которые необходимы для общения и речевой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Биндусова А.В. Использование игровых приемов в процессе формирования словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Биндусова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2021. – № 2-2 (37). – С. 75-79.
2. Бурыкина М.Ю. Формирование словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности / М.Ю. Бурыкина, А.Б. Боклач // Modern Science. – 2021. – № 4-2. – С. 183-185.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 2014. – 504 с.
4. Гриневич А.Г. Исследование словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с дизартрией / А.Г. Гриневич // Студенческий вестник. – 2023. – № 3-1 (242). – С. 18-24.
5. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2016. – 320 с.
6. Иванова Е.А. Формирование словаря прилагательных у дошкольников с дизартрией / Е.А. Иванова, Л.П. Пащенко // Наука в жизни человека. – 2022. – № 2. – С. 75-80.
7. Комарова Е.Л. Проблема развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста / Е.Л. Комарова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 1. – С. 51-56.
8. Крамарева И.Е. Оценка сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими проявлениями / И.Е. Крамарева, А.Ф. Гарелик // Auditorium. – 2020. – № 2 (26). – С. 67-69.
9. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/768789/
10. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M8/file/1.pdf
11. Милютина Е.И. Формирование словаря прилагательных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровней / Е.И. Милютина, Е.Г. Кряжевских // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых / под ред. О.Р. Ворошниной, Ю.М. Хохряковой. – Пермь, 2016. – С. 204-209.
12. Минаева М.Н. Особенности фоормирования словаря прилагательных у учащихся с общим недоразвитием речи / М.Н. Минаева // Мировая наука. – 2022. – № 3 (60). – С. 110-118.
13. Мохова Ю.С. К проблеме развития словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.С. Мохова, Н.Н. Шешукова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – С. 139-143.
14. Орлова А.Д. Особенности формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.Д. Орлова, Е.И. Разуван // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – Москва, 2020. – С. 218-222.
15. Урываева Н.А. Активизация словаря прилагательных (признаков) дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры / Н.А. Урываева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 3 (32). – С. 79-81.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Эксмо, 2022. – 80 с.
17. Халиуллина Г.И. Особенности развития словаря прилагательных детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня / Г.И. Халиуллина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1087-1092.
18. Чаладзе Е.А. Экспериментальное изучение словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Чаладзе, В.А. Голунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-4. – С. 253-256.
19. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2014. – 239 с.
20. Яриков В.Г. Активизация словаря прилагательных (признаков) дошкольников с общим недоразвитием речи средствами интерактивной компьютерной игры / В.Г. Яриков, Н.А. Урываева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 63-7. – С. 47-51.